Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат
Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.
Массаж ног
Положение - лежа на спине с валиком под коленями. Ноги полусогнуты, колени всегда шире, чем стоны, держать за стопу внутренней рукой, работать внешней. Не касаться ахиллова сухожилия.
а) по переднебоковым поверхностям голени;
б) по переднебоковой и задней поверхности бедра, не задевая приводящие мышцы бедра. Работать промежутком между первым и вторым пальцами, не задевая икроножную мышцу.
ВНИМАНИЕ! При сильной напряженности мышцы передней поверхности бедра применяем мягкую расслабляющую вибрацию:
а) от тыла стопы по передней поверхности голени и бедра. (Щадить колено и не доходить до паховой области);
б) от наружной лодыжки по передней поверхности голени и наружной поверхности бедра, с акцентом на тазобедренный сустав;
в) ВНИМАНИЕ! От пятки до подколенной ямки всегда проводится только мягкая расслабляющая вибрация до полного расслабления с растяжением (согнутую ногу сильнее отвести в сторону и вверх, подходить с наружной стороны), далее по задней поверхности бедра, чуть выше подколенной ямки и на ягодицу.
Общие приемы: при атрофии ягодичных мышц акцент на них.
г) от внутренней лодыжки по передневнутренней поверхности голени до колена; ВНИМАНИЕ! От колена по внутренней поверхности бедра применяется только мягкая расслабляющая вибрация.
а) веерообразное растирание первыми пальцами его наружного и внутреннего краев и нижней трети голени (не захватывать ахиллово сухожилие);
б) круговое растирание (С.П.Р.) с поступательным прощупывающим движением вторым – третьим - четвёртым пальцами по наружному краю стопы от мизинца к пятке и далее вокруг наружной лодыжки, затем по внутреннему краю стопы (от большого пальца к пятке и далее вокруг внутренней лодыжки.
ВНИМАНИЕ! При плосковальгусной деформации стопы количество повторения приема по наружному и внутренней поверхности один к пяти – один к одному.
в) растирание одним пальцем по ходу червеобразных мышц стопы (по межпальцевым промежуткам) от пальцев к складке голеностопного сустава на тыле стопы; начинать работать с мизинца.
г) энергичное растирание подошвы стопы ребром ладони в обе стороны "точим нож"; ноги захватив так, чтобы ладонью придерживать первый палец ноги ребенка;
д) отрывистое штриховое раздражение подошвы "косточками пальцев" (согнутых) от поперечного свода стопы только к пальцам и только к пятке попеременно;
е) отрывистое штриховое раздражение одной косточкой второго пальца массажиста по продольному своду стопы, от корней второго, третьего пальцев ребенка посередине стопы и пятки, обратным движением мягкое разглаживание ладонной поверхностью стопы;
ж) растирание первым и вторым пальцами массажиста всех пальцев ребенка по суставам, начиная от мизинца; делать один раз, захватывая косточку у корня пальцем;
з) штриховое раздражение ногтем по наружному краю стопы от пятки под большой палец; при вальгусе выполнять десять-двадцать раз по внутренней поверхности;
и) снятие биополя.
Логопедический массаж
Затруднения в кормлении и нарушение речи у детей с Д.Ц.П.
С самого рождения правильное кормление ребенка с Д.Ц.П. имеет очень большое значение не только для его роста, физического развития и здоровья, но и в дальнейшем для развития звукопроизносительной стороны речи.
Трудности при кормлении детей с Д.Ц.П. в первые месяцы жизни связаны с недостаточным развитием сосательного и глотательного рефлексов, со слабостью губной мускулатуры, с нарушением мышечного тонуса в языке и ограничением его подвижности, с нарушением функции мягкого неба.
Некоторые дети, вследствие слабости сосательного рефлекса, начинают сосать путем закрывания и открывания рта, и взрослые в этом случае прибегают к пассивному приему кормления: они увеличивают отверстие в соске, откидывают назад голову ребенка, давая возможность жидкой пище стекать в глотку. Этот способ вреден, так как не способствует развитию мускулатуры, обеспечивающей произнесение звуков. В ходе сосания у ребенка формируются необходимые для произнесения звуков движения языка, губ и нижней челюсти.
У здорового ребенка сосание и глотание к трём месяцам значительно совершенствуется, чему способствует развитие мускулатуры языка и губ: губы плотно смыкаются, кончик языка становится достаточно подвижным. У детей с энцефалопатией в этом возрасте уже отчетливо заметно ограничение или даже отсутствие движений языка вверх и назад в результате повышения его мышечного тонуса. Со временем нарушения моторики языка и губ проявляются все более отчетливо. Язык становится толстым, малоподвижным, при крике складывается «лодочкой» или упирается кончиком в твердое небо.
К семи-восьми месяцам ребенок с энцефалопатией затрудняется в жевании, кусании, проглатывании твердой пищи. У таких детей рот постоянно открыт и выражено слюнотечение. Ребенок не может пить жидкость из чашки, так как его губы не могут охватить стакан и нарушены движения губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти.
Частые расстройства речи у детей с Д.Ц.П. связаны с поражением общей и речевой моторики.
При спастичности - мышцы языка и губ напряжены, движения их резко ограничены.
У детей с насильственными движениями (гиперкинетическая форма) нормальному произношению звуков мешают непроизвольные и некоординированные движения языка, губ, голосовых связок.
При нарушении координации движений (атонически-астатическая форма Д.Ц.П.) речь медленная, прерывистая, монотонная.
Кроме того, при Д.Ц.П. ребенок может слабо или даже неправильно ощущать положение языка и губ, что значительно затрудняет развитие правильного звукопроизношения.
Для улучшения и нормализации функции сосания, глотания, жевания и далее звукопроизношения необходимо использовать логопедический массаж и физические упражнения, которые будут тонизировать слабые мышцы или в других случаях снимать патологическую спастичность мышц, участвующих в кормлении и звукопроизношении. Логопедический массаж показан и необходим детям с часто встречающимися приобретенными зубочелюстными нарушениями, к которым ведут вредные привычки: сосание пустышки, пальцев, языка, щек.
Сохранение сосательной активности после десяти месяцев.
В этих случаях развивается следующая патология:
У недоношенных детей поражение зубочелюстного аппарата встречается в два-три раза чаще чем у доношенных. Поэтому им с десяти месяцев необходимо включать в комплекс массажа и гимнастики приемы логопедического массажа.
Техника логопедического массажа и физических упражнений при затруднении в кормлении и нарушении речи у детей с Д.Ц.П.
При слабости сосательного рефлекса у детей первых месяцев жизни (ноль-три месяца) - ребенок неплотно захватывает сосок или соску, сосет вяло, быстро утомляется, долго держит молоко во рту. Перед кормлением необходимо похлопать посредине его верхней губы, активизируя тем самым врожденный безусловный рефлекс (хоботковый), способствующий захвату соска или соски.
Поколачивание подушечкой второго или третьего пальца радиально по направлению от щек, под бородка и носа к губам.
Если ребенок очень плотно смыкает губы, то для расслабления губной мускулатуры можно сделать точечный массаж:
При постоянно открытом рте и чрезмерном слюнотечении (что встречается после шести месяцев и в более старшем возрасте) - необходим классический тонизирующий массаж по трем линиям с включением приемов: поглаживание, С.П.Р.- два - три, разминания в виде надавливания, винтообразное разминание, пощипывание, подергивание.
Сочетать с точечным массажем:
Логопедический массаж со стимуляцией речевых точек.
Проводится после десяти месяцев, продолжительность от трёх до пяти минут. Проводится как с лечебной, так и с профилактической целью.
И.П.П. - лежа на спине (мать держит ручки); И.П.М. - у головного конца.
Стимуляция речевых точек
Точечный массаж при заикании и запинании.
Часто встречается при различных формах Д.Ц.П.
Тормозным методом обрабатываются:
Возбуждающим методом обрабатываются:
Через тридцать минут ребенок идет на логопедическое занятие к логопеду.
Скальпотерапия
Линии ориентира:
3oнa номер один (моторная)
Используется при параличах с противоположной стороны, афазии, слюнотечении, астении, осложнениях после энцефалита. Зона начинается на полсантиметра кзади от точки двадцать - тринадцать Бай-Хуэй, идет вниз и несколько кпереди до височной кости. Заканчивается на пересечении с горизонтальной линией.
Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии