Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат

Описание работы

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.

Файлы: 1 файл

Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Десять - два Шоу-Сань-Ли (у лучевого края лучевой кости);

Одиннадцать - два Цюй-Чи (на середине расстояния между латеральным надмыщелком и лучевым краем складок локтевого сгиба).

Далее включаются точки средней линии головы:

  • Двадцать- тринадцать Бай-Хуэй (на средней линии головы);
  • Двадцать - тринадцать Шан-Син (на полтора цуня выше передней границы ВЧГ);
  • Семнадцать - тринадцать Нао-Ху (на верхнем крае затылочного бугра).

Первые сеансы можно брать только эти точки. В последующие сеансы присоединяют симметричные локальные точки на тыле пораженной верхней конечности (метод возбуждения):

Два - десять Е-Мэнь (при кисти, сжатой в кулак, между четвёртым и пятым пястно-фаланговыми суставами);

Четыре - десять Ян-Чи (тыл Л.З.С., у лучевого края сухожилия общего разгибателя пальцев);

Пять - два Ян-Си (на дне анатомической табакерки, для нахождения отвести большой палец),

Пять - десять Вай-Гуань (выше тыльной задней лучезапястной складки на два цуня);

Девять - десять Сы-Ду (тыл предплечья, ниже локтевого отростка на пять цуней);

Пять - один Чи-Цзе (в центре складки локтевого сгиба);

Десять - десять Тянь-Цзин (выше локтевого отростка на один цунь);

Четырнадцать - два Би-Нао (выше локтевого сгиба на семь цуней, на наружной стороне плечевой кости).

На передней поверхности нижней конечности метод возбуждающий:

Сорок три - три Сянь-Гу (кзади от первого и второго плюснефалангового сустава в межкостной щели);

Сорок два - три Чун-Ян (тыл стопы - в месте пульса тыльной артерии стопы, на самой возвышенной части);

Сорок - одиннадцать Цю-Сюй (книзу и кпереди от латеральной лодыжки);

Четыре - двенадцать Чжун-Фэн (кзади и книзу от медиальной лодыжки);

Сорок один - три Цзе-Си (тыл сгиба стопы, в ямке между длинным разгибателем большого пальца и сухожилием общего разгибателя пальцев);

Тридцать девять - три Ся-Цзюй-Сюй (ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на девять цуней, в месте сближения передней большеберцовой мышцы и длинного разгибателя пальца);

Тридцать восемь - три Тяо-Коу (между большеберцовой и малоберцовой костями, ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на восемь цуней);

В окружности коленного сустава применяем возбуждающий метод:

  • Тридцать пять - три Ду-Би ("нос теленка", у верхнего края большеберцовой кости, в ямке кнаружи от связки надколенника);
  • Тридцать два - три Фу-Ту (выше верхнего края надколенника на 6 цуней);
  • Девять - четыре Инь-Лин-Цюань (в месте прикрепления портняжной мышцы, на два цуня ниже нижнего края надколенника);
  • Сто пятьдесят шесть В.М. Хэ-Дин (посредине верхнего края надколенника);
  • Тридцать четыре – одиннадцать Ян-Лин-Цюань (в ямке у передненижнего края головки малоберцовой кости на два цуня ниже нижнего края надколенника).

При варусном положении стопы возбуждающим методом воздействуют на точки наружной поверхности стопы:

  • Тридцать девять - одиннадцать Сюань-Чжун (у переднего края малоберцовой кости выше латеральной лодыжки на три цуня);
  • Тридцать семь - одиннадцать Гуан-Мин (у переднего края малоберцовой кости на пять цуней выше центра латеральной лодыжки);
  • Тридцать восемь - одиннадцать Ян-Фу (выше центра латеральной лодыжки на четыре цуня по переднему краю малоберцовой кости);
  • Тридцать шесть - одиннадцать Вай-Цю (у переднего края малоберцовой кости на семь цуней выше центра латеральной лодыжки);
  • Шестьдесят - семь Кунь-Лунь (в ямке между ахилловым сухожилием и латеральной лодыжкой).

Воздействие в указанные выше точки чередуют с точками по паравертебральным линиям, которые берутся симметрично и точками средней линии спины, а также в области лопаток. На них применяют тормозной метод:

  • Четырнадцать - тринадцать Да-Чжуй (между остистыми отростками С семь –Тh один);
  • Одиннадцать - семь Да-Чжу (кнаружи от промежутка между остистыми отростками Th один –Th два на полтора цуня);
  • Сорок три - семь Гао-Хуан (у внутреннего края лопатки, соответствует расположению трапециевидной мышцы и большой ромбовидной мышцы);
  • Двадцать один - одиннадцать Цзянь-Цзин (посредине расстояния между точками четырнадцать - тринадцать Да-Чжуй и пятнадцать - два Цзянь-Юй);
  • Пятнадцать - два Цзянь-Юй (между акромиальным отростком лопатки и большим бугром плечевой кости, где при поднятии руки вверх образуется углубление);
  • Десять - шесть Нао-Шу (на одной вертикальной линии с подмышечной впадиной, в ямке под лопаточной остью);
  • Пять - тринадцать Сюань-Шу (между остистыми отростками позвонков L один -L два);
  • Четыре - тринадцать Мин-Мэнь (между остистыми отростками позвонков L два –L три);
  • Двадцать один - семь Вэй-Шу (кнаружи от промежутка между остистыми отростками Тh двенадцать –L один на полтора цуня);

• Двадцать два - смь Сань-Цзяо-Шу (кнаружи от промежутка между остистыми отростками L один –L два на полтора цуня).

В зонах, где нарушение движения особенно выражено, применяют возбуждающий метод:

  • Пятьдесят - семь Чжи-Бянь (на три цуня латеральнее от четвёртого заднекрестцового отверстия);
  • Тридцать - одиннадцать Хуань-Тяо (если соединить большой вертел, седалищный бугор и заднюю верхнюю ость подвздошной кости, то точка будет в центре треугольника). Находят ее в положении лежа на боку.

Приемы массажа и упражнения при лечении детей с энцефалопатией

(из книги Красиковой).

Некоторые приемы массажа и упражнения, способствующие общему расслаблению мышц тела ребенка.

Для правильного психомоторного развития очень важно соответствие тонуса мышц ребенка его возрасту. Задержка физиологического гипертонуса мышц-сгибателей создает серьезное препятствие для своевременного формирования свободных движений.

Необходимо с первых месяцев жизни ребенка следить за положением его тела в кроватке.

Хорошим расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть мягким и медленным.

Потряхивание используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей ребенка при выполнении пассивных движений.

Разминание тоже может способствовать расслаблению, если выполнять его нежно и мягко.

Полезен точечный массаж, используется тормозной метод.

Весьма эффективны для общего расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики.

  1. Поза «эмбриона». И.П.Р. - ребенок лежит на спине. Руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, сгибают голову, позу фиксируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе - от себя и с одного бока на другой пять-десять раз. Движения делать плавно, ритмично.
  2. С помощью укладывания ребенка на мяч и покачивания его в этом положении также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса. Упражнения проводят следующим образом: ребенка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его медленно раскачивают вперед-назад, при этом можно делать точечный массаж мышц спины. Через некоторое время, когда наступает снижение тонуса мышц-сгибателей, ребенка поворачивают и укладывают спиной на мяч. Вновь производят несколько качательных движений вправо-влево и по диагонали. После достигнутого расслабления мышц можно приступить к необходимым упражнениям лечебной физкультуры. Медленное размеренное покачивание ребенка на мяче (лежа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперед.
  3. Прекрасным расслабляющим эффектом обладает плавание. Держа ребенка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону. Это упражнение хорошо делать в воде.

Приемы и упражнения, способствующие расслаблению приводящих мышц бедра, задней группы мышц голени, развитию опорной функции стоп

При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок с трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает ноги.

Прежде чем выполнять упражнение лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы одним из приемов точечного массажа. Для его осуществления надо коснуться подушечкой указательного пальца в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку, почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вращающее и давящее воздействие на точку-зону. Вначале с постепенным нарастанием увеличения давления, вибрацией, остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от зоны) вызывают ослабление мышечного напряжения в приводящих мышцах. Этому же способствуют легкие покачивания (влево-вправо) таза ребенка, лежащего на опоре. После достижения расслабления мышц надо слегка согнутые ноги ребенка разводить в стороны мягкими, вибрационными движениями, без насилия. Целесообразно, чтобы угол, на который разводят ноги, был несколько меньше максимально возможного. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют ее другой пеленкой или штанишками. После достигнутого расслабления можно делать пассивные упражнения: сгибание и разгибание ног с широким разведением бедер, «ладушки» стопами и сгибание разведенных ног ребенка, лежащего на животе.

Очень полезно рефлекторное ползание.

Важно следить, чтобы во время проведения всех вышеперечисленных упражнений ноги ребенка были максимально разведены.

При повышенном напряжении задней группы мышц голеней, когда ребенок в вертикальном положении, поддерживаемый под мышки, опирается на пальцы ног, тонус передней группы мышц голеней и стоп снижен (мышцы растянуты, ослаблены). Поэтому массаж ног проводят следующим образом:

  1. И.П.: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены. Вначале проводят точечный массаж стоп в месте перехода стопы в голень с одновременным потряхиванием стоп и сгибанием их вперед. Затем с целью укрепления растянутых мышц проводят массаж мышц передней поверхности голени и стоп (поглаживание, растирание, разминание).
  2. И.П.: ребенок лежит на животе. Вначале проводят массаж голеней с целью расслабления задней группы мышц (легкое поглаживание, потряхивание, вибрация, валяние и др.). Затем сгибают ноги в коленях, располагая голени вертикально к опоре, и, положив кисти рук на стопы ребенка, мягко, пластично с вибрационными движениями надавливают на подошвы, сгибая стопы к передней поверхности голени, таким образом, очень осторожно растягивая пяточные сухожилия

Помимо этого, для развития опорной функции стоп рекомендуются следующие упражнения

  • Рефлекторные упражнения для стоп: указательным и средним пальцами захватите ступни ребёнка, а большим — нажмите на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание стопы. Затем проведите с нажимом по внутреннему краю стопы ребёнка к пятке и по наружному краю к мизинцу. Происходит разгибание стопы.
  • Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Очень важны упражнения, основанные на врожденных рефлексах:

  • Рефлекс опоры и выпрямления. Поддерживайте ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша опираются о стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног малыша с поверхностыо стола происходит их разгибание.
  • Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка под мышки, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги».
  • Также полезно рефлекторное ползание: положите ребёнка на живот, ноги должны быть согнуты, колени разведены в стороны. Обхватив тыльную поверхность стоп, прикоснитесь большими пальцами одновременно к его подошвам. В ответ на это ребенок энергично отталкивается разгибая ноги, и продвигается вперед.
  • Возможен и другой вариант ползания — в вертикальном положении: слегка приподнимите грудь ребенка на своей ладони, затем другой рукой прикоснитесь к подошвам полусогнутых ног малыша. Это вызовет отталкивание ног ребенка и их выпрямление.
  • Рефлекторное ползание в положении на спине. Создайте опору для полусогнутых ног ребенка, и он будет отталкиваться, выпрямляя ноги. Можно положить в кроватку большой надувной мяч, чтобы ребенок «пинал» его ногами.
  • «Скользящие шаги» рекомендуется детям после четырех месяцев. Обхватив голени лежащего на спине ребенка спереди и прижав стопы к столу, попеременно сгибайте и разгибайте его ноги, скользя стопами по поверхности.

Полезны упражнения в ванне с теплой водой. Их делают непосредственно во время купания ребенка. Ребенка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди. Поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стимулируйте переступание. Целесообразно на дно ванны на время проведения этого упражнения положить резиновый рифленый коврик.

Во время плавания стимулируйте ребенка отталкиваться от бортика.

Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии