Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
течении двух лет.
Дима Н. 9 лет. Родители пили запоем, дебоши-рили, отец осужден,
мать постоянно нигде не работает, ведет аморальный образ жизни, живет за
счет часто меняющихся сожителей, часто и надолго уходит из дома, бросает
ребенка без присмотра, на попечительство соседей либо престарелой беспомощ-
ной бабушки. Мальчик не имеет самых элементарных условий для жизни и учебы,
нередко остается голодн-ым. Решение вопроса о передачи Димы в интернат
также было неоправданно затянуто. «Беличева»
Рассмотренные примера
представление о криминально-аморальных семьях и необходимых по отношению к
ним мерам профилактического воздействия. Своевременные и решительные меры,
принятые по отношению к таким семьям, смогли бы существенно снизить их
опасное криминогенное влияние на своих и чужих детей. Однако этого не
происходит, поскольку органы профилактики не имеют четкого представле-ния,
кто из них в первую очередь должен заниматься подобными семьями. Не только
четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых
входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишившихся
родительского попечительства из за морального поведения социальной
деградации родителей, но и не отработано в достаточной мере нормативно-
правовая база охраны и защиты детства. Как правило, у нас прибегают лишь к
крайней мере - лишению родительских прав, в то время как менее болезненные
для детей и более эффективны по влиянию на опустившихся родителей были бы
меры временного изъятия детей из аморальных семей с временной передачей их
на воспитание в другие семьи, либо в детские дома. Иные превентивные меры
должны быть применены к семьям, в которых функциональная несостоятельность
имеет другие причины. Так, Напри-мер, асоциально-аморальные семьи, которые
хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее
в соответствии со своими специфическими социально-психологическими
характеристиками требует иного подхода.
На практике асоциально-
семьи с откровенными стяжатель-скими ориентациями, живущими по принципу
«цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и
ограничения. Внешняя обстановка в этих семьях может выглядеть вполне
благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценнос-ти
подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми
средствами их достижениями. Такие семьи несмотря на свою внешнюю
респектабельность, благодаря своим исключительно моральным представлениям,
также оказывает на детей прямое десоциализирующее влияние, непосред-ственно
прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. «Беличева»
В качестве примера асоциально-
семья Наташи К. (15 лет 8 класс). Наташа состоит на учете за развратное
аморальное поведение, неоднократно задерживалась дружинниками в пьяном виде
в компании таких же пьяных подростков.
Учится плохо, крайне груба в отношении к учителю, одноклассникам, жестока,
высокомерна с подругами, избивает сверстниц. Живет с мамой, торговым работ-
ником. Мама относится к числу людей, «умеющих жить», дома - полный
достаток, ковры, хрусталь, дорогие вещи. С отцом Наташина мама разошлась,
поскольку он не одобрял ее моральной неразборчивости,
а она соответственно относила его к числу неудач-ников, называла его
«рохлей» и.т.д.
Для мамы Наташи характерно циничное отношение к духовным
ценностям, моральным качествам людей. Все достоинства личности определяются
возможностями достать, иметь и т.д.
Дочь в цинизме превзошла мать, не имеет авторитетов, очень груба
с матерью, которая потеряла все возможности воздействовать на поведение
дочери. Прибегает к крайним мерам, избива-ет дочь, закрывает ее на ключ в
квартире.
Вряд ли правомерна точка зрения тех, кто считает необходимым
изымать детей из социально-аморальных семей. Несмотря на негативное
влияние, которое оказывается на детей такими родителями нет формального
повода для принятия решения об изъятии ребенка из этих семей. По отношению
к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы,
основанные
на принципах «обратной
детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей,
происходит переосмысле-ние родителями своих собственных позиций. Однако
существенным недостатком методов обратной социализации является их
запоздалость,
прозрение часто наступает
существенно изменить в личности подростка. Иного подхода требуют семьи с
косвенным десоциализирую-щим влиянием - конфликтные и педагогические
несостоятельные. «Беличева»
Конфликтная семья, в которой по различным психологическим
причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу
взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчужде-ния.
Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где
повышенные тона, раздражитель-ность становится нормой взаимоотношений
супругов,
так и «тихими», где отношения супругов характеризу-ют полное отчуждение,
стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья
отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить
причиной
различных асоциальных
Вот, например, семья Эдика Ф. 15
лет, который третий год
на учете в ИДН, плохо учится, дерзит учителям, дерется с малышами, забирает
у них деньги, рано приобщился к курению, выпивает, плохо поддается
перевоспитанию. Внешне его семья выглядит вполне благополучной, хорошая
квартира, полный достаток, родители ведут трезвый образ жизни, хорошие
производственники, проявляют заботу о детях. Мать работает заведующей
отделом в промтоварном магазине, отец - мастер на заводе. Однако отношения
между родителями весьма отчужденные, по типу скрытого хронического
конфликта. Мать обвиняет отца в неумении жить, отец, в свою очередь,
подозревает жену в супружеской неверности, Во всех перепалках предпочитает
отмалчиваться, допоздна задерживается на работе и приходит домой только
ночевать. Практически не разговаривает ни с детьми, ни с женой. В доме
тягостная, гнетущая атмосфера, которая тяжело сказывается на детях, делает
их «колючими», невосприимчивыми к педагогическим воздействиям учителей,
общественных воспитателей, закрепленных в ИДН.
Вот другой пример - семья Димы Л. 11 лет, состоит на учете за
систематические пропуски, пренебрежение к учебе, бродяжничество. Отец -
шофер, мать - домохозяйка. Семья живет в рабочем общежи-тии. Привычный
способ общения родителей - скандал. Инициатор скандалов - мать. Переходит
на крик по всякому поводу и без повода, Своим соседям, не стесняясь,
рассказывает о всех повинностях мужа, недовольна им. Дима буквально не
имеет дома спокойной минуты, чтобы готовить уроки, отдыхать. Он
предпочитает проводить время на улице, куда убегает, также и из школы в том
случае , когда не выучит уроков, что естественно, случается с ним весьма
часто.
Как видим, в конфликтных
проявляется
не прямо через образцы
антиобщественные отношения родителей здесь имеет место косвенное
десоциализирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных,
нездоровых отношений родителей.
В работе с семьями, где
и находятся фактически на грани распада, учитель, социальный работник,
практи-
ческий психолог, по сути дела, должны выполнять психо-
терапевтические функции. То есть в беседе с родите-лями необходимо,
вмнимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить
неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к
обострению
отношений, консолидировать
на основе интересов ребенка.
Среди семей подростков, состоящих на учете в ИДН, наиболее
распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых
при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера,
ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители)
неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные
педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в
сознании и поведении детей. «Беличева»
Педагогически несостоятельная как и конфликт-ная семья не
оказывает
на детей прямо десоциализи-
антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за
счет
педагогических ошибок, тяжелой морально-
здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего
воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим
неблагоприятную роль.
Педагогически несостоятельная семья прежде всего нуждается в
психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и
характера взаимо-отношений родителей с детьми как основных факто-ров,
обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи прежде
всего нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализи-
ровать ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с
ребенком. «Беличева»
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются
наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных
условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить
неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как
правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем
доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных
наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-
педагогической работы с такими семьями позволили выделить следующие
наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в
функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспита-нием
детей.
Попустительско-
родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего
страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы сами
такие были». Педагогу , психологу в подобных случаях бывает трудно изменить
благодушное самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их
всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.
Позиция круговой обороны,
часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребе-
нок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Кто
указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком
тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они
продолжают искать виновных на сторо-не. Дети из таких семей страдают
особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки,
весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь,
всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о
его проступ-ках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет,
что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка
стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний
контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к
взрослым, родителям.
Педагогическо-подозрительный
доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю,
пытают-ся полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно
контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий
общение. Так, в этом отношении показателен пример поведения мамы Димы С.,
стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень
замкнут, неразговорчив. Мама обеспокоена фактом постановки на учет,
стремится ни на минуту не выпускать его из виду. После учебы
мальчик должен идти к ней на работу, где под ее присмотром готовит
уроки. Затем они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комна-те
даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствует при их
разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задает подрост-
ку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Диму на
улицу. Мальчик растет хмурым, смотрит исподлобья, напоминает затравленного
зверь-ка, никого не любит, ни к кому не испытывает привязанности,