Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:31, дипломная работа
Цель работы – изучение организации труда менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения и разработка рекомендаций по оптимизации его работы.
Из цели настоящей работы вытекают следующие задачи:
Дать организационную и структурную характеристику стоматологической поликлиники.
Изучить существующую систему управления средним медицинским персоналом стоматологической поликлиники, выявить недостатки системы управления средним медицинским персоналом стоматологической поликлиники.
Изучить социально-гигиенический портрет потенциального потребителя стоматологических услуг.
Выявить удовлетворенность (неудовлетворенность) пациентов организацией работы и оказанием стоматологической помощи в МУЗ Стоматологической поликлинике №6.
Определить основные направления маркетинговой деятельности и сотрудника, способного выполнять эту деятельность в условиях поликлиники.
Разработать рекомендации по совершенствованию работы менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………6
Глава 2. Материалы и методы исследования……………………………….21
Глава 3. Организация стоматологического лечебно-профилактического учреждения и медико-социальная характеристика пациентов, получающих стоматологическую помощь…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………42
Выводы………………………………………………………………………...45
Рекомендации…………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………...48
Значительную роль при измененных рыночных условиях играют взаимоотношения медицинских работников и пациентов в стоматологических поликлиниках, так как по данным исследования 96,5% респондентов указали, что для них очень важно при посещении стоматолога, чтобы медицинский работник был вежлив и внимателен. Что касается стоматологии, то нередко качественная выполняемая врачом-стоматологом работа напрямую зависит от работы медицинской сестры. Работа в «четыре руки», позволяющая создать условия для оказания высококвалифицированной и высокоспециализированной помощи,
требует большого доверия и взаимопонимания между врачом и медицинской сестрой. Некомпетентность, невнимательность, а иногда и просто халатность могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому очень большое значение имеет микроклимат не только во всем коллективе, но и даже в отдельно взятом кабинете. Так как конфликты между работниками, несоблюдение субординации в присутствии пациента приводит к отрицательным последствиям (Демина А.В., 2002).
Также одним из важных аспектов является роль медсестринского персонала в улучшении качества медицинской помощи. Качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказываемой медицинской помощи, имеющимся потребностям пациента, его ожидания современному уровню медицинской науки и технологии.
Обеспечить должное качество медицинской помощи в стоматологических учреждениях можно при условии правильно организованного лечебно-диагностического процесса, рационального
подбора кадров, успешного менеджмента и при устранении имеющихся негативных факторов. Задача успеха работы организации заключается в наличии сплоченного, работоспособного коллектива, выполняющего задачи, стоящие перед стоматологическими учреждениями по улучшению качества медицинской помощи и повышению результативности деятельности.
В результате анализа ответов респондентов на вопрос: что необходимо для улучшения качества медицинской помощи, показал, что сестринский персонал считает необходимым повысить свой профессиональный уровень (52,3%), совершенствовать практические навыки (36,4%), пересмотреть нагрузку и должностные обязанности (11,3%). Важным моментом в определении уровня качества медицинской помощи является степень удовлетворенности пациентов. Для пациента
важно все: ответственность и
Результаты исследования позволили,
проанализировав полученные данные,
выделить ряд проблем в деятельности
сестринского персонала: недостаточный
профессионализм молодых
В результате проведенного анализа обзора литературы подтвердилась необходимость введения в стоматологических учреждениях в условиях рыночных отношений высококвалифицированных кадров,
владеющих современными знаниями менеджмента и маркетинга (применительно к сестринскому персоналу); необходимость планирования работы стоматологического учреждения на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления. Кроме того, обоснована целесообразность реформирования среднего медицинского звена и введения принципа работы «четыре руки». В совокупности указанные моменты в совершенствовании менеджмента стоматологических учреждений, в конечном счете, должны дать положительные результаты: повысить качество медицинских услуг, повысить престиж стоматологических учреждений, достижение поставленной цели – профессионально и на высоком организаторском уровне оказать пациентам стоматологическую помощь.
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В большинстве стран мира, в том числе и в нашей стране, существует высокая потребность населения в получении стоматологической помощи. Для решения указанной задачи необходимо правильно и эффективно организовать работу стоматологических учреждений, с чем в современных условиях может справиться четко поставленная система менеджмента и маркетинга в стоматологии. С этой целью во многих стоматологических учреждениях целесообразно введение должности менеджера сестринского дела, который должен заниматься проблемой обеспечения населения качественной стоматологической помощью путем выявления основных потребностей в стоматологической помощи, организацией оказания стоматологических услуг и профилактических мероприятий.
Исследование проводилось
в МУЗ Стоматологической
Муниципальное учреждение здравоохранения
Стоматологическая поликлиника
№ 6 – крупное современное лечебно-
Численность населения, закрепленного за поликлиникой для оказания стоматологической помощи, составляет 46510 человек, для оказания ортодонтической помощи – 26446 человек, для оказания ортопедической помощи – 115020 человек, дополнительно для оказания хирургической помощи детям – 30046 человек, согласно приказа №180 от 29 октября 2008 года Управления здравоохранения администрации города Челябинска. Дополнительно за поликлиникой закреплено население Баландинского сельского совета – 1295 человек согласно приказа №117 от 15 августа 2001 года.
Кроме того, поликлиникой обслуживается:
МУЗ Стоматологическая поликлиника №6 рассчитана на 300 посещений в смену. Согласно приказа ГУЗО № 134 от 1985 года имеет в своем составе 2 отделения: лечебно-профилактическое и ортопедическое. Поликлиника работает в две смены шесть дней в неделю, в воскресенье и праздничные дни – выходной.
Ортопедическое отделение
состоит из четырех кабинетов, рассчитанных
на 7 кресел, и зуботехнической лаборатории.
Для обработки инструмента
В составе лечебно-
Согласно закрепленной за поликлиникой численности населения, на основании приказа №950 МЗ СССР от 01.10.1978 года рассчитываются штатные должности медицинского персонала поликлиники. Расчет числа руководящих работников, специалистов, служащих и рабочих ведется на основании приказа №230 МЗ РФ от 09.06.2003. В связи с оказанием платных стоматологических услуг пациентам, введены дополнительные
должности. Число сотрудников МУЗ СП №6 представлено в Приложении №1.
В управлении поликлиникой максимально используется принцип коллегиальности, особенно в вопросах, касающихся стратегии развития поликлиники. Имеется ряд вопросов, находящихся в компетенции исключительно главного врача: финансовые вопросы, взаимодействие с вышестоящими органами, строительство, капитальные ремонты, организация схемы управления. Тактическое и оперативное управление осуществляется с помощью заведующих отделениями, главной сестры и отдела АХЧ. Для совершенствования процессов управления еженедельно проводятся совещания с заведующими отделениями, поликлинические советы, на которых заслушиваются текущие вопросы жизнедеятельности поликлиники, исполнение приказов вышестоящих организаций, финансово-экономические вопросы и т. д.
При проведении исследования применялись следующие методы:
Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе последовательно разработаны план и программа исследования по организации работы стоматологической поликлиники и среднего медицинского персонала, изучена данная проблема по сведениям
источников литературы, уточнена степень определенности некоторых исходных данных, сформулированы цель и задачи исследования.
На втором этапе исследования проведено анкетирование изучаемого контингента. Выбор анкетного метода обусловлен необходимостью выявления проблем организации работы стоматологического учреждения по субъективным данным.
В соответствии с целью исследования
было проведено анкетирование части
посетителей поликлиники с
Чрезвычайно важный раздел анкеты – об отношении пациентов к своему здоровью и кратности обращения за стоматологической помощью, а также о ее качестве. Специальный раздел анкеты характеризовал организацию работу поликлиники, среднего медицинского персонала, предоставляемых им услуг, основные потребности в разных видах стоматологической помощи и маркетинга стоматологических услуг.
Анкетирование проводилось во всех возрастных группах (от 16 до 60 лет). Кроме того, на каждого анкетируемого заполнялась «карта осмотра полости рта», которая в сочетании с ответами давала представление о фактической нуждаемости обследуемых в разных видах стоматологической помощи.
Статистической обработке было подвергнуто 210 анкет и приложенных к ним медицинских карт стоматологического больного. Произведена выбраковка анкетного материала, в котором респондентами
заполнено менее 60% вопросов, поэтому статистической обработке в итоге подвергнуто 182 анкеты.
В программу анкетирования
Целью второго этапа исследования явилось подведение итогов анкетирования: проведена оценка удовлетворенности пациентов в разных видах стоматологической помощи, оценка потребностей пациентов в
стоматологических услугах, проблемы организации работы среднего медперсонала и поликлиники в целом.
На третьем этапе исследования проведена выкопировка сведений из медицинских карт стоматологического больного (форма 043/У) на
специально разработанном бланке (Приложение №3). Численность медицинских карт стоматологического больного, подвергнутых выкопировке равна количеству собранных анкет. Это позволило подтвердить полученную анкетным методом субъективную информацию объективными данными.
Общий объем совокупности исследования включает 364 единицы наблюдения (анкеты + медицинские карты стоматологического больного).
Для сбора первичного материала применено сочетание метода выкопировки сведений из отчетно-учетной документации, а также анкетного метода. Изучены различные отчетные формы Стоматологической поликлиники №6 г. Челябинска.
На четвертом этапе исследования произведена разработка рекомендаций по совершенствованию работы менеджера стоматологического лечебно-профилактического учреждения.
При подведении итогов анкетирования
использовался весь первичный материал,
методология сбора и
Результаты анализа собранного и обработанного материала изложены в соответствующих главах, выводах и рекомендациях.