Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

течении двух лет.

           Дима Н. 9 лет. Родители пили запоем, дебоши-рили, отец осужден,

мать  постоянно нигде не работает, ведет  аморальный образ жизни, живет за

счет  часто меняющихся сожителей, часто  и надолго уходит из дома, бросает

ребенка без присмотра, на попечительство соседей  либо престарелой беспомощ-

ной бабушки. Мальчик не имеет самых элементарных условий для жизни и учебы,

нередко остается голодн-ым. Решение вопроса  о передачи Димы в интернат

также было неоправданно затянуто. «Беличева»

          Рассмотренные примера позволяют составить довольно отчетливое

представление о криминально-аморальных семьях и  необходимых по отношению к

ним мерам  профилактического воздействия. Своевременные  и решительные меры,

принятые  по отношению к таким семьям, смогли бы существенно снизить их

опасное криминогенное влияние на своих и чужих детей. Однако этого не

происходит, поскольку органы профилактики не имеют  четкого представле-ния,

кто из них в первую очередь должен заниматься подобными семьями. Не только

четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых

входит  социально-правовая охрана и поддержка  детей, лишившихся

родительского попечительства из за морального поведения  социальной

деградации  родителей, но и не отработано в достаточной  мере нормативно-

правовая  база охраны и защиты детства. Как правило, у нас прибегают лишь к

крайней мере - лишению родительских прав, в  то время как менее болезненные

для детей  и более эффективны по влиянию  на опустившихся родителей были бы

меры  временного изъятия детей из аморальных семей с временной передачей их

на  воспитание в другие семьи, либо в  детские дома. Иные превентивные меры

должны  быть применены к семьям, в которых  функциональная несостоятельность

имеет другие причины. Так, Напри-мер, асоциально-аморальные семьи, которые

хотя  и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее

в соответствии со своими специфическими социально-психологическими

характеристиками  требует иного подхода.

           На практике асоциально-аморальным  семьям чаще всего относят

семьи с откровенными стяжатель-скими ориентациями, живущими по принципу

«цель оправдывает средства», в которых  отсутствуют моральные нормы  и

ограничения. Внешняя обстановка в этих семьях может выглядеть вполне

благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценнос-ти

подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми

средствами  их достижениями. Такие семьи несмотря на свою внешнюю

респектабельность, благодаря своим исключительно  моральным представлениям,

также оказывает на детей прямое десоциализирующее влияние, непосред-ственно

прививая  им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. «Беличева»

          В качестве примера асоциально-аморальной  семьи может служить

семья Наташи К. (15 лет 8 класс). Наташа состоит  на учете за развратное

аморальное  поведение, неоднократно задерживалась  дружинниками в пьяном виде

в компании таких же пьяных подростков.

Учится  плохо, крайне груба в отношении  к учителю, одноклассникам, жестока,

высокомерна с подругами, избивает сверстниц. Живет  с мамой, торговым работ-

ником. Мама относится к числу людей, «умеющих жить», дома - полный

достаток, ковры, хрусталь, дорогие вещи. С  отцом Наташина мама разошлась,

поскольку он не одобрял ее моральной неразборчивости,

а она  соответственно относила его к числу  неудач-ников, называла его

«рохлей»  и.т.д.

           Для мамы Наташи характерно  циничное отношение к духовным

ценностям, моральным качествам людей. Все  достоинства личности определяются

возможностями достать, иметь и т.д.

          Дочь в цинизме превзошла мать, не имеет авторитетов, очень груба

с матерью, которая потеряла все возможности  воздействовать на поведение

дочери. Прибегает к крайним мерам, избива-ет дочь, закрывает ее на ключ в

квартире.

           Вряд ли  правомерна  точка   зрения  тех, кто считает необходимым

изымать детей из социально-аморальных семей. Несмотря на негативное

влияние, которое оказывается на детей  такими родителями нет формального

повода  для принятия решения об изъятии  ребенка из этих семей. По отношению

к таким  родителям и детям более всего применимы коррекционные методы,

основанные  на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих

детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей,

происходит  переосмысле-ние родителями своих  собственных позиций.   Однако

существенным  недостатком методов обратной социализации является их

запоздалость, прозрение часто наступает слишком  поздно, чтобы что-то

существенно изменить в личности подростка. Иного  подхода требуют семьи с

косвенным десоциализирую-щим влиянием - конфликтные и педагогические

несостоятельные. «Беличева»

           Конфликтная семья, в которой  по различным психологическим

причинам  личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу

взаимоуважения  и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчужде-ния.

           Конфликтные семьи могут быть  как шумными, скандальными, где

повышенные  тона, раздражитель-ность становится нормой взаимоотношений

супругов,

так и  «тихими», где отношения супругов характеризу-ют полное отчуждение,

стремление  сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья

отрицательно  влияет на формирование личности ребенка  и может послужить

причиной  различных асоциальных проявлений. «Беличева»

           Вот, например, семья Эдика Ф. 15 лет, который третий год состоит

на  учете в ИДН, плохо учится, дерзит учителям, дерется с малышами, забирает

у них  деньги, рано приобщился к курению, выпивает, плохо поддается

перевоспитанию.  Внешне  его  семья выглядит вполне благополучной, хорошая

квартира, полный достаток, родители ведут трезвый образ жизни, хорошие

производственники, проявляют заботу о детях. Мать работает заведующей

отделом в промтоварном магазине, отец - мастер на заводе. Однако отношения

между родителями весьма отчужденные, по типу скрытого хронического

конфликта. Мать обвиняет отца в неумении жить, отец, в свою очередь,

подозревает жену в супружеской неверности, Во всех перепалках предпочитает

отмалчиваться, допоздна задерживается на работе и  приходит домой только

ночевать. Практически не разговаривает ни с детьми, ни с женой. В доме

тягостная, гнетущая атмосфера, которая тяжело сказывается на детях, делает

их  «колючими», невосприимчивыми к педагогическим воздействиям учителей,

общественных  воспитателей, закрепленных в ИДН.

           Вот другой пример - семья Димы  Л. 11 лет, состоит на учете за

систематические пропуски, пренебрежение к учебе, бродяжничество. Отец -

шофер, мать - домохозяйка. Семья живет в  рабочем общежи-тии. Привычный

способ  общения родителей - скандал. Инициатор  скандалов - мать. Переходит

на  крик по всякому поводу и без повода, Своим соседям, не стесняясь,

рассказывает  о всех повинностях мужа, недовольна им. Дима буквально не

имеет дома спокойной минуты, чтобы готовить уроки, отдыхать. Он

предпочитает  проводить время на улице, куда убегает, также и из школы в том

случае , когда не выучит уроков, что естественно, случается с ним весьма

часто.

           Как видим, в конфликтных семьях  десоциализиру-ющее влияние

проявляется не прямо через образцы аморального  поведения или

антиобщественные  отношения родителей здесь имеет место косвенное

десоциализирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных,

нездоровых  отношений родителей.

           В работе с семьями, где отношения  супругов хронически осложнены

и находятся  фактически на грани распада, учитель, социальный работник,

практи-

ческий  психолог, по сути дела, должны выполнять  психо-

терапевтические функции. То есть в беседе с родите-лями  необходимо,

вмнимательно  выслушать  обе стороны, попытаться по возможности, погасить

неудовольствие  супругов друг другом, показать причины, приводящие к

обострению  отношений, консолидировать взаимоотношения  супругов прежде всего

на  основе интересов ребенка.

           Среди семей подростков, состоящих  на учете в ИДН, наиболее

распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых

при относительно  благоприятных  условиях  (здоровая семейная атмосфера,

ведущие правильный образ жизни и проявляющие  заботу о детях родители)

неправильно формулируются взаимоотношения  с детьми, совершаются серьезные

педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в

сознании  и поведении детей. «Беличева»

           Педагогически несостоятельная  как и конфликт-ная семья не

оказывает на детей прямо десоциализи-рующего  влияния.   Формирование

антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за

счет  педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической  атмосферы

здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего

воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим

неблагоприятную роль.

           Педагогически несостоятельная  семья прежде всего нуждается  в

психолого-педагогической коррекции стиля  семейного  воспитания  и

характера  взаимо-отношений  родителей с  детьми как основных факто-ров,

обуславливающих их косвенное десоциализирующее  влияние. Эти семьи прежде

всего нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализи-

ровать  ситуацию, скорректировать свой стиль  и характер отношений с

ребенком. «Беличева»

           На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются

наиболее  труднодоступными для выявления  причин  и  неблагоприятных

условий, оказывающих негативное воздействие  на детей. Чтобы выявить

неблагоприятные факторы семейного воспитания в  такой семье, необходимо, как

правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем

доверительных отношений и с детьми, и с  родителями. Обобщение длительных

наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-

педагогической  работы с такими семьями позволили выделить следующие

наиболее  типичные, неправильно сложившиеся  педагогические стили в

функционально несостоятельных семьях, не справляющихся  с воспита-нием

детей.

         Попустительско-снисходительный стиль,  когда

родители  не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего

страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы сами

такие были». Педагогу , психологу в подобных случаях бывает трудно изменить

благодушное самоуспокоенное настроение таких  родителей, заставить их

всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

         Позиция круговой обороны, которую  также может занимать определенная

часть родителей, строя свои отношения  с окружающими по принципу «наш ребе-

нок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем.  Кто

указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком

тяжелого  преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они

продолжают  искать виновных на сторо-не. Дети из таких  семей страдают

особенно  тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки,

весьма  трудно поддаются перевоспитанию.

         Демонстративный стиль, когда  родители, чаще мать, не стесняясь,

всем  и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о

его проступ-ках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет,

что сын  растет «бандитом» и прочее. Это  приводит к утрате у ребенка

стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний

контроль  за своим поведением, происходит озлобление по отношению к

взрослым, родителям.

         Педагогическо-подозрительный стиль,  при кото-ром родители не

доверяют  своим детям, подвергают их к оскорбительному  тотальному контролю,

пытают-ся полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно

контролировать  свободное время ребенка, круг его  интересов, занятий

общение. Так, в этом отношении показателен  пример поведения мамы Димы С.,

стоящего  на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень

замкнут, неразговорчив. Мама  обеспокоена  фактом  постановки  на  учет,

стремится  ни  на  минуту  не  выпускать  его  из  виду. После учебы

мальчик должен идти к ней на работу, где  под  ее  присмотром  готовит

уроки.  Затем  они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комна-те

даже  наедине с закрепленным за ним  воспитателем. Всегда присутствует при  их

разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые  воспитатель задает подрост-

ку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Диму на

улицу. Мальчик растет хмурым, смотрит исподлобья, напоминает затравленного

зверь-ка, никого  не  любит, ни  к  кому  не  испытывает привязанности,

Информация о работе Жестокое обращение с детьми