Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат

Описание работы

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.

Файлы: 1 файл

Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Для детей более старшего возраста рекомендуются следующие упражнения: наклоны за игрушкой с поддержкой.

Приседания с поддержкой выполняют с детьми, самостоятельно стоящими, держась за опору. Можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим».

Некоторые приемы массажа и упражнения, способствующие укреплению мышц.

Ежедневные занятия гимнастикой с ребенком позволяют укрепить мышцы его тела. Особенно это важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонию).

Для укрепления мышц задней поверхности тела (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приемы массажа, которые выполняются более энергично. Применяют точечный массаж (стимулирующий метод).

Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка:

        1. Частое выкладывание на живот и рассматривание игрушки в положении на животе. Если ребенок не удерживает голову, то под грудь подкладывают валик.
        2. Повороты на бок, с рефлекторным разгибанием позвоночника.
        3. Рефлекторное ползание.
        4. Повороты со спины на живот.
        5. Поза «пловца».
        6. «Парение» без опоры ног.
        7. Разгибание спины во время плавания на животе.
        8. Выкладывание на мяч в положении на животе с опорой стопами .
        9. Поднимание свешенных со стола ног с применением стимулирующих приемов точечного массажа.
        10. Наклоны из положения стоя.
        11. Упражнение «Возьми игрушку со стула».
        12. Напряженное прогибание позвоночника.
        13. «Тачка» - ходьба на руках.

Кроме того, ползание, ходьба на четвереньках - это прекрасная тренировка всего тела ребенка, в том числе и мышц спины, шеи и ног.

Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса) кроме приемов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж.

Тренировку мышц живота и передней поверхности шеи начинают с выкладывания на живот.

В положении на спине полезны любые движения ногами.

С полутора-двух месяцев применяют специальные упражнения:

  1. Отклонения ребенка вперед-назад, постепенно переводите ребенка из полувертикального положения в горизонтальное. Это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях. Следите, чтобы голова не запрокидывалась.
  2. Сгибание туловища ребенка, поддерживая голову.
  3. Выкладывание на спину на мяч.
  4. «Парение» на спине.
  5. Повороты со спины на живот.
  6. Присаживание.
  7. Наклоны.
  8. «Возьми игрушку со стула».
  9. Поднимание выпрямленных ног («достань ногами до палочки»), вначале с помощью, затем самостоятельно.
  10.  Повороты в стороны.

Некоторые упражнения для развития равновесия и координаторных функций:

      1. И.п.: ребенок на руках взрослого, в вертикальном или горизонтальном положении. Покружиться с ребенком на руках вправо и влево.
      2. И.п.: ребенок на руках взрослого, лицом к нему, поддерживается за спину. Ногами ребенок обхватывает взрослого («лягушка»). Покачивать ребенка от себя - к себе (вниз - вверх головой).
      3. И.п.: ребенок стоит на четвереньках. Взрослый слегка подталкивает ребенка вперед, назад, в стороны. Упражнение проводится в виде игры с побуждением ребенка удержаться на четвереньках.
      4. И.п.: ребенок лежит на доске-качалке (на животе). Упражнение осуществляется покачиванием ребенка на доске качалке вправо-влево, вверх-вниз, десять-двенадцать раз.
      5. Ребенок сидит на качелях, поддерживаемый взрослым. Раскачивать качели два-шесть раз.
      6. На детских каруселях (с поддержкой взрослого). Покружиться два-шесть раз.
      7. Покачивание на плече, на спине и на животе с разной скоростью и изменением направления.
      8. Покачивание в гамаке.
      9. Активно-пассивные пружинящие движения ребенка, находящегося в прыгунках с поворотом вправо-влево и отталкиванием ног от пола.

Некоторые упражнения и приемы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей.

При асимметрии мышечного тонуса на фоне общеукрепляющих дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы, проводятся специальные приемы массажа, лечебной гимнастики, лечение положением.

С помощью расслабляющих приемов массажа (поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние), а также точечного массажа (расслабляющий метод) проводят расслабление сгибателей пораженной стороны (мышц шеи, большой грудной мышцы, трапециевидной, широчайшей мышцы спины, подвздошно-поясничной, ягодичных, приводящих мышц бедер, икроножной мышцы). Затем делают укрепляющий массаж антагонистов мышц спины (классические приемы и точечный массаж мышц спины — укрепляющий метод). Укрепляющий массаж спины проводят более детально и глубоко на здоровой стороне.

После массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей, при которой таз ребенка также имеет асимметричное (косое) положение, делают и специальные упражнения. Они обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приемами массажа. Так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц в положении ребенка на спине, ногами к массажисту; в этом же положении также в сочетании с вибрацией мышц туловища, покачиванием таза с боку на бок проводят массаж, расслабляющий приводящие мышцы бедер. После этого приводят ногу, несколько согнутую в колене, к другой, выпрямленной ноге, накрывают ее согнутой ногой и одновременно потягивают так, чтобы несколько выпрямилось косое положение таза.

Рекомендуем упражнение, которое заключается в мягком пластичном растягивании спастически сокращенных мышц, проводимом одновременно с их вибрацией. Взрослый укладывает ребенка на спину, здоровым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватывает ребенка со стороны спастически сокращенных мышц и, прижимая его к себе здоровым боком, проводит вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребенком. При этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища ребенка. Производя одновременно вибрацию и растягивание, ладони движутся, одна к подмышечной впадине ребенка, другая к его ноге и по ноге вниз к стопе. Голова ребенка, оказывающаяся между предплечьем и плечом взрослого, мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции.

Приемы и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей руки, развитию хватательной и опорной функций рук.

Прежде всего, надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» и на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял перед собой руки, раскрывая кисти.

Для расслабления мышц-сгибателей рук применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж.

Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте три-пять потряхивающих движений кистью ребенка.

Хорошо расслабляются мышцы руки при валянии плеча между двумя кистями рук взрослого. Ведет к расслаблению мышц валяние рук ребенка, лежащих на опоре (в И.П. на спине), в сочетании с точечным массажем под дельтовидной мышцей.

Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями. Упражнения расположены по степени сложности для детей первого года жизни.

    1. Вибрация, встряхивание с отведением рук.
    2. Скрещивание рук на груди.
    3. «Бокс» — поочередное сгибание и разгибание рук.
    4. Поочередное поднимание рук верх.
    5. Одновременное поднимание рук вверх.
    6. Круговые движения руками.
    7. Поочередное отведение рук в стороны.
    8. Одновременное отведение рук в стороны.
    9. Сложное движение: согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).
    10. Вращение предплечья. Рука согнута в локте, среднее положение предплечья – ладони обращены друг к другу, повернуть кнаружи (супинировать) – ладони обращены к лицу ребенка, вернуться в среднее положение и повернуть кнутри (пронация предплечья) – ладони обращены к взрослому.

Особое внимание уделяется работе с предплечьем, кистью и пальцами рук.

Для отведения и разгибания большого пальца руки делают точечный массаж у его основания. Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа у основания всех остальных пальцев и их разгибания. Одновременно с описанными приемами проводят массаж и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (поглаживание, растирание, разминание, точечный массаж – тонизирующий метод), упражнения, например, «ладушки»; похлопывание по различным поверхностям; поглаживание по лицу взрослого; пассивные движения: сопоставление пальцев; сгибание и разгибание пальцев (в кулак – раскрыть).

Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз в день тренировку хватательного рефлекса. А если он отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы - с противоположной. После нескольких повторений появляется хватательный рефлекс. Его тренируют в течение двух-трёх месяцев. К четырём месяцам жизни подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игрушку, побуждая взять ее.

Для развития опорной функции руки применяют следующие упражнения:

  1. «Сфинкс» – опора на предплечья (предплечья параллельны друг другу, плечевой пояс приподнят)
  2. Упражнение «Тачка-один». Удерживая ребенка под грудь и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребенка к себе, кисти раскрываются (пальцы разведены).
  3. Усложнение: «Тачка-два». Ходьба на руках, с переносом центра тяжести тела.
  4. И. п.: ребенка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой – за ноги (сверху «вилкой»). Взрослый слегка подбрасывает ребенка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч. Вызывается рефлекс опоры на игрушку, - происходит протягивание вперед рук и раскрытие кистей и пальцев.
  5. И. п.: ребенок лежит на животе, опираясь на кисти выпрямленных рук. Взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук.
  6. И. п.: ребенок стоит на четвереньках. Взрослый поднимает голову ребенка вверх. Происходит изменение положения рук – разгибание кисти и пальцев.
  7. Ходьба на четвереньках очень полезна для развития опорности рук.

Во втором полугодии жизни ребенка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать ее, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбирать пирамидку.

Лечебный массаж (одесская методика)

Для детей первого года жизни при поражении центральной нервной системы (энцефалопатии, родовая травма, Д.Ц.П.).

Методические указания:

  1. ВНИМАНИЕ! Исключаются все резкие движения и приемы (похлопывания, пощипывания, рубления).
  2. В положении лежа на спине, голова ребенка должна быть выведена в среднефизиологическое положение. При необходимости фиксируем голову ребенку (подкладывая валик со стороны привычного поворота головы), помещаем голову ребенка в тесную укладку, фиксируем голову ребенка руками второго взрослого. Если тело ребенка привычно изогнуто в одну сторону, постоянно во время массажа раздражаем рефлекторную точку сбоку в области талии, со стороны противоположной изгибу тела.
  3. В положении лежа на животе, подкладываем под грудку и подмышки ребенка валики (согнутые из байковой пеленки, махрового полотенца и т.д.) так, чтобы голова ребенка была выведена в среднефизиологическое положение слегка приподнята, плечевой пояс разогнут, а руки выведены вперед. Если тело ребенка привычно изогнуто в ту или иную сторону, выпрямляем его постепенно, пользуясь теми же приемами, что и в положении лежа на спине.
  4. Руки ребенка массируются только в положении супинации (поворот ладонью вверх, первый палец наружу, с прямой разогнутой кистью, отведенным первым пальцем, для чего вторая рука массажиста держит кисть ребенка в положении рукопожатия).

ВНИМАНИЕ! Избегайте переразгибания ногтевой фаланги первого пальца, она всегда должна быть полусогнута.

  1. Ноги ребенка массируются только в положении легкого сгибания бедра, колена.
  2. Массаж любого участка тела начинается с легкого поглаживания, постепенно переходящего в более плотное - до появления тепла и легкого покраснения кожи. Оканчивая массаж любого участка тела, необходимо применить успокаивающее поглаживание, а затем нормализовать биоэлектрический потенциал данного участка тела.
  3. Точечный массаж проводим по окончании массажа соответствующего участка тела. Точно массируем круговыми движениями пальца (пальцев) третьего-четвёртого, всегда по часовой стрелке, потом углубляемся в точку, затем вытягиваем пальцы из точки медленно и с усилием.
  4. Для расслабления спастических мышц ребенка, применяем мягкое поглаживание, легкое потряхивание, вибрацию, а для рук и ног еще и вращение (от малой амплитуды с постепенным ее увеличением) по соответствующим суставам в обе стороны.
  5. Круговое растирание с поступательным движением вторых – третьих - четвёртых пальцев (С.П.Р.- три) выполняется достаточно глубоко, но без давления: движения напоминают прощупывания (ищем горошину в мышцах).
  6. Разминания между первым-вторым пальцами массажиста. Движение весьма глубокое (мышцы захватываются как бы до кости), но очень мягкое (без щипков и давления и обязательно округлое непрерывное).

Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии