Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретический подход к изучению
особенностей речевого высказывания
детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
1.1Понятие связной речи и её
развитие в онтогенезе……………………...…….7
1.2 Психолого-педагогическая
характеристика детей с общим недоразвитием
речи……………………………………………………………………..………….14
1.3 Анализ связности речевого
высказывания дошкольников с общим недоразвитием
речи……………………….………………………………………18
Глава II Методологические
аспекты и оценка связности речевого
высказывания детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...…22
2.1 Анализ методик изучения
связной речи детей старшего дошкольного
возраста
2.2 Обследование состояния
связной речи…………………………………….25
2.3Результаты оценки связности
речевого высказывания…………………….31
Заключение………………………………………………………………………..41
Библиографический список…………………………………………………...…45
Приложение
Введение
В настоящее время дошкольники
с недостатками речевого развития составляют
самую многочисленную группу детей с нарушениями
развития.
Не вызывает сомнения тот факт,
что патология речевого развития в детском
возрасте не может рассматриваться как
изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие
речи оказывает большое влияние на формирование
всей психической деятельности ребенка.
В структуре коррекционно-педагогической
работы с детьми с нарушениями
речи, по мнению большинства исследователей
Ю.Ф.Гаркуша, Г.С.Гуменная, О.Н.Усанова,
В.В.Юртайкин и др., значительное
место должно отводиться развитию
познавательных процессов, эмоционально-волевой
сфере и личностному развитию.
Вопросы развития связной речи изучались
в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой
Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой
А. П., Соловьевой О.И. и другими.
По тому, как дети строят свои высказывания
можно судить об уровне их речевого развития.
Связная речь неотделима от мира мыслей:
связность речи – это связность мыслей.
В связной речи отражается логика мышления
ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое
и выразить его в правильной, четкой, логичной
речи.
Умение связно, последовательно, точно
и образно излагать свои мысли (или литературный
текст) оказывает влияние и на эстетическое
развитие ребенка: при пересказах, при
создании своих рассказов ребенок использует
образные слова и выражения, усвоенные
из художественных произведений.
Умение рассказывать помогает ребенку
быть общительным, преодолевать молчаливость
и застенчивость, развивает уверенность
в своих силах. Связная речь должна рассматриваться
в единстве содержания и формы. Умаление
смысловой стороны приводит к тому, что
внешняя, формальная сторона (грамматически
правильное употребление слов, согласование
их в предложении и т.п.) опережает в развитии
внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется
в неумении подобрать слова, нужные по
смыслу, в неправильном употреблении слов,
неумении объяснить смысл отдельных слов.
Актуальность исследования: Своевременное
владение правильной речью имеет важное
значение для формирования полноценной
личности ребенка, гармоничного психофизического
развития, успешного обучения его в школе.
В связи с этим в последнее время в специальной
психологии и педагогике вызывают повышенный
интерес дети дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Речь как средство общения возникает
и развивается в процессе общения. Нарушения
речевой функции не могут не сказаться
отрицательно на развитии процесса коммуникации
у ребенка.
Недоразвитие речевых средств снижает
уровень общения, способствует возникновению
психологических особенностей: замкнутости,
робости, нерешительности, стеснительности,
порождает специфические черты общего
и речевого поведения: ограниченную контактность,
замедленную включаемость в ситуацию
общения, неумение поддерживать беседу,
вслушиваться в звучащую речь, невнимательность
к речи собеседника, приводит к снижению
коммуникативной активности.
Несмотря на значительный
интерес и многочисленные исследования
по изучению проблемы связности
речевого высказывания детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи, проблема преодоления общего недоразвития
речи изучена недостаточно.
Поэтому вопросы формирования
связной устной речи у детей дошкольного
возраста с ОНР приобретают особую актуальность.
Цель исследования:
изучить процесс и особенности связной
речи у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
Предмет: особенности связной речи у
детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
Объект исследования:
связная речь детей старшего дошкольного
возраста
Задачи исследования:
- дать
характеристику связной речи детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи;
- сформулировать
понятие связной речи и её развитие в онтогенезе;
- проанализировать связность речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи;
- проанализировать
результаты оценки связности речевого
высказывания;
изучить оценку связной
речи у дошкольников с общим недоразвитием
речи и выявить особенности ее сформированности;
разработать методические рекомендации,
направленные развитие связной речи детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи.
Проблема развития связной
речи у детей с ОНР и всесторонний анализ
речевых нарушений нашла свое отражение
в работах: Р.Е.Левиной, Л.С.Волковой,
Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, В. П. Глухова,
Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А.
Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.
Вопросы формирования связной
речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич,
Ф. А. Сохиным, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым
и др.
Гипотеза исследования: у детей
старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи недостаточно сформирована
связная речь, что проявляется в характерных
особенностях построения ими связного
высказывания.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что полученные результаты
исследования и разработанные методические
рекомендации могут быть использованы
логопедами, воспитателями в работе по
развитию связной речи детей дошкольного
возраста, а также родителями детей.
Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы
и приложения.
Глава I Теоретический
подход к изучению особенностей
речевого высказывания детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи
1.1. Понятие связной
речи и её развитие в онтогенезе
Наиболее сложной стороной
речи является связная речь. Она характеризуется
смысловой, структурной и языковой связью
частей.
Связная речь — это «сложное
целое, которое представляет собой две
и более группы предложений, подчиняющихся
единой теме и имеющих четкую структуру
и специальные языковые средства, которые
служат для связи предложений друг с другом». [Баряева Л. Б. 2008]
Связная речь, так же как и предложение,
служит целям коммуникации, но на более
высоком уровне.
Связная устная речь выступает
как двусторонний процесс, складывающийся
из умения говорить (экспрессивная речь)
и умения понимать речь других людей (импрессивная
речь). Различают два вида экспрессивной
формы речи: диалогическую и монологическую
речь.
По мнению А. В.Текучева,
под связной речью следует понимать любую
единицу речи, составные языковые компоненты
которой (знаменательные и служебные слова,
словосочетания) представляют собой организованное
по законам логики и грамматического строя
данного языка единое целое. В соответствии
с этим каждое самостоятельное отдельное
предложение можно рассматривать как
одну из разновидностей связной речи. [Ефименкова Л.Н.2009]
Связная речь неотделима от
мира мыслей: связность речи – это связность
мыслей. В связной речи отражается логика
мышления ребенка, его умение осмыслить
воспринимаемое и выразить его в правильной,
четкой, логичной речи.
Умение связно, последовательно,
точно и образно излагать свои мысли (или
литературный текст) оказывает влияние
и на эстетическое развитие ребенка: при
пересказах, при создании своих рассказов
ребенок использует образные слова и выражения,
усвоенные из художественных произведений.
Согласно данным А.Н. Гвоздева
дети с нормальным интеллектом уже в возрасте
2 лет строят фразы из 3-4 слов при этом появляются
грамматические отношения между словами,
развиваются согласование именительного
падежа с глаголом и типы подчинения глаголу.
Вместе с тем многие предложения строятся
грамматично, появляются словоизменения.
[Баряева Л. Б. 2008]
В 2 года 3 месяца-3 года наблюдается
развитие сложного предложения, появляются
сложноподчиненные предложения, усваиваются
служебные слова. Остается неусвоенной
категория рода. К 3 годам усвоен в основных
чертах грамматический строй родного
языка. Дальнейший темп его формирования
замедляется.
Ребенок 3-4 лет демонстрирует
дальнейшее развитие сложносочиненного
и сложноподчиненного предложений, разграничение
однозначных морфологических элементов
по типам его склонения и спряжения, активно
использует собственные словоформы. Присутствует
словотворчество. [Баряева Л. Б. 2008]
В 4-7 лет ребенок иногда испытывает
затруднения в построении придаточных
предложений с союзным словом который,
начинает усваиваться все частные грамматические
формы, детали морфологических категорий
(использование правильного чередования,
ударения, рода, редких оборотов речи,
числительных). [Ефименкова Л.Н.2009]
Практическое усвоение грамматических
категорий сочетается с умением составлять
распространенные предложения, сравнивать
и сопоставлять слова по их смысловому
значению и грамматическим признакам
(число, род, падеж). Детей обучают тому,
что одну и ту же мысль можно выражать
различными языковыми средствами. Это
побуждает их употреблять сложные предложения
с придаточными разных видов.
Основываясь на концепции
Л. С. Выготского о двух видах
синтаксирования, многие авторы
выделяют синтаксическую и психологическую
предикативность.
«Психологическая предикативность
представляет собой соотнесенность содержания,
высказываемого в предложении, с объективной
действительностью. Синтаксическая предикативность
указывает на отнесение признака в широком
смысле этого слова к его носителю. Психологическая
предикативность лежит в основе глубинной
структуры высказывания, определяя его
семантические связи. Поверхностная же
структура высказывания организуется
на основе синтаксической (языковой) предикативности».
[Баряева Л. Б. 2008]
Характер глубинно-семантических
отношений определяется предицированием,
выделением предиката.
В процессе глубинного синтаксирования
речь идет о психологической предикативности.
Глубинно-семантическая структура высказывания
представляет собой структуру, состоящую
из предиката и актантов. Выделяются следующие
глубинно-семантические отношения: субъектное
— отношение между субъектом и предикатом;
объектное — отношение между предикатом
и объектом; локативное — отношение между
предикатом и местом, где совершается
действие; инструментальное — отношение
между предикатом и орудием действия,атрибутивное
— характеризующее качество, признак
предмета и др. [Ефименкова Л.Н.2009]
В процессе раннего онтогенеза
предицирование у детей осуществляется
в зависимости от ситуации. В речевом высказывании
отражаются представления ребенка о структуре
ситуации в действительности. Структура
ситуации обозначается структурно организованным
речевым высказыванием, сначала на уровне
глубинно-семантической структуры, затем
на языковом уровне, в поверхностной структуре
высказывания. Организация глубинно-семантической
структуры будущего высказывания во многом
определяет и поверхностную структуру
речевого высказывания.
На раннем этапе онтогенеза
речи развитие предметной и речевой деятельности
идет параллельно с развитием операций
программирования. Выделяется и предпрограммный
этап, на котором умение строить программу
речевых действий еще не сформировалось,
но осуществляется предицирование, имеется
определенное отношение высказывания
к действительности.
Умение рассказывать помогает
ребенку быть общительным, преодолевать
молчаливость и застенчивость, развивает
уверенность в своих силах. [Баряева Л.
Б. 2008]
Связная речь должна рассматриваться
в единстве содержания и формы. Умаление
смысловой стороны приводит к тому, что
внешняя, формальная сторона (грамматически
правильное употребление слов, согласование
их в предложении и т.п.) опережает в развитии
внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется
в неумении подобрать слова, нужные по
смыслу, в неправильном употреблении слов,
неумении объяснить смысл отдельных слов.