Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
озлоблен.
Жестко-авторитарный стиль
физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец,
стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребен-ка считающий, что
существует лишь один эффектив- ный воспитательный прием - физическая
расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими,
стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов
профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя
при этом все доступные средства воздействия - от убеждения до
административно- -уголовного принуждения, защищенного ребенка от
жестокости.
Увещевательный стиль.
полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать,
объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в
таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального педагога
в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении
несовершеннолетнего, так и его родите-лей.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в
частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично
замуж, мать не находит времени, ни душевных сил для своих детей от первого
брака, равнодушна как к самим детям так и к их поступкам. Дети
предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать
дома, с болью воспринимают равнодуш-но-отстраненное отношение матери. Такие
дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное
отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю,
относят-ся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в
воспитательной работе.
Помощь потерянному ребенку:
1). Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу,
группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и
соответ-ствует этому месту.
2). Если
ребенок вошел в какую-то
не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните,
что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.
3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное
времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими.
Это для такого ребенка лучше чем занятия в одиночку.
4). Выставляйте его рессунки, сочинения и другие вещи, которые могут
интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе,
чувство самооценки.
5). Очень
полезно хвалить ребенка,
конструктивные мысли.
6). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший
интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он
продеман-стрирует перед классом, что может внести в данную область нечто
ценное.
7). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для
этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву,
созда-ние кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.
8). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы.
Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные
способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.
9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел
работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него.
Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они
могут хорошо сотрудничать.
10). Записывайте каждый день, сколько раз вы обраща- лись к потерянному
ребенку и сколько раз вы произно-сили разные реплики, комментарии в его
адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы
работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок. «Москаленко»
Воспитание по типу «кумир семьи» часто возни-кает по отношению к
«поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у
немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы
молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний
эгоцент-ризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же
родители.
Помощь «кумиру семьи»:
1). Уделите ему как можно больше внимания, постарай-тесь лучше узнать его,
общаясь один на один.
2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок
сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.
3). Помогите ребенку понять, что не надо скрывать их, что испытывать такие
чувства - нормально. Сочините рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь
невиди-мые миру слезы. Это может быть и своего рода посла-ние к ребенку.
4). Возьмите куклу-клоуна; объясните, что может чувствовать клоун, что у
него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла
сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.
5). Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой
деятельности - в рисовании, в музыке.
6). Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том
или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными,
когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам
плохо. Если ребенок смеется когда кому-то плохо, побудите его задуматься
над этой ситуацией и обычным голосом - ни в коем случае не раздражаясь! -
произнесите: «Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было
очень больно».
7). Старшим
детям предложите вести
еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он
может говорить с вами обо всем на что его волнует, в любое время - или с
глазу на глаз, или через этот дневник. «Москаленко»
Непоследовательный стиль - когда
у родителей, особенно у матери
хватает
выдержки, самооблада-ния для
тельной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в
отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-
ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на
детей. Подросток становится неуправляе-мым, непредсказуемым, пренебрегающим
мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная
линия поведения воспитателя, психолога. «Беличева»
Перечисленными примерами далеко не исчер-
пываются типичные шибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда
педагога, психолога эти ошибки не представляют трудности в различении.
Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку
педагогические просчеты семейного воспита-ния чаще всего имеют затяжной
хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим послед-
ствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и
детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношение.
К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же, как
и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый «труд
ду-ши» для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся
неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных
отношений, становится необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка
атмосферу.
Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных
отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и
ребенка
с первых дней и месяцев его
жизни существен-ным образом
характер и судьбу уже взрос-лых детей.
Особенно опасны
матери, которое в настоя-щее время нередко проявляется у многих
женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение деприви-рует психическое
развитие
детей и чревато разными
ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим
заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы,
доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам
эмоциональной
сферы, к эмоциональной
эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяж-ким
преступлениям.
Вообще педагогическая
предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов
профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством
можно считать тот психолого-педагогичес- кий ликбез, который проводится для
родителей.
Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут
разрешить
хроническую конфликтную
индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и
скорректировать свою пози-цию, провести социально-психологические тренинги,
формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей,
взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологичес-кую
коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников
инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая
деятельность
непосредственно связана с
неблагополучными семьями. «Беличева»
Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную помощь в
работе
с криминально-аморальными
родителей такова, что увещания и меры психологического воздействия
оказываются безуспеш-ными в плане избавления людей от их пороков: пьянства,
развратного образа жизни, жестокости и прочего. В данном случае требуется
решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домаш-ней
обстановки и оказанию социально-правовой помощи.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теории
и подходы к проблеме
1.1 Происхождение
и развитие агрессивности…………….
1.2 Социализация
агрессивности……………………………………………
2. Психологические
особенности детей, лишенных
..16
2.1 Особенности переживания чувства горя у детей………………………………...16
3. Диагностика
агрессивности в младшем
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Условия жизни в
твердости, большей жесткости, а иногда и жестокости. Таковы условия
выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают
распространяться и на мир людей. И, конечно же, такое положение вещей
больнее всего бьёт по психике самых слабых, особенно детей. Ужасающие
случаи жестокого обращения с детьми имели место всегда. Но сейчас волна
ожесточения захватывает все больше и больше именно детские сердца, что
находит своё выражение в участившихся случаях детского агрессивного
поведения по отношению друг к другу, к родителям, педагогам, животным, себе
самому. Проблема детской агрессии все чаще и чаще волнует родителей,
учителей, психологов, врачей. К чему это может привести современное
общество, учитывая тот бесспорный факт, что дети - это будущее общества,
будущее государства, будущее страны. В психологии тема агрессии и
агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков.
Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены,
проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие
психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения,
разрабатывают технику его коррекции.
Для начала необходимо знать, что агрессия заложена в животных и в
человеке природой. Агрессивное поведение - это способ реагирования на
внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения
выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивное проявление никак не
связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом
реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь
тем или иным способом проявляется во внешний мир.
Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно