Все типы речи требуют от говорящего
владения общими умениями связной речи.
Любое высказывание (монолог) требует
развития следующих умений:
1) понимать тему;
2) собирать материал к высказыванию;
3) систематизировать материал;
4) совершенствовать высказывание;
5) строить высказывание в определенной
композиционной форме;
6) выражать свои мысли правильно.
Эти общие умения конкретизируются при
овладении тем или иным типом речи. Овладение
общими и конкретными умениями происходит
постепенно. Начиная с младшего дошкольного
возраста должна соблюдаться последовательность
отработки отдельных умений. Вопросы диагностики
речевого развития важны потому, что своевременное
и правильное определение уровня связности
речи (или другой стороны) позволит воспитателю
правильно определить задачи и содержание
работы.
В результате исследований
мы пришли к следующим выводам:
Проанализировав психолого-педагогическую
литературу, исследования лингвистов,
отметим, что связная речь выполняет социальные
функции: помогает ребенку устанавливать
связи с окружающими людьми, определяет
и регулирует норму поведения в обществе,
что является решающим условием для развития
его личности.
Развитие монологической речи
у детей старшего дошкольного возраста
происходит постепенно с развитием психических
функций, они способны овладеть навыками
планирования связного высказывания.
Построение связного высказывания требует
применения всех речевых и познавательных
возможностей детей, одновременно способствуя
их совершенствованию.
К сожалению, большое число
детей имеют различные нарушения пересказа,
причиной которого является общее недоразвитие
речи. Понимание структуры общего недоразвития
речи, причин лежащих в его основе помогло
исследователям выделить уровни общего
недоразвития речи, что определяет направление
в проведении коррекционной работы.
Дети с общим недоразвитием
речи имеют ограниченный словарный запас,
нарушения грамматической стороны речи,
нарушения в построении связного высказывания,
что проявляется в нарушении логической
последовательности, пропусках отдельных
звеньев, трудностях планирования высказывания.
Во второй главе: Методологические
основы диагностики и развития пересказа
как формы связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием
был проведен анализ диагностических
методик, были выявлены методы, приемы
и условия развития связной речи. В результате
этого были получены следующие выводы:
В настоящее время ни одна из
методик не является ведущей, нет объективных
критериев оценки связного высказывания,
которые были бы приняты большинством
исследователей. Методики обследования
связной речи для детей с нормой речевого
развития существенно не отличаются от
методик, ориентированных на детей с недоразвитием
речи. Отличие проявляется в оценке результатов
и в подборе речевого материала.
В данной главе нами была определена
исследовательская методика, основанная
на методиках В.П. Глухова, О.Б. Иншаковой,
Л.Н. Ефименковой включающие в себя три
серии экспериментальных заданий, изучение
не только монологической речи, но и состояние
лексико-грамматической стороны речи.
Кроме того, выделены четыре уровня критериев
оценки полученных результатов в баллах,
наивысшим из которых является четыре.
Были определены сроки проведения исследования,
этапы исследования, поставлены задачи,
выделены группы детей для исследования.
Таким образом, были решены
поставленные задачи, с помощью математико-статистической
обработки была доказана гипотеза и достигнута
цель нашего исследования.
Список использованной
литературы:
- Баряева
Л. Б. Логопедическая работа по развитию
связной речи дошкольников с общим недоразвитием
речи в процессе обучения рассказывания
по картине // Логопед в дет. саду. - 2006. -
№ 2. - С. 4-13.
- Бородич,
А. М. Методика развития речи детей / А.
М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
- Гербова
В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное
воспитание. 1979. № 1. С. 18-23.
- Глухов
В. П. Исследование состояния монологической
речи старших дошкольников с общим недоразвитием
речи // Дефектология. - 1986, - 6.
- Глухов
В.П. Формирование связной речи детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.
- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168
с. - (Библиотека практикующего логопеда)
- Глухов
В.П. Из опыта логопедической работы по
формированию связной речи детей с ОНР
дошкольного возраста на занятиях по обучению
рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994
- с. 56-73.
- Диагностика
речевого развития дошкольников: Научно-метод.
пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО,
1997. 136 с.
- Елкина
Н.В. Формирование связности речи у детей
пятого года жизни: Дисс. ... канд. пед. наук.
М., 1999.
- Ефименкова
Л.Н. Формирование речи у дошкольников:
(Дети с общим недоразвитием речи). Кн.
для логопеда. - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,
1985. - 112 с.
- Жукова
Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия.
Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР,
2004.-320 с. 1.4
- Жукова
Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей:
Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн.,
1994.
- Короткова
Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
- Лалаева
Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики
и грамматического строя у дошкольников
с общим недоразвитием речи.- СПб.: СОЮЗ,
2001.
- Логопедия:
Учебник для студентов дефектол. фак. пед.
вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. —
680 с.
- Максаков,
А. И. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова.
М. : Просвещение, 1983. - 145 с.
- Нестерова
Т. В. К вопросу о формировании наглядно-образного
мышления у дошкольников с общим недоразвитием
речи // Логопед в дет. саду. - 2004. - № 3. - С.
22-29.
- Основы
теории и практики логопедии / Под ред.
Р.Е Левиной. М.: Просвещение, 1968.
- Развитие
речи детей дошкольного возраста / под
ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 223 с.
- Ромусник
М. Н. Комплексный подход в работе с детьми
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи // Логопед в дет. саду. - 2006. - № 1. - С.
39-43.
- Рудакова
Н. Обучение старших дошкольников с ОНР
предложно-падежным конструкциям // Дошк.
воспитание. - 2004. - № 11. - С. 74-78.
- Сафонова
О. В. О проблеме активности речевой деятельности
старших дошкольников с общим недоразвитием
речи // Логопед в дет. саду. - 2006. - № 4. - С.
29-34.
- Туманова
Т. В. К проблеме развития процессов словообразования
у младших школьников с общим недоразвитием
речи // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 34-41.
- Ткаченко
Т.А. Формирование и развитие связной речи:
Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева.
- СПб.: Детство-пресс, 1999.
- Ушакова
О. С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста/ О.С.Ушакова, Е. М. Струнина. -М.:
Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-288 с.
- Ушакова
О.С. Работа по развитию связной речи (младшая
и средняя группа) // Дошкольное воспитание.
1984. № 10. С. 9-14.
- Филичева
Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи//
Филичева Т.Б. Особенности формирования
речи у детей дошкольного возраста. –
М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250
- Филичева
Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника:
Методическое пособие с иллюстрациями.
— Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
Размещено на Allbest.ru
Приложение I
С Х Е М А ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
I. Психологические
особенности
а) Особенности внимания
Устойчивость внимания ( способен к длительному
сосредоточению внимания на предмете
или быстро отвлекается); характер отвлечения:
отвлекается на внешние раздражители___________________________________________________________
в отсутствии внешних раздражителей____________________________________________________________
Переключаемость внимания ( быстрая, легкая,
замедленная, затрудненная).
Общий уровень развития произвольного
внимания ( соответствует возрасту, низкий,
не сформировано)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом;
запоминает надолго; быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти_____________________________________________________________
Отмечаются трудности ( указать какого
типа ) в запоминании: новых слов____________________________________________________________________
словосочетаний, синтаксических конструкций______________________________________________________
текстового материала_____________________________________________
в) Развитие некоторых сенсорных функций
Сформированность представлений о цвете,
форме, величине предметов ( соответствуют
возрасту, недостаточно сформированы,
не сформированы)
_______________________________________________________________________________
Способность к дифференциации предметов
по основным признакам
г) Показатели развития мыслительной деятельности
Способность к сравнению______________________
Способность к обобщению______________________
Способность к классификации__________________
________________________________________________
д) Развитие способности к творческой
деятельности (лепка, рисование, аппликация,
конструирование, словесное творчество)
Отношение к творческой деятельности
( активное, заинтересованное, пассивное,
безразличное )______________________________________________________
Проявление элементов творчества на учебных
занятиях_____________________________________________________________________
Выполнение заданий по "собственному
замыслу"
( наличие новизны, штамп, копирование,
использование ранее приобретенных навыков
и др.)_________________________________________________________
Продуктивность"творческой деятельности"______________________________
____________________________________________________________________
II. Работоспособность
на занятиях
Быстро или медленно включается в работу
_______________________________________________
Легко или с трудом переключается с одного
вида работы на другой_______________________________
Сосредоточен во время занятий или часто
отвлекается__________________________________________
Темп работы. Задания выполняет быстро,
в среднем темпе, медленно. Причины замедленного
темпа работы ( обдумывание, тщательность
выполнения, снижение психической активности:
вялость, заторможенность, отвлекаемость
и др.)___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работает продуктивно в течение всего
занятия или быстро утомляется_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
В чем проявляется утомление: в замедлении
темпа, ухудшении качества или полном
прекращении работы.
Субъективные и объективные признаки
утомления
( жалобы на усталость, плохое самочувствие;
вялость, сонливость, отвлекаемость и
др.). Равномерна ли работа по количеству
и качеству_________________________
Когда отмечается спад работоспособности
( середина занятия, конец занятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________
III. Некоторые типологические
особенности
Активный, подвижный - инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный, возбудимый,
неуравновешенный.
Быстрота реакции на словесные раздражители
( инструкции, задания и т.д. ): быстрая,
замедленная, требуется неоднократное
подкрепние_____________________________________________________________
Быстрота переключения с одного вида деятельности
на другой_____________________________________________________________________
IY. Особенности эмоционально-волевой
сферы
Отмечаются: повышенная эмоциональная
возбудимость, раздражительность, вялость,
заторможенность и др.
Преобладающее настроение на занятиях
( жизнерадостное, подавленное, без особого
оттенка )_______________________________________________
в быту_________________________________________
Отмечаются ли резкие колебания настроения
в течение дня____________________________________________________________________
Проявляет ли ребенок настойчивость при
встречающихся трудностях___________________________________________________________________
Y.Личностно-характерологические
особенности
Общительный, замкнутый
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно,
с трудом)__________________
в т.ч. : неречевой контакт_______________________
речевой контакт_______________________________
Отношение к товарищам______________________
Отношение к лидерству в группе сверстников
(стремится к первенству - да, нет; признается
ли за лидера другими - да, нет)_____________________________________________
________________________________________________
Проявляет ли инициативу в играх, занятиях
или следует примеру других______________________________________________
_________________________________________________
Интересы и склонности. В каких видах деятельности
они проявляются___________________________________________________________________
Отношение ребенка к учебной деятельности
( активность, заинтересованность, трудолюбие,
аккуратность; пассивность, безразличие,
небрежность_____________________________________________________
Отношение к своему дефекту ( индифферентное,
фиксация на дефекте, стремление к его
преодолению) ___________________________________________
_______________________________________________________________________
Активность речевого общения ( соответствует
норме, повышена, снижена, отмечаются:
замкнутость, негативное отношение к речевому
общению, проявления аутизма )__________________________________________________________
Примечания_________________________________________________________
Общее заключение:
Приложение II
Упражнения для коррекции лексико-грамматических
нарушений
Игра «Где был?»
Цель - образовывать форму винительного
падежа множественного числа существительных.
Ход игры.
- Отгадайте, где я была?
Я видела много воды, рыбы, медуз,
акул, водорослей. (На море)
Загадывает ребенок:
-Я видел много травы,
бабочек, цветов, деревьев.
-Видела много волков,
лисиц, зайцев и т. д.
Игра «Чего не хватает Тане?»
Цель - образовывать существительные
множественного числа родительного падежа.
Оборудование: картинки зимней
одежды
Ход игры.
-Наступили холода. Дети
стали носить тёплую одежду. Мама
сложила зимние вещи на полочку.
Таня собралась на прогулку
и быстро оделась.
-Что надела Таня на
прогулку? (Выставляются картинки).
-Таня была неаккуратной,
она всегда разбрасывала свои
вещи. (На доске шапка и валенки,
остальные картинки убираются.)
-Чего не хватает Тане?
Игра «Лото»
Цель - образовывать существительные
множественного числа.
Оборудование: игрушки; предметные
картинки, где много предметов; кольца,
лента, карандаш, книга, матрёшка.
Ход игры.
Ребенку раздаются картинки,
где изображены много предметов (кольца,
книги и т. д.) Логопед показывает кольцо
– у ребенка картинка «кольца»
- У меня кольцо, а у
тебя?
Кто правильно назвал существительное
множественного числа, тому отдаётся предмет.
Если неправильно - логопед забирает картинку
себе.
Игра «Кому что дадим?»
Цель - Образовывать форму дательного
падежа существительных.
Оборудование: картинки животных
и картинки с изображением корма (морковь,
орехи, грибы, малина, овощи, молоко, трава).
Ход игры.
Траву дадим ….(корове, лошади).
Яблоко ….(ежу).
Грибы ….(белке).
Орехи ….(белке).
Малину ….(медведю).
Молоко ….(кошке).
Овощи ….(свинье)
Игра «Кто чем работает?»
Цель - образовывать форму творительного
падежа существительных.
Ход игры. Проводится аналогично
игре «Кому что дадим?»
Парикмахер ….(ножницами).
Плотник ….(топором).
Маляр ….(кистью).
Дворник ….(метлой, лопатой).
Садовник ….(лопатой, граблями,
садовыми ножницами).
Игра «Чья голова, чьё ухо, чей
хвост?»
Цель - Обучать образовывать
притяжательные прилагательные от существительных,
согласовывать их в числе, роде.
Оборудование: предметные картинки
с изображением животных наших лесов (белка,
заяц, медведь, лось, ёж, лиса, волк).
Ход игры.
У ребенка на столе конверты,
в которых вложены картинки с изображением
диких животных с недостающими частями
тела.
Логопед: Найди и назови части
тела животных
Дети:
- Это лиса. Я нашёл лисий
хвост.
- Это заяц. Я нашёл заячье
ухо.
- Это ёж. Я нашёл ежиные
колючки и т. д.
Игра «Домики лесных зверят»
Цель - обучать образовывать
притяжательные прилагательные от существительных,
согласовывать их в числе, роде.
Оборудование: предметные картинки
с изображением жилищ диких животных и
их детёнышей (берлога, нора, дупло, логово).
Ход игры.
Логопед: У всех зверей есть
свой дом в лесу. Тебе надо помочь животным
найти свои жилища и сказать, кто, где и
с кем живёт.
Ребенок:
- Это лисица с лисятами.
Они живут в лисьей норе.
- Это медведица с медвежатами.
Они живут в медвежьей берлоге.
И т. д.
Игра «Чем питаются
птицы».
Цель - практическое усвоение
навыков словоизменения и словообразования
(творительный падеж множественного числа
существительных).
Оборудование: картина с изображением
зимующих птиц и кормушки.
Ход игры.
Логопед:
- Здесь на картине изображены
зимующие птицы, а в центре
корм, которыми они питаются в
разное время года. Вам надо
выбрать корм, которым они питаются
в разное время года. Вам надо
выбрать пищу, подходящую для
этих птиц.
Ответы ребенка:
- Воробьи питаются зёрнами
и хлебными крошками, снегири
питаются ягодами рябины и
т. д.
Игра «Кормушка».
Цель - умение использовать
в собственной речи родительный падеж
множественного числа существительных.
Оборудование: кормушки с прорезями
для крепления птиц, изображения птиц.
Ход игры.
Логопед:
- Многие птицы зимой
собираются стайками. Так им легче
добывать корм и не так холодно
ночевать на морозе. На доске
появляется изображение кормушки.
- Мы кормушку смастерили
и столовую открыли.
(логопед обращается к
ребенку)
- Ко мне в кормушку
прилетел воробей, а к тебе
стайка воробьёв, ко мне снегирь,
а к тебе стайка... (снегирей, галок,
ворон, синиц и т. д.)
Игра «Что забыл нарисовать
художник»
Цель - умение использовать
в своей речи родительный и творительный
падежи единственного и множественного
числа существительных.