Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс и особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Предмет: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретический подход к изучению особенностей речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1Понятие связной речи и её развитие в онтогенезе……………………...…….7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………..………….14
1.3 Анализ связности речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи……………………….………………………………………18
Глава II Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...…22
2.1 Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Обследование состояния связной речи…………………………………….25
2.3Результаты оценки связности речевого высказывания…………………….31 Заключение………………………………………………………………………..41 Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

связная речь детей.docx

— 103.43 Кб (Скачать файл)

Оборудование: карточки с неполным изображением птиц.

Ход игры.

- Вчера мне из книжного  магазина прислали карточки, на  них тоже изображены птицы, но  мне кажется, художник что-то забыл  нарисовать. Помоги мне разобраться, что забыл нарисовать художник.

Ребенку даются карточки с неполным изображением птиц.

- Чего нет у вороны? (У вороны нет клюва, у вороны  нет лап.)

- Чей это клюв? (Вороний, голубиный, совиный и т. д.)

- Чьи это лапы? (Воробьиные, голубиные, совиные и т. д.)

Игра «Сундучок»

Цель - учить образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

Оборудование: сундучок.

Ход игры.

Логопед предлагает сложить в сундучок слова на - ОК.

Ребенок называет слова, заканчивающие на - ОК (кузовок, башмачок, пятачок, кулачок, сахарок, листок …..)

Игра «Кто к кому»

Цель - научить правильно называть животных и их детёнышей.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры.

Слушайте историю: У Маши была кошка с ... (котятами), собака с …(щенятами), утка с ...(утятами), курица с ...(цыплятами).

Однажды утята побежали к реке, стали нырять и плавать, а котята и цыплята смотрели на них. Вдруг слышат «Гав, гав». Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к ….(кошке), цыплята к ...(курице), утята к ...(утке). Успокоили мамы своих малышей и опять они пошли к реке. От кошки...., от курицы …, от утки …. Вдруг опять «Гав, гав, гав». Опять котята к …., утята к …., цыплята к …. И тут выходит из конуры ….(собака), а рядом с ней ….(щенята). И стали малыши играть вместе.

Игра «Назвать животных парами»

Цель - научить правильно называть детёнышей животных.

Оборудование - предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок).

Ход игры.

Ребенку предлагается загадка:

 Хвост пушистою дугой,

 Вам знаком зверек  такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (белка)

-А как называют детеныша  белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, ребенок называет пару слов: взрослого животного и детеныша.

А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья — поросенок).

Игра «Один - много»

Цель - практическое употребление в речи существительных во множественном числе.

Оборудование: «Волшебное» дерево, предметные картинки.

Ход игры.

- На волшебном дереве  висят волшебные картинки. Внимательно  послушай моё задание: ты снимешь  картинку, на которой нарисован  один предмет, а потом найдёшь  картинку, на которой таких же  предметов много, чётко проговаривая  первые звуки, назовёшь эти картинки.

Пример: Это тыква, это тыквы.

Игра «Два брата ИК и ИЩ».

Цель - умение образовывать новые формы слова.

Оборудование: картинки с изображением больших и маленьких предметов.

-Жили два брата. Одного  звали ИК, он был маленький  и худенький. А другого звали  ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было  свое жилье. ИК имел домик, ИЩ  большой домище. Какой же дом  был у брата ИК? (Маленький.) А  какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а  у ИЩА?…

Далее закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи.

Делается вывод: если в слове слышится «ик», это значит, что предмет маленький, а если «ищ» - значит предмет большой.

Игра. «Чьи хвосты?»

Цель - практическое употребление притяжательных прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением хвостов животных.

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».

Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомни, как  называются хвосты у домашних  животных.

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост коровы – коровий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост быка – бычий.

 Игра «Наоборот»

Цель - активизация словаря антонимов.

Ход игры.

Логопед говорит ребенку слово, а он отвечает противоположное: большой - маленький, толстый - тонкий, широкий - узкий, далёкий - близкий, мягкий - твёрдый, пустой - полный, кислый - сладкий, грязный - чистый, жарко - холодно, смеётся - плачет.

Игра «Поймай - скажи».

Цель - учить правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование: Мяч.

Описание игры.

Логопед бросая мяч ребенку называет при этом животное. Ребенок бросает мяч логопеду, называя какое-либо действие этого животного.

Образец: Корова - мычит; лягушка - квакает; кошка - мяукает; волк - воет; собака - лает; тигр - рычит.

Логопед называет какую - либо профессию. Ребенок называет, что делает человек этой профессии.

Образец: Врач - лечит; художник - рисует; повар - варит; пожарник - тушит; плотник - строгает.

Игра «Холодно - жарко».

Цель - обогащать словарь наречиями - антонимами со значением образа действия.

Оборудование: Мяч.

Описание игры.

Логопед бросает мяч ребенку, произнося при этом какое-либо наречие. Ребенок должен подобрать наречие с противоположным значением, например: «холодно - жарко», «быстро - медленно», «тихо - громко».

Игра «Чудесный мешочек»

Цель - учить правильно употреблять в речи предлоги по, через.

Оборудование: Чудесный мешочек, игрушки со схемами предлогов.

Ход игры.

Логопед (достаёт игрушки из чудесного мешочка).

- На каждой игрушке  маленькая схема предлога по  или через. Тебе нужно составить  предложение про игрушку с  заданным предлогом: «Жук перелетел  через озеро»

Игра «Всё наоборот»

Цель – учить образовывать глаголы с противоположным значением.

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Чтение рассказа: У мамы было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую - Упрямица. Послушница соберёт игрушки, а Упрямица их разбросает. Сестра закроет дверь, Упрямица - откроет и т. д. …принесёт - унесёт, ...пришьёт - оторвёт, ...вымоет - испачкает, ...повесит - снимет, ...замолчит - заговорит.

Игра «Кто что сделал»

Цель - учить составлять распространённые предложения.

Ход игры.

 Логопед шепотом даёт  ребёнку задание: «Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску, отдай  мне».

Ребёнок выполняет задание. Логопед предлагает ребенку перечислить выполненные действия (задания различные).

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель - учить правильно употреблять в речи предлоги по, через.

Ход игры.

Логопед: К нам в гости пришел Незнайка и сообщил, что получил двойку. Он просит тебя помочь ему исправить ошибки. Послушайте предложения и исправь ошибки:

 Я перепрыгнул по  лужу.

 Машина едет через  дороге.

 Кот перепрыгнул по  кресло.

 Бабушка шагает через  тропинке.

Игра «Что ты любишь?».

 Цель - учить составлять  распространенное предложение, пользоваться  предлогом «с».

Оборудование: Предметные картинки.

Ход игры.

Логопед : «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон.Ты же помнишь, какой он сладкоежка. Он тебе расскажет, что он любит и расспросит.

«Я люблю хлеб с вареньем, а ты?»;

«Я люблю пирог с черникой, а ты?»

«Я люблю играть с мячом, ну а ты?»

Игра «Размытое письмо».

Цель - учить составлять распространённые предложения.

Оборудование: письмо от медвежонка.

Описание игры.

Логопед: - Медвежонок получил письмо от брата, но дождём размыло некоторые слова. «Здравствуй, Мишутка! Пишу тебе из зоопарка. Как-то я не послушался маму и забрался так далеко, что …. Я долго ходил по лесу и …. Вышел я на поляну и попал …. Я попал в яму, потому что …. Там было так глубоко, что …. Если бы у меня была лестница, то …. Я так долго ревел в яме, что …. Пришли охотники и …. Теперь я живу в …. За нами ухаживают …. Жди следующего письма из ….

Игра «Закончи предложение»

Цель - учить составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход игры.

Ребенку показывают две картинки с изображением фруктов и овощей и начинают предложение, а ребенок должен закончить и повторить целиком.

Лимон кислый, а арбуз …(сладкий).

Дыня сладкая, а редька … (горькая)

Рыба соленая, а сахар … (сладкий).

Виноград сладкий, а лук … (горький).

Перец горький, а мед … (сладкий) и т.д.

Игра «Закончи предложение»

Цель - учить образовывать сравнительные прилагательные.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку закончить предложение и не ошибиться:

- Яблоко сладкое, а груша  ещё ….

- Здесь мелко, а с правой  стороны ещё ….

- Сегодня дышится легко, а вчера дышалось ещё ….

- Утром ветер дул резко, а сейчас ещё ….

- Летом идут дожди часто, а осенью ещё ….

- Мне нужна верёвка  толстая, а Саше ещё ….

- Сегодня в классе грязно, а завтра будет ещё....

 

Размещено на Allbest.ru

 

 

 


Информация о работе Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи