Анализ высказываний детей с ОНР выявляет
картину выраженного аграмматизма. Характерными
для подавляющего большинства являются
ошибки при изменении окончаний существительных
по числам и родам, при согласовании числительных
с существительными, прилагательных с
существительными в роде и падеже. Недостатки
в сфере лексики, грамматического строя
с наибольшей отчетливостью проявляется
в различных формах монологической речи
(пересказ, рассказ по картине, рассказ-описание).
1.3 Анализ
связности речевого высказывания
дошкольников с общим недоразвитием
речи
О необходимости
специальной систематической работы по
формированию у детей навыков связных
высказываний свидетельствуют и данные
изучения состояния связной речи у детей
дошкольного возраста.
К началу школьного
обучения уровень сформированности лексико-грамматических
средств языка у них значительно отстает
от нормы. Самостоятельная связная контекстная
речь у младших школьников долгое время
остается несовершенной: отмечаются затруднения
в программировании высказываний, в отборе
материала, лексико-грамматическом структурировании
высказываний, нарушения связности и последовательности
изложения (В.К. Воробьева, Л.Ф. Спирова,
Г.В. Бабина и др.).
В целом для детей
с ОНР типично позднее появление экспрессивной
речи, резко ограниченный словарный запас,
выраженный аграмматизм, дефекты произношения
и фонемообразования, специфические нарушения
слоговой структуры слов. Это создает
детям дополнительные трудности в процессе
обучения.
Первый уровень
речевого развития характеризуется полным
или почти полным отсутствием средств
общения у детей с ОНР в том возрасте, когда
у нормально развивающегося ребенка навыки
речевого общения в основном сформированы.
Фразовая речь у таких детей почти полностью
отсутствует; при попытке рассказать о
каком-либо событии они способны назвать
лишь отдельные слова или одно - два сильно
искаженных предложения.
На
втором уровне речевого развития общение
осуществляется не только с помощью жестов
и несвязных слов, но и путем употребления
достаточно постоянных, хотя и очень искаженных
в фонетическом и грамматическом отношении
речевых средств. Дети начинают пользоваться
фразовой речью и могут ответить на вопросы,
беседовать со взрослым по картинке о
знакомых событиях окружающей жизни. Однако
дети с этим уровнем речевого развития
связной речью практически не владеют. [Лалаева
Р. И., Серебрякова Н. В.2005]
Наиболее распространен
у детей 5-6 - летнего возраста с ОНР третий
уровень речевого развития. Дети уже пользуются
развернутой фразовой речью, но при этом
отмечаются фонетико-фонематические и
лексико-грамматические недостатки. Наиболее
отчетливо они проявляются в разных видах
монологической речи — описание, пересказ,
рассказы по серии картин и др. [Ефименкова Л.Н.2009]
Ограниченность
словарного запаса, отставание в овладении
грамматическим строем родного языка
затрудняют процесс развития связной
речи, переход от диалогической формы
речи к контекстной.
Специально проведенными
исследованиями установлено, что старшие
дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень
речевого развития, значительно отстают
от нормально развивающихся сверстников
в овладении навыками связной, прежде
всего монологической, речи. У детей с
ОНР отмечаются трудности программирования
содержания развернутых высказываний
и их языкового оформления. Для их высказываний
(пересказ, различные виды рассказов) характерны:
нарушение связности и последовательности
изложения, смысловые пропуски, явно выраженная
«немотивированная» ситуативность и фрагментарность,
низкий уровень используемой фразовой
речи. В связи с этим формирование связной
монологической речи старших дошкольников
с ОНР приобретает первостепенное значение
в общем комплексе коррекционных мероприятий.
На полноценное овладение детьми монологической
речью должна быть направлена и работа
по развитию у них лексических и грамматических
языковых навыков.
Анализ данных логопедической
практики, педагогического опыта изучения
детей с ОНР позволил установить, что вариативность
проявлений общего недоразвития речи
у детей не исчерпывается тремя уровнями
речевого развития.
Важнейший принцип
отечественной логопедии — дифференцированный
подход к анализу и преодолению речевых
нарушений. При проведении коррекционной
работы с детьми с ОНР этот принцип находит
свое выражение в установлении причин,
лежащих в основе речевого недоразвития,
учете специфики речевой патологии, установлении
взаимосвязи между речевыми нарушениями
и особенностями психического развития
ребенка. Дифференцированный подход основывается
также на определении наиболее сформированных
сфер речевой деятельности, с опорой на
которые строится коррекционная работа.
Этот принцип лежит и в основе работы по
формированию связной речи.
Расширение сети
коррекционных образовательных дошкольных
учреждений с организацией в них групп
для детей с ОНР, необходимость дальнейшей
разработки проблемы дифференцированного
подхода в процессе преодоления системных
речевых нарушений, осуществление задач
полноценной подготовки детей к школьному
обучению — все это определяет особую
важность изучения вопросов целенаправленного
формирования связной речи у детей с общим
ее недоразвитием. [Ефименкова Л.Н.2009]
Целенаправленное
формирование связной речи имеет важнейшее
значение в общей системе логопедической
работы с детьми с общим речевым недоразвитием.
Это определяется, прежде всего, ведущей
ролью связной речи в обучении детей как
старшего дошкольного, так и, в особенности,
школьного возраста. Отмечаемое у детей
системное речевое недоразвитие, как правило,
в сочетании с отставанием в развитии
ряда психических функций требует дифференцированного
подхода к выбору методов и приемов формирования
навыков самостоятельных связных высказываний. [Лалаева
Р. И., Серебрякова Н. В.2005]
Глава II Методологические
аспекты и оценка связности речевого
высказывания детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 2.1 Анализ методик
изучения связной речи детей старшего
дошкольного возраста
Для изучения состояния связной
речи детей дошкольного возраста существуют
разные авторские методики. Рассмотрим
их. [Ефименкова Л.Н.2009]
Глухов В.П. предлагал наблюдение
за речью детей осуществлять в процессе
игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности
(логопедические занятия и различные виды
предметно-практических занятий, воспитательские
занятия по родному языку). Основное внимание
обращается на наличие и уровень сформированности
у детей навыков фразовой речи и на особенности
речевого поведения. Проводится запись
ответов детей на занятиях монологической
речи в виде отдельных высказываний, коротких
сообщений, рассказов.
В целях комплексного исследования связной
речи детей используется серия заданий,
которая включает: [ Лалаева Р. И., Серебрякова
Н. В.2005]
- составление
предложений по отдельным ситуационным
картинкам;
- составление
предложения по трем картинкам, связанным
тематически;
- пересказ
текста;
- составление
рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
- сочинение
рассказа на основе личного опыта;
- составление
рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня
речевого развития ребенка программа
обследования может быть дополнена доступными
заданиями с элементами творчества: окончание
рассказа по заданному началу; придумывание
рассказа на заданную тему.
Комплексное обследование позволяет
получить целостную оценку речевой способности
ребенка в разных формах речевых высказываний
- от элементарных (составление фразы)
до наиболее сложных (составление рассказов
с элементами творчества). При этом учитываются
характерные особенности и недостатки
в построении развернутых высказываний,
выявленные у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи в ходе проведения
специальных исследований. [Ефименкова
Л.Н.2009]
Филичева Т. Б. для обследования
связной речи рекомендует картины из серии
«Мы играем», «Домашние и дикие животные»,
а также картины из «Дидактического материала
по исправлению недостатков произношения
у детей дошкольного возраста». [Баряева
Л. Б. 2008]
При обследовании связной речи
рекомендуется использовать разнообразные
задания, например: рассказать от 1-го лица;
подобрать эпитеты к определенным словам;
пересказать текст, изменяя время совершаемых
действий; образовать сравнительную степень
прилагательных; образовать уменьшительную
форму и др.
Воробьева В.К. рекомендует
связную речь обследовать по четырем сериям.
Первая серия направлена на
выявление репродуктивных возможностей
речи детей и включает два задания: пересказать
текст как можно подробнее; пересказать
этот же текст, но кратко.
В качестве экспериментального
материала рекомендуется использовать
тексты рассказов, рассчитанные на возраст
испытуемого и подвергнутые адаптации
в плане сокращения их объема.
Вторая серия экспериментальных
заданий направлена на выявление продуктивных
речевых возможностей детей: умения самостоятельно
составить смысловую программу связного
сообщения по наглядным опорам; умения
реализовать найденную программу в цельное
связное сообщение.
Эта серия включает в себя два
задания. В первом задании детям предлагается
самостоятельно разложить серию сюжетных
картинок в последовательности логического
развития события. Второе задание ориентирует
детей на составление рассказа по найденной
программе.
Третья серия направлена на
выявление особенностей построения связного
сообщения в условиях частичной заданности
смысловых и лексико-синтаксических компонентов
высказывания. Она включает в себя три
вида заданий: составление продолжения
рассказа по прочитанному зачину; придумывание
сюжета и составление рассказа по предметным
картинкам, которые дети должны отобрать
из общего банка предметных картинок;
самостоятельное нахождение темы и ее
реализации в рассказах.
Четвертая серия заданий направлена
на выяснение состояния ориентировочной
деятельности, поскольку ориентировка
в правилах генерации текста предваряет
создание связного монологического высказывания.
Ориентировочная деятельность заключается
в умении выделять всеобщие, характерные
признаки, присущие организации именно
этой языковой единицы. Решение вопроса
о состоянии ориентировочной деятельности
детей с системными нарушениями речи важно
для изучения структуры речевого недоразвития,
в частности, для выявления влияния недоразвития
речи на формирование познавательной
деятельности и степени сформированности
аналитических возможностей детей.
Ефименкова Л.Н. указывает на
то, что при обследовании связной речи
детей необходимо выявить умения ребенка:
пересказывать ранее знакомый текст и
незнакомый текст; составлять рассказ
по серии сюжетных картинок с предварительным
расположением в последовательности рассказа;
по сюжетной картинке.
При обследовании связной речи
вспомогательные вопросы задавать не
следует, так как преследуется определенная
цель. Если ребенок не может справиться
без наводящих вопросов, то это фиксируется
в протоколе, и перечисляются вопросы,
которые задавал логопед, и ответы детей.
Все рассказы и пересказы детей
записываются так, как их передают дети,
то есть стенографируются.
Таким образом, каждый автор
предлагает свою методику исследования
связной речи у детей дошкольного возраста.
При исследовании связной речи необходимо
учитывать: лексико-грамматическое оформление
рассказа, уровень овладения монологической
речи детей, степень самостоятельности
при выполнении заданий, полнота изложения,
смысловое соответствие наглядному сюжету,
наличие или отсутствие логико-смысловой
организации сообщения, последовательность
в описании событий.
Проанализировав теоретические
источники по теме исследования, нами
был сделан следующий вывод:
У детей с общим недоразвитием
наблюдается недостаточная сформированность
всех языковых структур; самостоятельная
связная контекстная речь детей с общим
недоразвитием речи является несовершенной;
у таких детей недостаточно развито умение
связно и последовательно излагать свои
мысли; дети с общим недоразвитием речи
испытывают значительные трудности в
программировании связного высказывания,
в синтезировании отдельных его элементов
в структурное целое и в отборе материала,
соответствующего той или иной цели высказывания;
каждый автор предлагает свою методику
исследования связной речи у детей дошкольного
возраста; в силу того, что при общем недоразвитии
речи значительно страдает связная речь,
то для её развития необходима своевременная,
комплексная и регулярная коррекционная
помощь.
2.2 Анализ диагностических
методик по выявлению уровня развития
связной речи у старших дошкольников
Исследование состояния связной
речи начинается с изучения имеющейся
на ребенка медицинской и педагогической
документации; дополнительные анамнестические
сведения необходимо получить из бесед
с воспитателями и родителями. Обследование
словарного запаса у детей проводится
индивидуальным методом в два-три приема.
Изучение связной речи с помощью серии
заданий проводится по окончании обследования
словаря. Все задания выполняются последовательно,
в разные дни и в утренние часы. Динамические
наблюдения за состоянием речи осуществляются
в течение всего периода коррекционного
обучения. Анамнестические сведения, результаты
специальных исследований словаря и связной
речи, данные наблюдений за спонтанной
речевой деятельностью, личностно-психологическими
особенностями ребенка заносятся в индивидуальную
карту логопедического обследования. [
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В.2005]
В ходе наблюдений
за детьми отмечаются особенности восприятия,
внимания, памяти, воображения, отдельных
сторон мыслительной деятельности
способность к сравнению,
обобщению, классификации, показатели
работоспособности и др. Выявляются характерологические
особенности личности (общительность,
инициативность, замкнутость, отношение
к учебным занятиям и др.), особенности
поведения и т.д. Особое внимание обращается
на показатели, которые непосредственно
связаны с формированием связной монологической речи, а также обусловливают
возможности детей в процессе коррекционно-воспитательной
работы (восприятие и усвоение учебного
материала, продуктивность выполнения
заданий, особенности речевого поведения
и др. ).