Труд менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения и разработка рекомендаций по оптимизации его работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:31, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение организации труда менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения и разработка рекомендаций по оптимизации его работы.
Из цели настоящей работы вытекают следующие задачи:
Дать организационную и структурную характеристику стоматологической поликлиники.



Изучить существующую систему управления средним медицинским персоналом стоматологической поликлиники, выявить недостатки системы управления средним медицинским персоналом стоматологической поликлиники.
Изучить социально-гигиенический портрет потенциального потребителя стоматологических услуг.
Выявить удовлетворенность (неудовлетворенность) пациентов организацией работы и оказанием стоматологической помощи в МУЗ Стоматологической поликлинике №6.
Определить основные направления маркетинговой деятельности и сотрудника, способного выполнять эту деятельность в условиях поликлиники.
Разработать рекомендации по совершенствованию работы менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………6
Глава 2. Материалы и методы исследования……………………………….21
Глава 3. Организация стоматологического лечебно-профилактического учреждения и медико-социальная характеристика пациентов, получающих стоматологическую помощь…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………42
Выводы………………………………………………………………………...45
Рекомендации…………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………...48

Файлы: 1 файл

диплом Рощиной Н. В..doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЦИЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ  СТОМАТОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ.

Для планирования и совершенствования  организации управления  стоматологической поликлиники очень важным является анализ ее деятельности. В 2008 году уровень посещаемости МУЗ Стоматологической поликлиники №6 составил 39% в сравнении с другими стоматологическими поликлиниками г. Челябинска.

За 2008 год лечебно-профилактическим отделением было принято 46466 пациентов, из общего числа первично принятых -  17627, что составило 38%. Доля платных услуг составила 39% от общего объема посещений. Всего санировано 1619 человек, осмотрено в порядке плановой санации 4293. Проведено 1120 профилактических мероприятий.  Об объеме деятельности стоматологической поликлиники за последние три года можно судить по количественным показателям, которые представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Основные статистические показатели работы

Стоматологической поликлиники №6

Показатели

2006

2007

2008

количество посещений

69 441

58 166

46 466

запломбировано зубов

36 431

32 477

27 709

удалено зубов

16 577

15 940

10 980

вылечено в одно посещение

10 401

8 427

3 220

проведено операций

279

344

582


     Таким образом, из  данной таблицы видно, что число  посещений в стоматологическую  поликлинику №6  с каждым годом  снижается. Можно предположить,    что   это связано с ценовой   политикой  учреждения,

 

изменением материального дохода населения, расширением рынка стоматологических услуг, что подтверждено ниже анкетными данными.

На сегодняшний день финансирование поликлиники осуществляется из нескольких источников: бюджетное  – Управление здравоохранения Администрации  г. Челябинска (бесплатное лечение), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социальной защиты населения (протезирование льготных категорий населения: ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные), Добровольное медицинское страхование и платные услуги населению, не предусмотренные ФОМС.

В 2008 году бюджетное финансирование (39,6 % от расчетной сметы) плюс ФОМС  составило 20,77% в общем доходе поликлиники. Но при этом бесплатная стоматологическая помощь была оказана 40,6% пациентам от общего объема количества больных в 2008 г.

В 2008 году увеличилось количество услуг, оказываемых в рамках территориальной  базовой программы, что позволило  сократить очередность и увеличить  доступность бесплатной стоматологической  помощи. А за текущий период 2009 года прием данных пациентов увеличился на 30% в сравнении с 2008 годом.

Оплата услуг, оказанных  населению в рамках территориальной  базовой программы из средств  ОМС и бюджета, производится не в полном объеме, поэтому поликлиника развивает платные услуги.

Средства, полученные за платные услуги, были использованы для обновления материально-технической базы поликлиники, внедрения новых технологий, использования новейших пломбировочных материалов, высококачественных медицинских инструментов, приобретения эффективных препаратов для соблюдения санэпидрежима, обновления интерьера помещений. Т.е. появилась возможность интенсивного развития поликлиники, возникла возможность дополнительной оплаты труда персонала МУЗ СП №6.

 

В рамках изучения организации работы менеджера целесообразно провести анкетирование пациентов, задав им вопросы о потребности в стоматологической помощи, удовлетворенности ее качеством, отношении к возможному лечению.

На основании проведенного анкетирования пациентов Стоматологической поликлиники №6 г. Челябинска по полу респонденты распределились следующим образом: мужчин – 26,5% , женщин – 73,5%. Подобное распределение характерно для посетителей стоматологических учреждений. Как установлено другими авторами, в частности А.И. Делендик (2000), женщины чаще, чем мужчины посещают стоматологические учреждения. Это связано как с более высоким уровнем пораженности их кариесом зубов, так и с более внимательным отношением к своему здоровью и соответственно внешности.

Проведенным анкетированием установлен достаточно высокий общеобразовательный  уровень  обследуемых: абсолютное их большинство (50,5%) – составляют лица с высшим образованием; с 2 высшими – 11,5%; с средним специальным – 23,5%; с полным средним – 14,5%.

Изучая уровень образования мужчин и женщин, обращающихся за стоматологической помощью, можно сделать вывод, что мужчины и женщины с разным уровнем образования обращаются за стоматологической помощью примерно одинаково (таблица 3.2).

Таблица 3.2.

Зависимость обращаемости по полу и образованию (в %).

 

 

Пол

Образование

Неполное среднее

Полное среднее

Среднее ПТУ

Среднее специальное

Высшее

Два высших

Мужчина

-

11,1%

-

22,3%

55,5%

11,1%

Женщина

-

16,0%

-

24,0%

48,0%

12,0%


 

 

Также установлено, что  наибольшее число обратившихся за стоматологической помощью работают в бюджетных учреждениях – 33,3%,   и  в акционерных  обществах – 32,3%. Остальные опрошенные 

занимаются частной деятельностью – 20,8%, число прочих составило 12,6% (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Род деятельности респондентов.

Весьма интересные данные о кратности посещения стоматологического учреждения обследованными: 36,1% посещает стоматолога 1 раз в полгода, а 30,6% 1 раз  в год. Таким образом, 66,7% респондентов обращаются в стоматологию чаще 1 раза в год. Характерно, что основную их массу составили лица с высшим и двумя высшими образованиями. В то же время высок удельный вес лиц, посещающих стоматологическое учреждение 1 раз в 2 года – 16,7%. Основную их  массу составили лица со средним образованием (таблица 3.3).

Таблица 3.3

Взаимозависимость посещения  стоматологической поликлиники  от уровня образование (в %).

Частота обращения  к  стоматологу

Образование

Неполное среднее

Полное среднее

Среднее ПТУ

Среднее специальное

Выс-шее

Два высших

1 раз в месяц

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

1 раз в 3 месяца

 

0,8

 

3,2

 

-

 

0,9

 

0,7

 

-

Частота обращения  к стоматологу

Образование

Неполное среднее

Полное среднее

Среднее ПТУ

Среднее специальное

Выс-шее

Два  высших

1 раз в 6 месяцев

 

-

 

2,3

 

-

 

3,1

 

21, 1

 

9,6

1 раз 

в год

 

1,4

 

1,6

 

2,4

 

1,6

 

16,1

 

7,5

1 раз в 2 года

 

0,3

 

0,7

 

6,2

 

3,0

 

5,3

 

1,2

Реже чем, 1 раз в 2 года

 

3,0

 

3,5

 

1,2

 

1,9

 

1,5

 

0,1


Полученные результаты полностью согласуются с данными  литературы о влиянии уровня образования  на периодичность и кратность  обращения за стоматологической помощью (Делендик А.И., 2000). Остальные респонденты распределились следующим образом: 11,2% посещают стоматолога реже 1 раза в 2 года и всего 5,6% 1 раз в 3 месяца.   

С учетом пола обращаемость такова:

  • обратились 1 раз в 3 месяца женщины – 7,5%
  • 1 раз в 6 месяцев женщины – 44,4%, мужчины – 11,1%
  • обратились 1 раз в год женщины – 33,3%, мужчины – 22,2%
  • обратились 1 раз в 2 года женщины – 14,8%, мужчины – 22,2%
  • реже, чем 1 раз в 2 года мужчины – 44,5%.

Полученные данные так же подтверждают более частую обращаемость за стоматологической помощью женщин, чем мужчин (рис.3.2).

Рис. 3.2. Зависимость обращаемости от пола респондентов.

 

Состояние здоровья зубов  пациенты оценивают следующим образом. Практически здоровыми (редко обращаются к стоматологу с жалобами) – считают 25,0% респондентов,  75,0% считают, что имеют нездоровые зубы, причем среди них 63,9% периодически обращаются к стоматологу, а 11,1% часто обращаются к стоматологу. Полученные результаты полностью согласуются с данными о достаточно высоком уровне основных стоматологических заболеваний – кариеса зубов и заболеваний пародонта (Леонтьев В.К., 1999).

Причиной поражения  зубов пациенты считают: 44,2% не смогли указать  точную  причину  поражения  зубов (основные ответы – экология,

климатические условия, низкий уровень качества воды и т.д.); 37,2% отметили недостаточную профилактику заболеваний зубов; 9,3% - недостаточное питание и 9,3% – недостаточность денежных средств для

обеспечения ухода (рис.3.3).

   Рис. 3.3. Оценка респондентами причин поражения зубов.

На вопрос, с какой  целью за стоматологической помощью  обращаются пациенты, получены следующие данные: 69,0% – с целью лечения, 14,3% – с целью профилактики (обследования зубов), 16,7% – для устранения экстренной боли. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство пациентов обращаются в стоматологию с уже пораженными зубами, требующими лечения (69,0%). К сожалению, с профилактической

 

 

целью обращается достаточно низкий процент пациентов (14,3%), хотя профилактика должна занимать ведущее место (рис.3.4). Таким образом,

одной из важнейших задач  менеджера должна стать организация  пропаганды профилактических мероприятий.

Рис. 3.4. Цель обращения  респондентов за стоматологической  помощью.

При организации профилактических мероприятий необходимо знать основные заболевания, которые способствуют заболеванию зубов, десен. По результатам исследования анкетных данных респонденты отметили следующие     заболевания:    55,0%     опрошенных    отметили     болезни

желудочно-кишечного  тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка  и двенадцатиперстной кишки); 15,0% - аллергические заболевания и 30,0% – затруднились ответить. Следовательно, наблюдается зависимость между состоянием зубов, десен и состоянием желудочно-кишечного тракта.

Возможные причины поражения  зубов связаны с вредными привычками. Среди опрошенных 40,0% называют вредной  привычкой малоподвижный образ  жизни, 34,3% отмечают нерациональное питание, 25,7% – курение.

В ходе посещения стоматологического учреждения получены следующие данные о профилактических мероприятиях, которые имеют несомненный интерес для работы: 5,8% опрошенных сразу заявили, что им таковые не проводились; 24,7% респондентов вообще не заполнили данный раздел. Таким образом, примерно 1/3 проанкетированных действительно     не    получали   профилактических    процедур.    У    1/2

 

респондентов они заключались  в беседах о необходимости  гигиены полости рта, а у 28,1% были сняты зубные отложения. Методом гигиены полости рта были обучены 5,6% респондентов. Комплексная программа профилактики (беседы, обучение, снятие зубных отложений) была проведена у 20,4% респондентов. На долю прочих видов профилактических мероприятий или их сочетаний пришлось, в среднем, 15,4%. Эти данные свидетельствуют, что необходимо уделять особое внимание на организацию профилактики стоматологических заболеваний, что в свою очередь снижает их уровень, поэтому большую роль в организации профилактической помощи играет наличие кабинета пародонтологии, кабинета гигиены, обучение врачей и среднего медицинского персонала по вопросам профилактики.

При изучении вопроса  о предпринимаемых мерах профилактики пациентами выяснилось, что соблюдают основные мероприятия по гигиене полости рта 90,6%, а 9,4% недостаточно соблюдают. Вероятно,

последнее связано с  недостатком информированности о мерах профилактики, недостаточностью средств по уходу за полостью рта и т.д.  Насколько пациенты стремятся получить информацию по вопросам медицины и здоровья, свидетельствуют следующие данные: 66,6% респондентов редко слушают радио и смотрят телепередачи, 22,3% – часто, 11,1% – вообще не интересуются данными вопросами. Следовательно, нужно стремиться к повышению интереса у населения к своему здоровью.

Информация о работе Труд менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения и разработка рекомендаций по оптимизации его работы