Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 05:42, курсовая работа
Цель: Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
Задачи: 1. Проанализировать школьные факторы риска, изучить литературу.
2. Описать, как тяжелый ранец влияет на осанку школьника.
3. Провести эксперимент и опрос учащихся
4. Показать, как правильно уложить в ранец школьные принадлежности.
5. Предложить свои способы решения проблемы.
Введение …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 3
2. Глава I. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
1.1. Школьные факторы риска, и их влияние на здоровье школьников. . . . . . . . . . . . . 4
1.2.Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.3. Осанка. Нарушения осанки у детей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Глава II. Исследование веса портфеля современного школьника.
2.1.Выбор правильного портфеля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Результат исследования по выявлению «правильной тяжести» . . . . . . . . . . . . . . ..14
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . .. . . . .. . . . .. . . . . 18
5. Литература ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера. "Симметричные" нагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилем "брасс" и на спине, гребля; смешанные нагрузки - волейбол, баскетбол, футбол, многоборье комплекса ГТО, художественная гимнастика и др.
Регулярные занятия перечисленными видами спорта на фоне общефизической подготовки способствуют гармоничному физическому развитию.
При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяют для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже 1 раза в 3-4 месяца.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА.
Однажды я со своим подругой Алиной возвращались из школы домой. Мы остановились, для того, чтобы Алина позвонила родителям. Она попросила подержать его рюкзак, пока он будет разговаривать с мамой. Я держал в правой руке свой рюкзак, а в левой - рюкзак Алины . Моя рюкзак тяжелее. Интересно, ПОЧЕМУ?
Я вытянул обе руки и попытался удержать рюкзаки как можно дольше. Правая рука, в которой был мой рюкзак, практически сразу опустилась под его тяжестью. Мы с Алиной учимся в одном классе, а это значит, что учебников и тетрадей у нас одинаковое количество. Но вес рюкзаков разный. Почему?
Я задумался над этим вопросом и пришёл к выводу, что для более точного сравнения нам понадобятся весы, а для более широкого исследования разницы веса – много рюкзаков. Поэтому я взял электронные весы и пришёл к своим одноклассникам с целью взвесить их рюкзаки.
2.1. Выбор правильного портфеля.
Миллионы детей выбирают рюкзаки для переноса учебников и всего необходимого для занятий. Но если так много школьников, то получается и рюкзаков бесчисленное множество, они производятся на разных фабриках, в разных странах мира. И мы задумались, а существуют ли какие-то основные стандарты и характеристики, по которым родители смогут выбрать из всего разнообразия «Правильный» рюкзак.
В каждый из этих пунктов вложены результаты многолетних исследований различных специалистов. Но меня интересует вопрос влияния веса рюкзака на здоровье школьника, а в этом мне помогут изучения медиков.
Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить рюкзак на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы рюкзак плотно прилегал к спине ребенка.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки, оказывают влияние множество факторов, и не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
2.2 Результат исследования по выявлению «правильной тяжести»
Медицинские исследования показали, что вес портфеля со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса самого ребёнка. Если рюкзак тяжелее нормы, то это плохо влияет на здоровье. В первую очередь, портится осанка, что влечёт за собой неправильную работу внутренних органов, смещение центра тяжести, появляются боли в спине, пояснице. Перегрузка приводит к искривлению скелета. Но надо отметить, что следить за допустимым весом особенно важно в возрасте до 14 лет. В этот период происходит формирование скелета человека, кости ещё недостаточно крепки, а мускулатура только набирается силы.
п/п |
ФИ учащихся |
Вес полного портфеля |
Вес пустого портфеля |
Вес ученика |
Соотношение веса |
Примечания, рекомендации |
Анисимова А |
3кг 700 |
600г |
39кг |
9% |
ниже нормы | |
Афанасьева В |
4кг 100г |
500г |
40кг |
10% |
норма | |
Гуляева А |
4кг |
800г |
34кг |
11% |
норма | |
Михайлов К |
4кг |
700г |
31кг |
13% |
выше нормы | |
Михайлова М |
3кг 200г |
600г |
33кг |
9% |
ниже нормы | |
Обутов П |
4кг |
700г |
24кг |
17% |
выше нормы | |
Павлова Н |
3кг 500г |
450г |
25кг |
15% |
выше нормы | |
Петрова А |
4кг 100г |
800г |
31кг |
13% |
норма | |
Спиридонов А |
3кг 200г |
700г |
30кг |
11% |
норма | |
Слепцов А |
3кг 400г |
600г |
26кг |
13% |
норма | |
Уваровский А |
2кг 750г |
400г |
25кг |
11% |
норма | |
Шадрин Р |
3кг 500г |
800г |
35кг |
10% |
норма | |
Яковлев Дь |
4кг 700г |
1кг |
34кг |
15% |
выше нормы |
Нам стало интересно проверить эти исследования на примере своего класса. Мы узнали вес каждого одноклассника и записал данные в таблицу, в которой уже находятся результаты взвешивания рюкзаков.
Высчитав в процентах соотношение веса рюкзака и веса ребёнка, мы увидели, что лишь у 6 ребят из нашего класса вес рюкзака равен или превышает допустимые 15%, у остальных ребят вес рюкзака в норме, и этот результат нас порадовал.
В результате взвешивания я обратил внимание на то, что разница в весе рюкзаков составляла 1 кг, а в некоторых случаях и того больше.
Вот, например, рюкзак Яковлев Дьулустан оказался самым тяжёлым – 4 кг 700 г.
Он был 2 раза тяжелее рюкзака Михайловой Моники, вес которого был 2 кг 500гр. Для более удобного изучения и сравнения все полученные данные поместили в таблицу.
При помощи таблицы сделали следующие выводы:
Вес полного портфеля
2500-3500 г |
3500-4500 г |
Свыше 4500 г |
5 чел. |
4чел. |
4чел. |
«Лёгкие» и «тяжёлые» дни недели. Анализ веса учебных пособий.
Мы задумались над результатами и вспомнили, что взвешивания мы проводили в два дня. Получилось, что рюкзаки, весившие более 3 кг 500гр, мы взвесили в четверг, а рюкзаки, весившие менее 3 кг 500гр – взвешивали в пятницу. Причина здесь кроется в расписании. Взглянем на него:
ЧЕТВЕРГ |
ПЯТНИЦА |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из расписания видно, что в четверг, в школу, ребята приносят 4 учебника, тетради на печатной основе, папку для труда, а в пятницу - 3 учебника, 3 тетради к ним, рабочую тетрадь по Русскому. Мы взвесили комплект учебных материалов для каждого дня и получил следующий результат: вес в четверг - 1кг 600гр, вес в пятницу - 1кг. Разница составляет 600 граммов. Таким образом, в расписании мы можем выделить так называемые «
Составили новую таблица, в которую я записывал результаты взвешивания пустых рюкзаков моих одноклассников.
Оказалось, что и в этом случае полученные данные разные. У 4 ребят вес рюкзака не более 500 граммов, еще у четверг – не больше 600 г, и у 5 учеников - вес до 1 кг. Здесь следует сказать, что по гигиеническим нормам вес пустого рюкзака должен быть 500-600 граммов. Следовательно, 13 учеников моего класса (ровно половина) выбрали рюкзаки соответствующие норме. Значит, что другая половина носит рюкзак, отягощённый «лишними» граммами.
Вес пустого портфеля
400-500 г |
500-600 г |
600-1000 г |
4 чел. |
4 чел. |
5 чел. |
А интересно, как выбирали свои рюкзаки наши одноклассники и их родители?
Мы озадачился этим вопросом и решил, что спрашивать ребят долго, а с родителями встретиться очень сложно из-за их занятости. Результаты оказались очень любопытными и навели нас на следующие выводы:
Выше нормы |
Норма |
Ниже нормы |
4 чел. |
7 чел. |
2 чел. |
9кл |
Вес портфеля |
10кл |
Вес портфеля |
11кл |
Вес портфеля |
К.Сияна |
2,4 |
Дь.Айсен |
2,1 |
А.Валентин |
1,3 |
Н.Лена |
2,1 |
И.Дима |
2,2 |
А.Катя |
2,3 |
О.Слава |
2,2 |
М.Петя |
2 |
Г.Коля |
1,2 |
П.Сахая |
3,1 |
Н.Аня |
3 |
О.Саина |
2,2 |
С.Маша |
2,2 |
Н.Саргы |
2,3 |
Л.Леня |
1,2 |
С.Ангелина |
2 |
Н.Таня |
2,2 |
П.Проня |
2,2 |
С.Алик |
4 |
С.Павел |
3,3 |
С.Таня |
3,1 |
С.Денис |
3,2 |
С.Сандал |
3 |
С.Айтал |
2,1 |
С.Люда |
2,3 |
Я.Маша |
3,4 | ||
С.Уйгу |
2,3 |
||||
Ф.Стас |
2,2 |
5кл |
Вес портфеля |
6кл |
Вес портфеля |
7кл |
Вес портфеля |
8кл |
Вес портфеля |
В.Люда |
2,3 |
Г.Эсланда |
1,2 |
А.Айтал |
2,1 |
А.Айыына |
3,7 |
Л.Витя |
2,2 |
Д.Света |
2,3 |
А.Коля |
2,2 |
А. Вера |
4, 1 |
Л.Максим |
4 |
М.Тимур |
1,3 |
Б.Кира |
2,3 |
Г. Айта |
4,0 |
Н.Ганя |
2,2 |
П.Саша |
2,3 |
Г.Проня |
2 |
М. Коля |
4,0 |
И.Даяна |
2,2 |
С.Владик |
1,1 |
И.Коля |
2,1 |
М. Моника |
3, 2 |
С.Сулус |
3,4 |
С.Алеша |
2,2 |
Л.Дима |
2,2 |
О. Павел |
4,0 |
С.Настя |
3,2 |
Ф.Айхал |
1,4 |
М.Лиза |
2,2 |
П. Настя |
3, 5 |
С.Тома |
3,1 |
Ш.Тина |
1,3 |
С.Вероника |
2,4 |
П. Алина |
4, 1 |
С.Миша |
2,2 |
С.Спира |
2,2 |
С. Арсений |
3,2 | ||
С.Усман |
2,1 |
Ф.Саша |
3 |
С. Алеша |
3, 4 | ||
Т.Афоня |
2 |
У. Алеша |
2,75 | ||||
З.Аня |
2,2 |
Ш. Рустам |
3, 5 | ||||
Я. Дьулус |
4, 7 |