Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:15, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: изучить процесс и особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предмет: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретический подход к изучению особенностей речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1Понятие связной речи и её развитие в онтогенезе……………………...…….7 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………..………….14 1.3 Анализ связности речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи……………………….………………………………………18 Глава II Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...…22 2.1 Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста 2.2 Обследование состояния связной речи…………………………………….25 2.3Результаты оценки связности речевого высказывания…………………….31 Заключение………………………………………………………………………..41 Библиографический список……………
Оборудование: карточки с неполным
изображением птиц.
Ход игры.
- Вчера мне из книжного
магазина прислали карточки, на
них тоже изображены птицы, но
мне кажется, художник что-то забыл
нарисовать. Помоги мне разобраться,
что забыл нарисовать художник.
Ребенку даются карточки с неполным
изображением птиц.
- Чего нет у вороны?
(У вороны нет клюва, у вороны
нет лап.)
- Чей это клюв? (Вороний,
голубиный, совиный и т. д.)
- Чьи это лапы? (Воробьиные,
голубиные, совиные и т. д.)
Игра «Сундучок»
Цель - учить образовывать уменьшительно-ласкательные
слова.
Оборудование: сундучок.
Ход игры.
Логопед предлагает сложить
в сундучок слова на - ОК.
Ребенок называет слова, заканчивающие
на - ОК (кузовок, башмачок, пятачок, кулачок,
сахарок, листок …..)
Игра «Кто к кому»
Цель - научить правильно называть
животных и их детёнышей.
Оборудование: предметные картинки
с изображением животных и их детенышей.
Ход игры.
Слушайте историю: У Маши была
кошка с ... (котятами), собака с …(щенятами),
утка с ...(утятами), курица с ...(цыплятами).
Однажды утята побежали к реке,
стали нырять и плавать, а котята и цыплята
смотрели на них. Вдруг слышат «Гав, гав».
Испугались малыши и побежали к своим
мамам: котята к ….(кошке), цыплята к ...(курице),
утята к ...(утке). Успокоили мамы своих
малышей и опять они пошли к реке. От кошки....,
от курицы …, от утки …. Вдруг опять «Гав,
гав, гав». Опять котята к …., утята к ….,
цыплята к …. И тут выходит из конуры ….(собака),
а рядом с ней ….(щенята). И стали малыши
играть вместе.
Игра «Назвать животных парами»
Цель - научить правильно называть
детёнышей животных.
Оборудование - предметные картинки
с изображением животных и их детенышей
(белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк
– волчонок, медведь - медвежонок).
Ход игры.
Ребенку предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек
такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
- Кто это? (белка)
-А как называют детеныша
белки? (бельчонок)
Далее показывается картинка,
ребенок называет пару слов: взрослого
животного и детеныша.
А у каких животных названия
детенышей отличаются от названия взрослых
животных? (Корова – теленок, лошадь –
жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок,
свинья — поросенок).
Игра «Один - много»
Цель - практическое употребление
в речи существительных во множественном
числе.
- На волшебном дереве
висят волшебные картинки. Внимательно
послушай моё задание: ты снимешь
картинку, на которой нарисован
один предмет, а потом найдёшь
картинку, на которой таких же
предметов много, чётко проговаривая
первые звуки, назовёшь эти картинки.
Пример: Это тыква, это тыквы.
Игра «Два брата ИК и ИЩ».
Цель - умение образовывать
новые формы слова.
Оборудование: картинки с изображением
больших и маленьких предметов.
-Жили два брата. Одного
звали ИК, он был маленький
и худенький. А другого звали
ИЩ, он был высокий и толстый.
У каждого из братьев было
свое жилье. ИК имел домик, ИЩ
большой домище. Какой же дом
был у брата ИК? (Маленький.) А
какой дом был у брата ИЩ?
(Большой.) У ИКА был носик, а
у ИЩА?…
Делается вывод: если в слове
слышится «ик», это значит, что предмет
маленький, а если «ищ» - значит предмет
большой.
Игра. «Чьи хвосты?»
Цель - практическое употребление
притяжательных прилагательных.
Оборудование: картинки с изображением
хвостов животных.
Логопед рассказывает сказку
«Хвосты».
Однажды проснулись животные
в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили,
что ночью ветер оторвал хвосты и разнес
их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать
свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но
хвосты спрятались в лесу и чтобы найти
их, надо уметь их правильно называть и
отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например,
хвост зайца надо называть «заячий хвост».
Вот на дереве висит серенький,
пушистенький хвост белки. Чей это хвост?
(Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под
дубом лежит коричневый хвост медведя.
Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю
его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка.
Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется
рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост?
(Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький
хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
Все животные нашли свои хвосты
и были очень рады.
- А теперь вспомни, как
называются хвосты у домашних
животных.
Хвост собаки – собачий.
Хвост кошки – кошачий.
Хвост коровы – коровий.
Хвост лошади – лошадиный.
Хвост быка – бычий.
Игра «Наоборот»
Цель - активизация словаря
антонимов.
Ход игры.
Логопед говорит ребенку слово,
а он отвечает противоположное: большой
- маленький, толстый - тонкий, широкий
- узкий, далёкий - близкий, мягкий - твёрдый,
пустой - полный, кислый - сладкий, грязный
- чистый, жарко - холодно, смеётся - плачет.
Игра «Поймай - скажи».
Цель - учить правильно употреблять
глаголы 3-го лица единственного числа
настоящего времени.
Оборудование: Мяч.
Описание игры.
Логопед бросая мяч ребенку
называет при этом животное. Ребенок бросает
мяч логопеду, называя какое-либо действие
этого животного.
Цель - обогащать словарь наречиями
- антонимами со значением образа действия.
Оборудование: Мяч.
Описание игры.
Логопед бросает мяч ребенку,
произнося при этом какое-либо наречие.
Ребенок должен подобрать наречие с противоположным
значением, например: «холодно - жарко»,
«быстро - медленно», «тихо - громко».
Игра «Чудесный мешочек»
Цель - учить правильно употреблять
в речи предлоги по, через.
Оборудование: Чудесный мешочек,
игрушки со схемами предлогов.
Ход игры.
Логопед (достаёт игрушки из
чудесного мешочка).
- На каждой игрушке
маленькая схема предлога по
или через. Тебе нужно составить
предложение про игрушку с
заданным предлогом: «Жук перелетел
через озеро»
Игра «Всё наоборот»
Цель – учить образовывать
глаголы с противоположным значением.
Ход игры.
Сегодня мы поиграем в упрямых
и послушных детей. Чтение рассказа: У
мамы было две дочери. Старшую звали Послушница,
а младшую - Упрямица. Послушница соберёт
игрушки, а Упрямица их разбросает. Сестра
закроет дверь, Упрямица - откроет и т.
д. …принесёт - унесёт, ...пришьёт - оторвёт,
...вымоет - испачкает, ...повесит - снимет,
...замолчит - заговорит.
Игра «Кто что сделал»
Цель - учить составлять распространённые
предложения.
Ход игры.
Логопед шепотом даёт
ребёнку задание: «Подойди к столу,
возьми бумагу, отрежь полоску, отдай
мне».
Ребёнок выполняет задание.
Логопед предлагает ребенку перечислить
выполненные действия (задания различные).
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
Цель - учить правильно употреблять
в речи предлоги по, через.
Ход игры.
Логопед: К нам в гости пришел
Незнайка и сообщил, что получил двойку.
Он просит тебя помочь ему исправить ошибки.
Послушайте предложения и исправь ошибки:
Я перепрыгнул по
лужу.
Машина едет через
дороге.
Кот перепрыгнул по
кресло.
Бабушка шагает через
тропинке.
Игра «Что ты любишь?».
Цель - учить составлять
распространенное предложение, пользоваться
предлогом «с».
Оборудование: Предметные картинки.
Ход игры.
Логопед : «Сегодня к нам в гости
прилетел Карлсон.Ты же помнишь, какой
он сладкоежка. Он тебе расскажет, что
он любит и расспросит.
«Я люблю хлеб с вареньем, а
ты?»;
«Я люблю пирог с черникой, а
ты?»
«Я люблю играть с мячом, ну
а ты?»
Игра «Размытое письмо».
Цель - учить составлять распространённые
предложения.
Оборудование: письмо от медвежонка.
Описание игры.
Логопед: - Медвежонок получил
письмо от брата, но дождём размыло некоторые
слова. «Здравствуй, Мишутка! Пишу тебе
из зоопарка. Как-то я не послушался маму
и забрался так далеко, что …. Я долго ходил
по лесу и …. Вышел я на поляну и попал
…. Я попал в яму, потому что …. Там было
так глубоко, что …. Если бы у меня была
лестница, то …. Я так долго ревел в яме,
что …. Пришли охотники и …. Теперь я живу
в …. За нами ухаживают …. Жди следующего
письма из ….
Игра «Закончи предложение»
Цель - учить составлять сложносочиненное
предложение.
Оборудование: Предметные картинки.
Ход игры.
Ребенку показывают две картинки
с изображением фруктов и овощей и начинают
предложение, а ребенок должен закончить
и повторить целиком.
Лимон кислый, а арбуз …(сладкий).
Дыня сладкая, а редька … (горькая)
Рыба соленая, а сахар … (сладкий).
Виноград сладкий, а лук … (горький).
Перец горький, а мед … (сладкий)
и т.д.
Игра «Закончи предложение»
Цель - учить образовывать сравнительные
прилагательные.
Ход игры.
Логопед предлагает ребенку
закончить предложение и не ошибиться: