Для определения социального
статуса населения и выявления
их потребностей была предложена анкета,
которая позволила сделать определенные
выводы с целью перспективы работы
данного учреждения для поддержания
конкурентоспособности среди аналогичных учреждений.
Эффективность предпринимательской
деятельности в значительной мере зависит
от правильного выбора стратегии
и тактики ценообразования и
учета целого комплекса факторов,
оказывающих влияние на уровень
рыночных цен. Стоматологическая поликлиника №6 выбрала
стратегию создания у пациента ценностного
восприятия услуги. При этом прибыль от
платных услуг рассматривается как возможность
развития поликлиники и как эффективный
результат деятельности организации,
а степень удовлетворенности пациента
является показателем будущей прибыли.
Для увеличения конкурентоспособности
администрация поликлиники расширяет
сферу влияния на пациентов. Внедряются
новые технологии в лечении, используются
эффективные пломбировочные материалы,
современное дорогостоящее оборудование.
При организации приема учитывается мнение
пациентов. Результаты исследования свидетельствуют
о том, что система предварительной записи
плановых больных имеет ряд преимуществ.
В том числе она обеспечивает возможность
рационального планирования деятельности
персонала, повышения мотиваций и психологической
подготовки пациентов к лечению.
Анализ проведения маркетинговых
исследований позволяет повысить эффективность
текущего и перспективного планирования,
сократить степень риска от внедрения новых услуг и технологий,
правильно организовать прием пациентов,
с минимальным простоем оборудования
и повышением активности персонала и плановое
повышение квалификации в достижении
максимально положительного результата
лечения.
На основании полученных данных сформированы
выводы и рекомендации.
ВЫВОДЫ
- Муниципальное учреждение здравоохранения Стоматологическая поликлиника № 6 – крупное современное лечебно-профилактическое учреждение, организованное для оказания квалифицированной специализированной стоматологической помощи населению, занимает на рынке стоматологических услуг значительное конкурентоспособное место, что подтверждено уровнем посещаемости в сравнении с другими стоматологическими поликлиниками г. Челябинска (39%).
- Управление средним медицинским персоналом в МУЗ Стоматологической поликлинике №6 осуществляет главная медицинская сестра. Показателем ее управленческой деятельности является качество труда персонала. Основным недостатком в работе главной медицинской сестры является большое количество функциональных обязанностей, большую часть рабочего времени занимают маркетинговые исследования рынка стоматологических услуг (70%).
- В социально-гигиеническом портрете потребителей стоматологических услуг преобладают женщины (73,5%), 60% из них имеют высшее образование. Основной род деятельности пациентов – работники бюджетных организаций (33,3%). Чаще 1 раза в год стоматолога посещают 66,7% респондентов, среди них преобладают лица с высшим и двумя высшими образованиями. Основной целью посещения стоматолога является лечение зубов (69%). 54,6 % респондентов имеют среднемесячный доход до 8000 рублей.
- Уровень качества стоматологической помощи достаточно высок. По данным анкетирования качество оказания стоматологической помощи в поликлинике 50,0% пациентов оценили как отличное,
41,3% как хорошее, 5,8% как удовлетворительное
и только 2,9% респондентов оказались совершенно не
удовлетворены. 82,4% удовлетворены организацией
работы поликлиники, 17,6% недостаточно
удовлетворены организационными мероприятиями.
- Маркетинговую деятельность в Стоматологической поликлинике №6 осуществляют главный врач и главная медицинская сестра. Маркетинговые исследования в стоматологии должны проводиться периодически и ориентироваться на отслеживание спроса населения различных возрастно-половых и социальных групп на стоматологические услуги. Проводиться они должны специалистом с профессиональным образованием, владеющим экономическими знаниями, навыками управления, глубоко заинтересованным в результатах своей деятельности.
- На основании результатов исследования сделан вывод о необходимости в организации менеджмента и введения должности менеджера сестринского дела стоматологических услуг, который должен владеть вопросами маркетинга, юридического и экономического анализа, оценки качества стоматологической помощи. Это позволит главной медицинской сестре рационально использовать свое рабочее время при выполнении функциональных обязанностей.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Руководителям органов управления здравоохранения, администрации лечебно-профилактического учреждения стоматологического профиля различных форм собственности рассмотреть штатную должность менеджера сестринского дела стоматологических услуг в соответствии с разработанными должностными обязанностями (приложение №4), берущего на себя все вопросы маркетинговых исследований, координационную работу медицинского персонала для повышения прибыльности стоматологической поликлиники.
- Администрации лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля различных форм собственности проводить 2 раза в год и чаще маркетинговые исследования спроса, а также других показателей рыночной конъюнктуры и образа жизни населения на курируемой территории.
- Администрации лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля различных форм собственности при проведении маркетинговых исследований использовать разработанную в процессе выполнения дипломной работы анкету.
- Кафедрам общественного здоровья и здравоохранения и стоматологии ЧелГМА предложить использовать материалы дипломной работы в процессе преподавания соответствующих учебных дисциплин на стоматологическом факультете и факультете ВСОиМ.
- Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Челябинский областной центр дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения» изыскать возможность организовать тематический цикл подготовки специалистов – «менеджер сестринского дела стоматологических услуг» по заявкам руководителей лечебно-профилактических учреждений.
Список
литературы
- Адуева, Т.П. Обеспечение здравоохранения кадрами средних медицинских работников / Т.П.Адуева // Главная медицинская сестра. - 1999. - N 1. - С. 104.
- Алексеева, В.М. О необходимости экономической подготовки главных и старших медицинских сестер, работающих в условиях стационара / В.М.Алексеева, З.В.Мухина // Главная медицинская сестра. - 2000. - № 3.-С. 91.
- Алексеева, В.М. Маркетинг услуг среднего медицинского персонала/ В.М.Алексеева, З.В.Мухина //Главная медицинская сестра. - 2000. - №5. - С.35-40.
- Ашуров, Г.Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети / Г.Г.Ашуров
// Стоматология. – 1998. - №3. –С.77-79.
- Ашуров, Г.Г. Маркетинг стоматологических товаров и услуг
/ Г.Г.Ашуров //Стоматология. - 1998. - №3. - С. 70-71.
- Блюдова, И.В. Анализ результатов применения различных методов организации труда сестринского персонала в стоматологических учреждениях/ И.В.Блюдова //Главная медицинская сестра. - 2001. - №7. -С. 129-134.
- Блюдова, И.В. Анализ результатов применения различных методов организации труда сестринского персонала в стоматологических учреждениях/ И.В.Блюдова //Главная медицинская сестра. - 2001. - №8. -С. 87-91.
- Бойко, В.В. Внешний и внутренний маркетинг в стоматологии: пациент от «входа» до «выхода»/ В.В.Бойко. – СПб., 2002. - 134 с.
- Бурганская, Е. Менеджмент в белом халате / Е.Бурганская
// Медицинский вестник. - 2000. - №1. - С.3.
- Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для студентов ВУЗов / О.С.Виханский, А.И.Наумов.- 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998. – 527 с.
- Гришаева, Н.П. Опыт управленческой деятельности главной медицинской сестры крупной городской стоматологической поликлиники/ Н.П.Гришаева // Главная медицинская сестра. – 2001. - №9. – С. 11-18.
- Данилов, Е.О. Правовые основы
стоматологической практики / Е.О.Данилов.
– СПб.: Меди издательство, 2002. – 176с.
- Двойников, С.И. Эффективное использование рабочего времени медицинской сестрой – руководителем / С.И.Двойников, Л.А.Карасева // Главная медицинская сестра. - 2000. - №1. - С. 18.
- Делендик, А.И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования / А.И.Делендик // Стоматология. - 2000. - №6. -С.58-60.
- Демина, А.В. О взаимоотношениях медицинских работников и пациентов стоматологических поликлиник /А.В.Демина //Здравоохранение. - 2002. - №4.- С. 151-153.
- Кадыров, Ф.Н. Платные медицинские услуги (Экономико-правовые основы организации оказания платных медицинских услуг)
/ Ф.Н.Кадыров.- М.: Грантъ, 2000. – 492 с.
- Казанцев, А.К. Практический менеджмент / А.К.Казанцев, В.И.Подлессных, Л.С.Серова.- М.: ИНФРА-М, 1998. - 365с.
- Калининская, А.А. Роль и место среднего медицинского персонала в стоматологии /А.А.Калининская, С.И.Шляфер //Главная медицинская сестра. - 2000. - №5. - С. 7-10.
- Касумова, М.К. Решения в области информационных технологий/ М.К.Касумова // Институт стоматологии. - 1998.-N1.- С. 46-47.
- Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации / под ред. Ю.М. Комарова. – М.,1994.
- Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф.Котлер. - СПб: Питер Ком, 1998. - 896с.
- Ленская, А.В. Есть такая «практика», или зачем стоматологу менеджмент? / А.В.Ленская, Д.В.Серов //Челябинск. - 2001. - №4. - С.33.
- Леонтьев, В.К. Социальная стоматология на современном этапе/ В.К.Леонтьев, Ю.В.Шиленко // Стоматология. - 1999. - №1. - С.5-10.
- Сравнительная характеристика
оценки качества жизни пациентами стоматологического
профиля / В.К.Леонтьев, Р. П. Макарова, Л.
И. Кузнецова, Ю. С. Блохина // Стоматология.
- 2001. – №6. – С.63-64.
- Маркетинг
в практике стоматологической организации/
В.Г.Бутова, Н.Г.Ананьева, Г.И.Кузьмичева
и др.- М.: Медицинская книга, 2005.-64с.-(Организация
стоматологической помощи)
- Мчедлидзе, Т.Ш. Коммерческая
стоматологическая организация в условиях
рыночной экономики / Т.Ш.Мчедлидзе.- СПб.:
Санкт-Петербургский институт стоматологии,
2003. - 256с.
- Мчедлидзе, Т.Ш. Предварительная
оценка качества стоматологической помощи
с точки зрения пациента / Т.Ш. Мчедлидзе
// Проблемы оценки качества медицинской
помощи: сб. науч. работ. – СПб., 1998. – Вып.
2. – С. 270-274.
- Орехова, Л.Ю. Стоматологическая
деятельность / Л.Ю.Орехова, Т.В. Кудрявцева.–
М: Медицинская книга, 2005.- 192с.
- Подольская, О.Б. Задачи
и инструменты управления персоналом
в деятельности руководителя сестринской
службы ЛПУ, оказывающего платные медицинские
услуги / О.Б.Подольская
// Главная медицинская сестра. - 2001. - №8.
– С.21-28.
- Седова, Н.Н. Ваш бизнес стоматология (нормативная регуляция в стоматологии): учеб. пособие / Н.Н.Седова, С.В.Дмитриенко.- М.: Мед. кн.; Н Новгород: Изд-во НГМА, 2001.- 113с.
- Современные принципы организации стоматологических учреждений России / Ю.М. Максимовский,
А.М. Аванесов, А.И. Дойников, О.В. Сагина.
- М.: МЦФЭР, 2004. - 176с.- (Высшая школа)
- Соколов, Е.И. Перспективы взаимного научного сотрудничества Центрального НИИ стоматологии и Московского медицинского стоматологического института /Е.И.Соколов, В.М.Безруков //Стоматологии. - 1998. - №1. - С. 62-63.
- Стоматологическая служба / под ред. М.М. Кузьменко.- М.: ЕВА-пресс,1998.- 577с.
- Тупикова, Л.Н. Основы маркетинга в стоматологии: учебное пособие / Л.Н.Тупикова, С.Е.Тупиков.- М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.- 80с.
- Хейфец, А.С. Основы управленческой деятельности медицинских сестер. Функции управления (продолжение) / А.С.Хейфец // Главная медицинская сестра. - 2001. - №3.- С.47-52.
- Хейфец, А.С. Основы управленческой деятельности медицинских сестер. Функции управления / А.С.Хейфец // Главная медицинская сестра. - 2001. - №3.-С.47-52.
- Хейфец, А.С. Основы управленческой деятельности медицинских сестер. Функции управления / А.С.Хейфец // Главная медицинская сестра. - 2000. - №3.-С.17-26.
- Чернова, Т.В. Роль сестринского персонала в улучшении качества медицинской помощи / Т.В.Чернова, С.А.Нижниченко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и исторической медицины. - 1999. - №1. - С.46-47.
- Шамшурина, Н.Г. Изменение функций медицинской сестры как резерв экономии ресурсов здравоохранения / Н.Г.Шамшурина // Главная медицинская сестра. - 2000. - №4. - С. 73.
- Янченко, В.М. Управление медицинским бизнесом: Система управления стоматологической организацией / В. М. Янченко, М. К. Касумова, Т. Ш. Мчелидзе.-
СПб.: ООО «MEDИ издательство», 2005. – 272с.