Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:31, дипломная работа
Цель работы – изучение организации труда менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения и разработка рекомендаций по оптимизации его работы.
Из цели настоящей работы вытекают следующие задачи:
Дать организационную и структурную характеристику стоматологической поликлиники.
Изучить существующую систему управления средним медицинским персоналом стоматологической поликлиники, выявить недостатки системы управления средним медицинским персоналом стоматологической поликлиники.
Изучить социально-гигиенический портрет потенциального потребителя стоматологических услуг.
Выявить удовлетворенность (неудовлетворенность) пациентов организацией работы и оказанием стоматологической помощи в МУЗ Стоматологической поликлинике №6.
Определить основные направления маркетинговой деятельности и сотрудника, способного выполнять эту деятельность в условиях поликлиники.
Разработать рекомендации по совершенствованию работы менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………6
Глава 2. Материалы и методы исследования……………………………….21
Глава 3. Организация стоматологического лечебно-профилактического учреждения и медико-социальная характеристика пациентов, получающих стоматологическую помощь…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………42
Выводы………………………………………………………………………...45
Рекомендации…………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………...48
При наличии экономических, рыночных рычагов в отрасли маркетинг управляет продвижением стоматологических товаров и услуг от их производителей к соответствующим учреждениям и пациентам.
Для понимания сущности
маркетинга в стоматологии как системы
предпринимательской
Сущность маркетинга
в стоматологии определяется потребностью
производить соответствующие
Маркетинговые исследования в стоматологии должны носить систематический характер и ориентироваться на отслеживание постоянно меняющегося спроса населения на стоматологические товары и услуги. Концепция соответствующего маркетинга и цели стоматологического обслуживания всегда совпадают, так как они направлены на удовлетворение потребности пациентов в стоматологических услугах в
заданном объеме и номенклатуре. Достигнутые при этом экономические результаты служат основой оплаты труда работников отрасли.
Одна из важнейших
задач маркетинговых
Получаемая в результате маркетинговых исследований информация используется для эффективного управления рынком стоматологических товаров и услуг. В настоящее время рынок услуг, пломбировочных материалов, медикаментов, оборудования и инструментов в стоматологии достаточно динамичен в связи с появлением альтернативных организационно-правовых форм стоматологического обслуживания. Поэтому деятельность всех некоммерческих стоматологических учреждений в условиях нестабильности рынка в отрасли связана с некоторым риском. Именно по этой причине важное значение имеют
маркетинговые исследования, позволяющие снизить степень риска до минимума путем анализа потребностей соответствующего рынка и прогнозирования его развития, повысить качество услуг и товаров стоматологического назначения, усилить воздействие рекламы на потребителя стоматологических товаров и услуг.
Функционирование рыночных
механизмов управления в стоматологии
сопровождается изменением психологии
пациентов, их отношения к оказанию
бесплатных и платных стоматологических
услуг. Вместе с тем на характер потребления
стоматологической продукции на
В современных условиях экономическая деятельность стоматологических субъектов должна быть гибкой и оперативно реагировать на конъюнктуру соответствующего рынка. Это обеспечивается за счет организационно-управленческой, исследовательской и программно-контрольной функций маркетинга в стоматологической отрасли.
Таким образом, в условиях
функционирования рыночных механизмов
регулирования и управления в
стоматологии организация маркетинговых
исследований, на наш взгляд, создаст
объективные условия и
функционирования. В итоге это позволит активизировать конкурентные отношения в стоматологической отрасли и приведет к повышению качества оказываемых услуг, производимых пломбировочных материалов и изделий стоматологического назначения.
В связи с переходом на
рыночную модель
Средний медицинский персонал принимает непосредственное участие во всех технологических процессах оказания стоматологической помощи населению – потребителю стоматологических услуг.
Любое лечебно-профилактическое учреждение,
производящее платные услуги, не может
обойтись в современных условиях
без маркетинговой
Маркетинг медицинских услуг –
это комплексная система
Менеджеру сестринского дела необходимо владеть вопросами маркетинга медицинских услуг. Для проведения анализа рынка в первую очередь необходимо учитывать спрос на те или иные услуги, выполнение которых требует квалификации среднего медицинского персонала. Огромное значение в маркетинговой деятельности имеет анализ поведения потребителей, нуждающихся в услугах среднего медицинского персонала. Изучить поведение потребителя, значит, научиться отвечать на вопросы о том, кто, сколько, за какую цену, каким образом, почему, где, когда покупают услуги.
После проведения анализа рынка проводиться выбор целевого рынка и позиционирование на нем предоставляемой услуги. Для этого необходимо провести сегментацию рынка, разделяя потребителей медицинских услуг, производимых средним медицинским персоналом, на однородные по спросу и поведенческим характеристикам группы, и рассматривать каждую из них в отдельности. При сегментации потребительских рынков используются такие принципы как демографический (пол, возраст и др.), социально-экономический (уровень доходов, образование, социальный статус и др.), поведенческий (уровень требований услуги, реакция на полученную услугу и т.д.).
Следующий этап маркетинговой деятельности
– разработка маркетингового комплекса,
т.е. выбор тех средств, с помощью
которых ЛПУ может
Следующий элемент маркетингового комплекса – ценовая стратегия, когда необходимо найти ответы на следующие вопросы: каково соотношение наших цен с ценами конкурентов; какую цену следует установить на данную услугу – на очень высоком уровне или на низком;
как менять цену при изменении рыночной ситуации; как использовать цену для стимулирования рынка.
Следующий элемент маркетингового комплекса – распространение и продвижение услуги на рынок. Потребитель медицинской услуги, прежде всего, должен знать о ее существовании и назначении. Необходимо убедить пациента в достоинстве предлагаемой услуги. Огромная роль в этом принадлежит рекламе.
Заключительный этап маркетинговой деятельности ЛПУ, производящего платные услуги, – стратегическое и практическое планирование, направленное на конечную цель – увеличение объема продаж а, следовательно, и прибыли (Алексеева В.М., Мухина З.В., 2000).
Поэтому в условиях стоматологической поликлиники отводится особое место среднему медицинскому персоналу. Менеджеру
сестринского дела следует учитывать новые подходы к организации работы среднего медицинского персонала. Средний медицинский персонал – основной непосредственный помощник врача-стоматолога, поэтому он должен обладать широким диапазоном специальных знаний в разделах диагностики, лечения, реабилитации и профилактики стоматологических заболеваний, не говоря уже о современной технике и приемах работы с оборудованием и инструментарием. Повышение качества и эффективности работы стоматологической службы возможно лишь при рациональном использовании медицинских знаний и навыков врачей – стоматологов и специально подготовленного среднего звена стоматологического профиля.
Значительное влияние на организацию трудового процесса среднего медицинского персонала стоматологических кабинетов оказывает создание самостоятельных участков их деятельности, высвобождение врачей-стоматологов от выполнения ряда вспомогательных работ, требующих врачебной компетенции. Такие формы организации труда в
значительной мере способствуют росту профессионального авторитета средних медицинских работников.
Расширение функций среднего медицинского персонала позволит повысить производительность труда врачей, улучшить качество его работы, увеличить объем профилактических и диспансерных мероприятий. Передача отдельных функций врачей-стоматологов среднему персоналу целесообразно, так как по результатам исследования до 40% рабочего времени врач-стоматолог тратит на несвойственную ему работу. За рубежом давно уже соотношение стоматологов-терапевтов и среднего медицинского персонала составляет 1:1 и даже 1:2 при бригадном методе обслуживания пациента, что позволяет весьма рационально и целесообразно использовать труд не только врача, но и его
помощников. У нас в стране в
стоматологической практике традиционно
сохраняется примерное
По данным исследования среди функций врачей-стоматологов, которые целесообразно передать среднему медицинскому персоналу, можно перечислить следующие манипуляции. Это, например, определение индекса гигиены полости рта с применением индикатора зубного налета, обучение пациентов правилам гигиены полости рта, контроль гигиены полости рта, медикаментозная обработка патологических десневых карманов (орошение, повязки и т.п.), удаление зубных отложений и др. (Калининская А.А. и др., 2000).
К функциям, которые можно передать среднему медицинскому персоналу И.В. Блюдова (2001) относит и следующие: встреча пациента, назначение время приема пациента, сбор анамнеза, оценки функционального состояния пациента, инструктаж пациента по гигиене полости рта, осуществление пациентом гигиенических мероприятий полости рта, работа с рентгеновской аппаратурой.
Поэтому для оказания квалифицированной помощи и повышения ее качества крайне необходим хорошо подготовленный средний медицинский персонал в стоматологических лечебно-профилактических учреждениях (Блюдова И.В., 2001).
Для повышения качества стоматологической помощи И.В. Блюдова (2001) предлагает введение должности ассистента врача-стоматолога. В работе ассистента врача-стоматолога по оказанию стоматологической помощи по методу в «четыре руки» выделяют следующие основные этапы: встреча пациента, обследование пациента, ассистирование у кресла пациента. Так, при встрече у пациента должно создаться положительное впечатление от учреждения, в которое он обратился за помощью. При обследовании пациента нужно собрать информацию о его заболеваниях и общем состоянии. Стоматологическое обследование при этом осуществляет врач-стоматолог совместно с ассистентом. Ассистирование у кресла пациента – это подбор необходимых инструментов в зависимости от запланированного вмешательства. По данным исследования опрос пациентов, которым проводилось стоматологическое лечение методом в «четыре руки» свидетельствует, что большинство из них – 80% удовлетворены объемом и качеством предоставленных услуг. Выполнение врачом лечебных мероприятий в полости рта пациента одновременно с ассистентом позволяет сократить время работы в среднем с 76 до 35 минут, повысить качество лечения, а также обеспечить комфортность для пациента при проведении лечебной работы.
По мнению И.В. Блюдовой (2001) подготовка
ассистентов врачей-