Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс и особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Предмет: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретический подход к изучению особенностей речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1Понятие связной речи и её развитие в онтогенезе……………………...…….7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………..………….14
1.3 Анализ связности речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи……………………….………………………………………18
Глава II Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...…22
2.1 Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Обследование состояния связной речи…………………………………….25
2.3Результаты оценки связности речевого высказывания…………………….31 Заключение………………………………………………………………………..41 Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

связная речь детей.docx

— 103.43 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3                                                                                                                                               Глава 1 Теоретический подход  к изучению особенностей  речевого высказывания детей  старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи

1.1Понятие связной речи и её развитие в онтогенезе……………………...…….7

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………..………….14

1.3 Анализ связности речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи……………………….………………………………………18

 Глава II Методологические аспекты и оценка связности  речевого высказывания  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...…22                                                                                                         

  2.1 Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста

2.2 Обследование состояния связной  речи…………………………………….25

 2.3Результаты оценки связности речевого высказывания…………………….31                                                                 Заключение………………………………………………………………………..41                                                                                                                                          Библиографический список…………………………………………………...…45

Приложение

 

 

 

Введение

 

 В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка.

 В структуре коррекционно-педагогической  работы с детьми с нарушениями  речи, по мнению большинства исследователей  Ю.Ф.Гаркуша, Г.С.Гуменная, О.Н.Усанова, В.В.Юртайкин и др., значительное  место должно отводиться развитию  познавательных процессов, эмоционально-волевой  сфере и личностному развитию.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими.

По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.

Актуальность исследования: Своевременное владение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка.

 Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей: замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности, порождает специфические черты общего и речевого поведения: ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника, приводит к снижению коммуникативной активности.

Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению  проблемы связности  речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста   с общим недоразвитием речи, проблема преодоления общего недоразвития речи изучена недостаточно.

Поэтому вопросы формирования связной устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР приобретают особую актуальность.

Цель исследования: изучить процесс и особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предмет: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

  1. дать характеристику связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
  2. сформулировать понятие связной речи и её развитие в онтогенезе;
  3. проанализировать связность речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи;
  4. проанализировать результаты оценки связности речевого высказывания;
  1. изучить  оценку связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и выявить особенности ее сформированности;

  1. разработать методические рекомендации, направленные развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема развития связной речи у детей с ОНР  и всесторонний анализ речевых нарушений нашла свое отражение в работах: Р.Е.Левиной, Л.С.Волковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым и др.

Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и разработанные методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста, а также родителями детей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I Теоретический подход  к изучению особенностей  речевого высказывания  детей  старшего дошкольного  возраста  с общим недоразвитием речи

1.1. Понятие связной  речи и её развитие в онтогенезе                                                               

 

Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей.

Связная речь — это «сложное целое, которое представляет собой две и более группы предложений, подчиняющихся единой теме и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом». [Баряева Л. Б. 2008]

Связная речь, так же как и предложение, служит целям коммуникации, но на более высоком уровне.

Связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую речь.

По мнению А. В.Текучева, под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. [Ефименкова Л.Н.2009]

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Согласно данным А.Н. Гвоздева дети с нормальным интеллектом уже в возрасте 2 лет строят фразы из 3-4 слов при этом появляются грамматические отношения между словами, развиваются согласование именительного падежа с глаголом и типы подчинения глаголу. Вместе с тем многие предложения строятся грамматично, появляются словоизменения. [Баряева Л. Б. 2008]

В 2 года 3 месяца-3 года наблюдается развитие сложного предложения, появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется.

Ребенок 3-4 лет демонстрирует дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения и спряжения, активно использует собственные словоформы. Присутствует словотворчество. [Баряева Л. Б. 2008]

В 4-7 лет ребенок иногда испытывает затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который, начинает усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологических категорий (использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи, числительных). [Ефименкова Л.Н.2009]

Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространенные предложения, сравнивать и сопоставлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (число, род, падеж). Детей обучают тому, что одну и ту же мысль можно выражать различными языковыми средствами. Это побуждает их употреблять сложные предложения с придаточными разных видов.

 Основываясь на концепции  Л. С. Выготского о двух видах  синтаксирования, многие авторы  выделяют синтаксическую и психологическую  предикативность.

«Психологическая предикативность представляет собой соотнесенность содержания, высказываемого в предложении, с объективной действительностью. Синтаксическая предикативность указывает на отнесение признака в широком смысле этого слова к его носителю. Психологическая предикативность лежит в основе глубинной структуры высказывания, определяя его семантические связи. Поверхностная же структура высказывания организуется на основе синтаксической (языковой) предикативности». [Баряева Л. Б. 2008]

Характер глубинно-семантических отношений определяется предицированием, выделением предиката.

В процессе глубинного синтаксирования речь идет о психологической предикативности. Глубинно-семантическая структура высказывания представляет собой структуру, состоящую из предиката и актантов. Выделяются следующие глубинно-семантические отношения: субъектное — отношение между субъектом и предикатом; объектное — отношение между предикатом и объектом; локативное — отношение между предикатом и местом, где совершается действие; инструментальное — отношение между предикатом и орудием действия,атрибутивное — характеризующее качество, признак предмета и др. [Ефименкова Л.Н.2009]

В процессе раннего онтогенеза предицирование у детей осуществляется в зависимости от ситуации. В речевом высказывании отражаются представления ребенка о структуре ситуации в действительности. Структура ситуации обозначается структурно организованным речевым высказыванием, сначала на уровне глубинно-семантической структуры, затем на языковом уровне, в поверхностной структуре высказывания. Организация глубинно-семантической структуры будущего высказывания во многом определяет и поверхностную структуру речевого высказывания.

На раннем этапе онтогенеза речи развитие предметной и речевой деятельности идет параллельно с развитием операций программирования. Выделяется и предпрограммный этап, на котором умение строить программу речевых действий еще не сформировалось, но осуществляется предицирование, имеется определенное отношение высказывания к действительности.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. [Баряева Л. Б. 2008]

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.

Информация о работе Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи