Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:31, дипломная работа
Цель работы – изучение организации труда менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения и разработка рекомендаций по оптимизации его работы.
Из цели настоящей работы вытекают следующие задачи:
Дать организационную и структурную характеристику стоматологической поликлиники.
Изучить существующую систему управления средним медицинским персоналом стоматологической поликлиники, выявить недостатки системы управления средним медицинским персоналом стоматологической поликлиники.
Изучить социально-гигиенический портрет потенциального потребителя стоматологических услуг.
Выявить удовлетворенность (неудовлетворенность) пациентов организацией работы и оказанием стоматологической помощи в МУЗ Стоматологической поликлинике №6.
Определить основные направления маркетинговой деятельности и сотрудника, способного выполнять эту деятельность в условиях поликлиники.
Разработать рекомендации по совершенствованию работы менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………6
Глава 2. Материалы и методы исследования……………………………….21
Глава 3. Организация стоматологического лечебно-профилактического учреждения и медико-социальная характеристика пациентов, получающих стоматологическую помощь…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………42
Выводы………………………………………………………………………...45
Рекомендации…………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………...48
ГОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ »
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
Рощина Наталья Владимировна
Организация работы менеджера сестринского дела
в условиях стоматологической поликлиники
Дипломная работа
по специальности 060109.65 – сестринское дело
Студент – дипломник
заочное отделение, 567 гр. __________________________
Руководитель к.м.н., доцент ______________________________
Челябинск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Обзор литературы……………………………………
Глава 2. Материалы и методы исследования……………………………….21
Глава 3. Организация стоматологического лечебно-профилактического учреждения и медико-социальная характеристика пациентов, получающих стоматологическую помощь…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Рекомендации………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
При оценке системы стоматологических учреждений основное внимание уделяется врачебному персоналу и только в последние 8 – 10 лет оценивать деятельность лечебно профилактических учреждений (ЛПУ) стали с учетом роли в лечебном процессе среднего медицинского персонала. Министерством Здравоохранения РФ и ЛПУ ведется планомерная работа по повышению престижа работы медицинской сестры (Подольская О.Б., 2001).
Реформирование сестринского дела процесс неизбежный и все энергичнее набирающий ход. Внедрение в широкую практику новых технологий позволяет резко повысить эффективность стоматологической помощи. Переход к рынку существенно изменил ситуацию в сфере оказания стоматологических услуг, в отношениях пациента и врача, пациента и медицинской сестры. Стоматологическая услуга стала товаром, которую можно купить. В связи с переходом к новым технологиям лечения, применения современного оборудования, материалов, инструментов, возникает необходимость введения элементов маркетинга и менеджмента, а также знаний вопросов юридического аспекта – прав и обязанностей врача, медицинской сестры, пациента; экономического аспекта – стоимость и оказание платных медицинских услуг. В связи с законом РФ «О защите прав потребителей» от 09.01.1996 г.– актуален контроль за качеством помощи.
Рыночные условия требуют
должен быть гибким, с учетом спроса населения на стоматологические услуги. Этот организационный стержень должен формировать всю структуру стоматологической службы, включая кадровое обеспечение (Соколов Е.И. и др., 1998).
В настоящее время, наблюдается высокий уровень основных стоматологических заболеваний – кариеса зубов и заболеваний пародонта.
Ряд авторов указывают на то, что
в Российской Федерации с каждым
годом растут обращаемость к стоматологу
и стоматологическая заболеваем
В связи с этим, целесообразно рассмотреть новые тенденции организации работы менеджера в стоматологической сфере.
Поэтому предметом настоящего исследования является организация работы менеджера сестринского дела в условиях стоматологических учреждений на примере Стоматологической поликлиники №6 г. Челябинска.
Гипотеза исследования – деятельность менеджера сестринского дела в управлении даёт повышение качества медицинских услуг и поднятие престижа стоматологической поликлиники.
Научная новизна гипотезы
– выявление эффективности
Цель работы – изучение организации труда менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения и разработка рекомендаций по оптимизации его работы.
Из цели настоящей работы вытекают следующие задачи:
Теоретической основой для написания работы и проведения анализа исследования использованы литературные источники за период 1998 – 2008 гг.
Полученные результаты представлены в соответствующих главах, выводах и рекомендациях.
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Управление здравоохранения – уникальная область управления. Уникальность определяется природой организацией здравоохранения тех услуг, которые оказываются. В современной науке управления несколько основных концепций. Можно оценивать работу руководителя по навыкам, необходимым для эффективного управления.
По-другому, эффективность работы менеджера можно оценивать по выполняемым им функциям. Это планирование: определение целей организации и путей их достижения; организация: определение оптимальной структуры учреждения для достижения поставленной цели; работа с кадрами, включающая не только их подбор и расстановку кадров, но и обучение, материальное и моральное стимулирование и т.п.; координация деятельности различных структурных элементов; контроль: сравнение полученных результатов с установленными стандартами и анализ отклонения. Третья концепция оценивает роль руководителя. Ее можно определить как поведение, непосредственно связанное или даже навязываемое занимаемой должностью. Еще одним серьезным аспектом является стиль руководства. Поскольку процесс управления подразумевает работу с людьми и посредством людей для достижения поставленных целей, способность руководителя оказывать влияние на группы людей и отдельных индивидуумов исключительно важна (Бурганская Е., 2000).
Как считает А.С. Хейфец (2000), в современных условиях, когда идет реформирование здравоохранения нашей страны, появляются задачи менеджера сестринского дела по организации работы сестринского персонала в соответствии с новыми сложившимися проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения. Качественная и эффективная управленческая деятельность менеджера возможна только на основе использования современной науки об
управлении. Управление сестринским персоналом – это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала.
Организационная структура управления сестринского персонала включает в себя: субъекты управления сестринского персонала, т.е. тех, кто управляет сестринским персоналом; объекты управления, т.е. сестринский персонал, которым управляют субъекты; механизмы управления – различные виды управленческих воздействий, с помощью которых обеспечивается эффективное управление сестринским персоналом и управление поставленных перед ним задач; способы и каналы передачи информации (прямой – управленческие решения и обратный – информация о ходе выполнения управленческих решений) между субъектами и объектами управления (Хейфец А.С., 2000).
Менеджер как руководитель должен владеть методами управления. Методы управления – это группа управленческих приемов и способов действий, которые в комплексе с другими механизмами управления (цели, принципы и функции) позволяют руководителю обеспечить устойчивую, целенаправленную деятельность организации. Они базируются на современных подходах к организации деятельности сестринского персонала, на действующем законодательстве (трудовом, медицинском, гражданском и других видах права, на социальной психологии, правилах финансирования, статистическом учете и отчетности).
В настоящее время выделяют следующие методы управления:
1) организационно-
2) социально-психологические;
3) экономические.
Очень большое значение в управленческой деятельности менеджера сестринского дела имеют знание функций управления. В ЛПУ выделяют три уровня управления: стратегический, тактический, оперативный.
Стратегический уровень ЛПУ осуществляет руководитель совместно с организатором сестринского дела. Задачами стратегического уровня являются:
Управление на тактическом
уровне осуществляют заместители главного
врача и организатор
Оперативное управление осуществляется непосредственно в подразделениях ЛПУ заведующими отделениями и организатором сестринского персонала. Оно направлено на решение задач подразделения,
регламентированных
Рынок стоматологических
услуг относится к числу
В условиях функционирования экономических рычагов управления в стоматологии маркетинг соответствующих товаров и услуг охватывает совокупность организационно-экономических функций, связанных с реализацией лечебно-профилактических стоматологических услуг, пломбировочных материалов, лекарственных средств и других изделий стоматологического назначения.
Как экономическая система маркетинг в стоматологической отрасли, с одной стороны, включает изучение спроса и предложения, ориентацию производства стоматологических товаров и услуг на их удовлетворение, адресность выпускаемой стоматологической продукции. С другой стороны, это целеустремленное активное воздействие на рынок стоматологических товаров и услуг. Иными словами, маркетинг в стоматологии есть экономический вид деятельности, направленный на удовлетворение спроса и предложения между пациентом и врачом-стоматологом, производителем стоматологических товаров и
стоматологическим учреждением посредством обмена соответствующих товаров и услуг.