Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат
Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.
Для детей более старшего возраста рекомендуются следующие упражнения: наклоны за игрушкой с поддержкой.
Приседания с поддержкой выполняют с детьми, самостоятельно стоящими, держась за опору. Можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим».
Некоторые приемы массажа и упражнения, способствующие укреплению мышц.
Ежедневные занятия гимнастикой с ребенком позволяют укрепить мышцы его тела. Особенно это важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонию).
Для укрепления мышц задней поверхности тела (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приемы массажа, которые выполняются более энергично. Применяют точечный массаж (стимулирующий метод).
Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка:
Кроме того, ползание, ходьба на четвереньках - это прекрасная тренировка всего тела ребенка, в том числе и мышц спины, шеи и ног.
Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса) кроме приемов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж.
Тренировку мышц живота и передней поверхности шеи начинают с выкладывания на живот.
В положении на спине полезны любые движения ногами.
С полутора-двух месяцев применяют специальные упражнения:
Некоторые упражнения для развития равновесия и координаторных функций:
Некоторые упражнения и приемы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей.
При асимметрии мышечного тонуса на фоне общеукрепляющих дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы, проводятся специальные приемы массажа, лечебной гимнастики, лечение положением.
С помощью расслабляющих приемов массажа (поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние), а также точечного массажа (расслабляющий метод) проводят расслабление сгибателей пораженной стороны (мышц шеи, большой грудной мышцы, трапециевидной, широчайшей мышцы спины, подвздошно-поясничной, ягодичных, приводящих мышц бедер, икроножной мышцы). Затем делают укрепляющий массаж антагонистов мышц спины (классические приемы и точечный массаж мышц спины — укрепляющий метод). Укрепляющий массаж спины проводят более детально и глубоко на здоровой стороне.
После массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей, при которой таз ребенка также имеет асимметричное (косое) положение, делают и специальные упражнения. Они обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приемами массажа. Так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц в положении ребенка на спине, ногами к массажисту; в этом же положении также в сочетании с вибрацией мышц туловища, покачиванием таза с боку на бок проводят массаж, расслабляющий приводящие мышцы бедер. После этого приводят ногу, несколько согнутую в колене, к другой, выпрямленной ноге, накрывают ее согнутой ногой и одновременно потягивают так, чтобы несколько выпрямилось косое положение таза.
Рекомендуем упражнение, которое заключается в мягком пластичном растягивании спастически сокращенных мышц, проводимом одновременно с их вибрацией. Взрослый укладывает ребенка на спину, здоровым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватывает ребенка со стороны спастически сокращенных мышц и, прижимая его к себе здоровым боком, проводит вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребенком. При этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища ребенка. Производя одновременно вибрацию и растягивание, ладони движутся, одна к подмышечной впадине ребенка, другая к его ноге и по ноге вниз к стопе. Голова ребенка, оказывающаяся между предплечьем и плечом взрослого, мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции.
Приемы и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей руки, развитию хватательной и опорной функций рук.
Прежде всего, надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» и на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял перед собой руки, раскрывая кисти.
Для расслабления мышц-сгибателей рук применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж.
Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте три-пять потряхивающих движений кистью ребенка.
Хорошо расслабляются мышцы руки при валянии плеча между двумя кистями рук взрослого. Ведет к расслаблению мышц валяние рук ребенка, лежащих на опоре (в И.П. на спине), в сочетании с точечным массажем под дельтовидной мышцей.
Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями. Упражнения расположены по степени сложности для детей первого года жизни.
Особое внимание уделяется работе с предплечьем, кистью и пальцами рук.
Для отведения и разгибания большого пальца руки делают точечный массаж у его основания. Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа у основания всех остальных пальцев и их разгибания. Одновременно с описанными приемами проводят массаж и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (поглаживание, растирание, разминание, точечный массаж – тонизирующий метод), упражнения, например, «ладушки»; похлопывание по различным поверхностям; поглаживание по лицу взрослого; пассивные движения: сопоставление пальцев; сгибание и разгибание пальцев (в кулак – раскрыть).
Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз в день тренировку хватательного рефлекса. А если он отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы - с противоположной. После нескольких повторений появляется хватательный рефлекс. Его тренируют в течение двух-трёх месяцев. К четырём месяцам жизни подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игрушку, побуждая взять ее.
Для развития опорной функции руки применяют следующие упражнения:
Во втором полугодии жизни ребенка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать ее, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбирать пирамидку.
Лечебный массаж (одесская методика)
Для детей первого года жизни при поражении центральной нервной системы (энцефалопатии, родовая травма, Д.Ц.П.).
Методические указания:
ВНИМАНИЕ! Избегайте переразгибания ногтевой фаланги первого пальца, она всегда должна быть полусогнута.
Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии