Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат

Описание работы

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.

Файлы: 1 файл

Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Данная зона делится на три части:

  • верхняя одна пятая часть имеет отношение к нижним конечностям; воздействие на эту часть проводится при параличе или парезе с учетом перекреста пирамидных путей на противоположной стороне,
  • средняя часть моторной зоны составляет две пятых ее длины и является моторным сегментом верхних конечностей и применяется при параличах с противоположной стороны;
  • нижние две пятых - это зона лица и первая зона речи; используется при поражении мимических мышц, мы воздействуем на эту зону пальцем поглаживанием с легким надавливанием.

Зона хореи и тремора

Эта линия параллельна моторной зоне и расположена кпереди от нее.

Показания: гиперкинезы, спастическая кривошея, торсионная дистония, хорея при ревматизме При одностороннем поражении воздействуют на зону с противоположной стороны. При двустороннем поражении - воздействие осуществляется с двух сторон.

Зона головокружения и шума в ушах

Находим ее над верхушкой уха (представляет собой горизонтальную линию).

Вторая зона речи

Расположена ниже теменного бугра и параллельна первой стандартной линии, имеет длину два сантиметра, показана при афазии, алексии.

Третья зона речи

Параллельна зоне головокружения и шума в ушах и ниже ее (используется при афазии).

Зона равновесия (номер одиннадцать)

Применяется при поражениях мозжечка.

Зона эпилепсии

Расположена выше и параллельно зоне головокружения и шума в ушах.

Линии соединительнотканного массажа при речевых нарушениях на лице при Д.Ц.П.

    • От середины подбородка по нижнему краю нижней челюсти до ее угла и выше до козелка.
    • Длинные штрихи от ямки подбородка латерально до козелка уха.
    • От середины носогубной складки к ушной раковине.
    • Под скуловой костью и скуловой дугой латерально к уху.
    • По нижнему краю орбиты от внутреннего до наружного края глаза.
    • По верхнему краю орбиты в том же направлении.
    • В височной области три горизонтальные линии параллельно друг другу в латеральном направлении.
    • От середины лба три горизонтальные линии латерально.
    • От середины передней границы В.Ч.Г. по границе В.Ч.Г. к вискам.

Логопедический массаж

С детьми первого и второго уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с цель нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

  • в направлении от середины лба к вискам;
  • от бровей к волосистой части головы;
  • от линии лба вниз через все лицо к шее;
  • от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  • по верхней губе от угла рта к середине,
  • по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется пять-семь раз, по времени массаж не превышает трёх минут, проводится ежедневно.

Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекса запрещающей позиции» (эмбриона). Для расслабления языка и его корня используются:

  • точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение пятнадцати секунд вибрирующими движениями указательного пальца под нижней челюстью;
  • вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение одной секунды);
  • легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение пятнадцати секунд языка деревянным шпателем который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по три раза ежедневно. С детьми, находящимися на втором уровне до-речевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление ар артикуляционной мускулатуры, а в других - на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется шесть-восемь раз по несколько раз в день.

Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:

  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  • поглаживание верхней и нижней губ к центру;
  • постукивание губ;
  • точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется три-восемь раз по несколько раз в день.

Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (три-пять раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам - к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:

  • поглаживание лба от середины к вискам;
  • поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.

Разминание скуловой и щечной мышцы. Поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

После четырёх-пяти легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют восемь-десять раз по несколько раз (два-три) в день.

Укрепление губной мускулатуры. С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание, вибрацию губ:

  • от середины верхней губы к углам;
  • от середины нижней губы к углам;
  • поглаживание носогубных складок к крыльям носа;
  • пощипывание губ.

Движения повторяют восемь-десять раз ежедневно по два-три раза.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насадки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется два-три раза, не более двух минут, через день.

Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:

  • продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику;
  • вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык;
  • на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону

Все движения повторяют четыре-шесть раз.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение пяти-десяти секунд, способствуют активизации мышц языка.

В клинике детского церебрального паралича отмечается довольно раннее появление гиперкинезов в мимической мускулатуре и особенно в языке. Подавление гиперкинезов производится, когда ребенок находится в одной из поз «рефлекса запрещающих позиций».

Перед массажем проводят упражнения, предложенные К.А. Семеновой: потряхивая руку и ногу ребенка, сближают их в области колена и локтя (правый локоть с левым коленом и наоборот). Несколько движений (два-три раза) попеременно справа и слева способствуют ослаблению гиперкинезов. В основе логопедического массажа, направленного на уменьшение гиперкинезов, лежит перекрестный точечный массаж, разработанный К.А. Семеновой.

РОДОВЫЕ ПАРАЛИЧИ (АКУШЕРСКИЕ)

Причиной периферических акушерских параличей являются повреждения плечевого сплетения в родах (растягивание или разрыв). При извлечении плода могут иметь место сильные боковые сгибания головы при затруднении выведения головки и плечиков, что часто встречается при крупном плоде, при запрокидывании ручек, при ягодичном и ножном предлежании, при переломе ключиц. По статистике происходит двенадцать случаев на одну тысячу новорожденных. Справа в два раза чаше, чем слева. Клинические проявления зависят от уровня повреждения.

Верхний паралич Эрба-Дюшена

Паралич возникает при повреждении нервных волокон идущих от С пять –С шесть (плечевой нерв) Встречается чаще, но лечится лучше.

Выявляется в период новорожденности и характеризуется выпадением иннервации дельтовидной, двух- и трехглавой, плечевой мышц, супинатора, малой круглой, подостной, надостной, передней зубчатой мышц. Пораженная конечность разогнута во всех суставах, приведена к туловищу, ротирована внутрь в плече и предплечье, кисть согнута. Сухожильные рефлексы не вызываются. Движения в плечевом и локтевом суставах отсутствуют, а в пальцах и кисти сохранены.

С возрастом, если меры профилактики не приняты, в плечевом суставе образуется подвывих, рука повисает под действием своей силы тяжести и кажется длиннее здоровой.

Этот паралич часто сочетается с кривошеей из-за травмы Г.К.С.М.

Лечение: Сразу после установления диагноза у новорожденного необходимо обеспечить укладку ручки в положении «голосующего» с помощью шины - с отведенным плечом и coгнутым вверх предплечьем. Снимать ее можно только после восстановления активных движений руки.

Для проведения массажа и лечебной физкультурой выделяют три периода:

Первый период - от рождения до двух месяцев.

Задача и цель:

1) предупредить атрофию пораженных мышц;

2) предупредить образование контрактур;

3) стимулировать трофические процессы.

Этот период делиться на два этапа: острый и подострый.

Острый период: семь-десять дней - только укладка и медикаментозное лечение.

Подострый период - до двух месяцев:

Массаж пораженной конечности, состоящий только из поглаживания и легкого С.П.Р.

Массаж соответствующих возрасту остальных частей тела:

  • общий массаж здоровой конечности: поглаживания, С.П.Р., П.П.Р. (для стимуляции импульсов на больной стороне ввести щипцеобразные разминания; массаж плеча здоровой конечности),
  • массаж спины, пояснично-крестцового отдела и ягодицы в И.П.Р. лежа на здоровом боку;
  • массаж ног: поглаживание, растирание;
  • массаж груди;
  • массаж живота.

Рефлекторные упражнения

  • рефлекс Робинсона (захват пальца взрослого при касании им ладони ребенка);
  • рефлекс Бабкина (надавливание большим пальцем на ладони ребенку, он открывает рот, сгибает голову, напрягает плечевой пояс, руки).

Эти рефлексы будут ослаблены со стороны паретичной руки.

Необходимо помнить! Неосторожное обращение с ребенком в этом возрасте во время массажа, пеленания, туалета кожи, купании нередко приводит к нарастанию неврологической симптоматики. В такой же степени это относится к кривошее. Активные ортопедические мероприятия по лечению кривошеи могут применяться лишь тогда, когда отвергнуто повреждение шейных позвонков и вторичное вовлечение в процесс позвоночной артерии.

Второй период

Начинается с двух месяцев. При благополучном течении болезни появляются активные движения в пораженной руке. Кроме задач первого периода, ведущей является развитие и тренировка активных движений.

Массаж пораженной ручки проводим по возможности дифференцированно, т.к. на третьем месяце жизни усиливается напряжение сгибателей руки, склонных к быстрому формированию сгибательных контрактур, поскольку эти мышцы сильнее физиологически.

Для профилактики контрактур применяем расслабляющие приемы массажа на двуглавой мышце плеча, плечелучевой и большой грудной мышце. Для более слабых паретических мышц, которыми являются мышцы лопатки, дельтовидная, трехглавая - укрепляющие приемы, т.е. несколько более сильный массаж, включающий прием щипцеобразного разминания на дельтовидной и трехглавой мышцах и особое внимание необходимо уделить лопатке. Если не проводить укрепление мышц лопатки, то в третьем периоде сформируется «крыловидная» лопатка.

Массаж мышц, окружающих лопатку:

отглаживание (латеральный – третий-четвёртый палец, медиальный - большой палец, надплечье - шея – третий-четвёртый палец).

Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии