Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс и особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Предмет: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретический подход к изучению особенностей речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1Понятие связной речи и её развитие в онтогенезе……………………...…….7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………..………….14
1.3 Анализ связности речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи……………………….………………………………………18
Глава II Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...…22
2.1 Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Обследование состояния связной речи…………………………………….25
2.3Результаты оценки связности речевого высказывания…………………….31 Заключение………………………………………………………………………..41 Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

связная речь детей.docx

— 103.43 Кб (Скачать файл)

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы: [Глухов В. П.1986]

    • обследование словарного запаса по специальной схеме;
    • исследование связной речи с помощью серии заданий;
    • наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
    • изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.);
    • использование данных бесед с родителями, воспитателями, детьми.

В настоящее время в отечественной и зарубежной логопедии разработано множество диагностических методик по выявлению уровня развития связной речи у дошкольников. Проанализируем некоторые из них.

Методика обследования состояния связной речи детей В.П. Глухова состоит из следующих приемов: [Глухов В. П.1986]

-обследование словарного  запаса по специальной схеме;

-исследование связной  речи с помощью серии заданий;

-наблюдение за детьми  в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности  в условиях детского образовательного  учреждения;

- изучение медико-педагогической  документации (данные анамнеза, медицинских  и психологических исследований, педагогические характеристики  и заключения и т.п.); использование  данных бесед с родителями, воспитателями  и детьми.

В методике используется серия заданий, которая включает:

-составление предложений  по отдельным ситуационным картинкам;

-составление предложения  по трем картинкам, связанным  тематически;

-пересказ текста (знакомой  сказки или короткого рассказа);

-составление рассказа  по картинке или серии сюжетных  картинок;

-сочинение рассказа на  основе личного опыта;

-составления рассказа-описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

-окончание рассказа по  заданному началу;

-придумывание рассказа  на заданную тему.

В.П. Глухов приводит примерное описание заданий и примерную схему оценки уровня выполнения заданий в баллах, что является несомненным плюсом его методики.

По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи, пример составления, которого также приводится автором.

В.П. Глуховым четко прописана организация исследования состояния связной речи и, кроме того, что не маловажно, дана схема психолого-педагогического обследования ребенка, в которой должно быть отмечено: [Глухов В. П.1986]

-психологические особенности  ребенка;

-работоспособность на  занятиях;

-некоторые типологические  особенности (подвижность, медлительность, активность и т.д.)

-особенности эмоционально-волевой  сферы;

-личностно-характерологические  особенности.

Методика исследования связной речи Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной носит тестовый характер, сочетает традиционные для логопедической практики приемы обследования речи, а также методы оценки речи больных с афазией с нейропсихологическими методами анализа и интерпретации данных диагностики, разработанными А.Р. Лурия. Задания данной методики сложны и информативны, причем об этом говорят и сами авторы.

Детям предлагаются следующие задания: [Глухов В. П.1986]

-разложить 4 картинки по  порядку и составить по ним  рассказ;

-прослушать рассказ и  его пересказ;

С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям: [ Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В.2005]

1) критерий смысловой  адекватности и самостоятельности  выполнения;

2) критерий возможности  программирования текста;

3) критерий грамматического  оформления;

4) критерий лексического  оформления.

Затем начисленные баллы суммируются, и проводится обработка результатов обследования по приведенной таблице.

М.А. Поваляева для изучения уровня связной речи использует методику «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: [Баряева Л. Б. 2008]

1) понимание текста;

2) структурирование текста;

3) лексика;

4) грамматика;

5) плавность речи.

Каждый показатель оценивается отдельно и за него выставляется балл[].

В данной методике не указана хотя бы примерная схема обработки результатов и не приводится описание задания.

О.Е. Грибова в своей методике обследования связной речи дошкольников (после 4,5 лет) предлагает следующие виды заданий:

-составление описательного  рассказа по впечатлению (по памяти);

-составление описательного  рассказа с опорой на объект  ила по картинке;

-составление повествовательного  рассказа по впечатлению;

-составление повествовательного  рассказа по сюжетной картинке;

-составление повествовательного  рассказа по серии сюжетных  картинок.

Автором описана организация исследования и отмечается, какого характера требовалась помощь ребенку:

-симуляция активности  – ребенку требуется, чтобы его  все время подгоняли;

-наводящие вопросы;

-организующая помощь.

В анализе результатов обследования нет никаких критериев, баллов.

Н.Я. Головнева для выявления состояния связной речи ребенка дошкольника предлагает ему лишь составить рассказ по картинке, посвященной жизни животных зимой. Она утверждает, что ребенок дошкольного возраста, несомненно, уже много «наслышан» о лисах, зайцах и знает их повадки, образ жизни и характер взаимоотношений и, следовательно, должен связно и последовательно составить рассказ.[ Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В.2005]

В анализе результатов также нет никаких критериев, баллов, только сказано, что результат может быть удовлетворительный и неудовлетворительный.

Т.А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы: [Баряева Л. Б. 2008]

1)пересказ рассказа по  наглядному действию;

2)рассказ по следам  наглядного (демонстрируемого) действия;

3)пересказ рассказа с  использованием фланелеграфа;

4)пересказ рассказа по  серии сюжетных картин;

5)составление рассказа  по серии сюжетных картин;

6)пересказ рассказа по  сюжетной картине;

7)рассказ по сюжетной  картине.

По ее мнению применение этой системы позволяет формировать умение рассказывания у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. [Баряева Л. Б. 2008]

Проанализировав данные методики можно сделать вывод, что методика В.П. Глухова является более полной, его обследование более комплексное.

Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

 

 

2.3 Результаты  оценки связности речевого высказывания

 

Рассмотрим более подробно методику обследования связной речи у дошкольников, предложенную Глуховым В.П.

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:[ Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В.2005]

- обследование словарного запаса по специальной схеме;

- исследование связной речи с помощью серии заданий;

- наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

- изучение медико-педагогической  документации (данные анамнеза, медицинских  и психологических исследований, педагогические характеристики  и заключения и т.п.);

-  использование данных бесед с родителями, воспитателями, детьми.

Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250-300 слов.

При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с типовой программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы.

Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочтение отдается словам, доступным детям с ОНР по слоговой структуре.

При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошибки и лексические замены.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

-  составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой.

-  составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

-   пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

-   составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

-   сочинение рассказа на основе личного опыта;

-   составление рассказа-описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

-   окончание рассказа по заданному началу;

-   придумывание рассказа на заданную тему.

Приведем описание заданий.

Первое задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок примерно следующего содержания:

1.  «Мальчик поливает цветы»;

2.  «Девочка ловит бабочку»;

3.  »Мальчик ловит рыбу»;

4.  »Девочка катается на санках»;

«Девочка везет малыша в коляске» и т.п.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.). [Баряева Л. Б. 2008]

Второе задание — составление предложения по трем картинкам (например, «девочка», «корзинка», «лес») - направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?»

Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, аграмматизмы и др.); характер оказываемой ребенку помощи. [Глухов В. П.1986]

Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др. Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР, имеющих второй или третий уровень речевого развития. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) — рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др.

Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей схеме:

 

 
Вид задания

 
Фразы, составленные ребенком

 
Помощь, оказываемая ре 
№ 
 
п/пбенку

 
Оценка выполнения задания ( правильность выполнения, отмечаемые трудности и ошибки и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Методологические аспекты и оценка связности речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи