Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

озлоблен.

         Жестко-авторитарный стиль присущ  родите-лям, злоупотребляющим

физическими наказаниями. К такому  стилю  отношений  больше  склонен  отец,

стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребен-ка считающий, что

существует  лишь один эффектив- ный воспитательный прием - физическая

расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими,

стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов

профилактики  должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя

при этом все доступные средства  воздействия  -  от  убеждения  до

административно-    -уголовного принуждения, защищенного ребенка от

жестокости.

         Увещевательный стиль. Родители  проявляют по отношению к своим  детям

полную  беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать,

объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в

таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального педагога

в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении

несовершеннолетнего, так и его родите-лей.

         Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в

частности мать, поглощена устройством своей  личной жизни. Выйдя вторично

замуж, мать не находит времени, ни душевных сил для своих детей от первого

брака, равнодушна как к самим детям  так и к их поступкам. Дети

предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать

дома, с болью воспринимают равнодуш-но-отстраненное отношение матери. Такие

дети  с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное

отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю,

относят-ся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в

воспитательной  работе.

         Помощь потерянному ребенку:

1). Необходимо  дать  ему  почувствовать,  что   он принадлежит к классу,

группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и

соответ-ствует этому месту.

2). Если  ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но

не  принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните,

что каждый ребенок нуждается в том,  чтобы побыть наедине с самим с собой.

3). Поощряйте  ребенка к тому, чтобы он позволял  себе приятное

времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими.

Это для  такого ребенка лучше чем занятия  в одиночку.

4). Выставляйте  его рессунки, сочинения и другие вещи, которые могут

интересовать  окружающих. Это будет повышать уверенность  ребенка в себе,

чувство самооценки.

5). Очень  полезно хвалить ребенка, когда  он высказыва-ет какие-либо

конструктивные  мысли.

6). Выберите  такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший

интерес, привлеките ребенка к работе над  этими предметами, пусть он

продеман-стрирует перед классом, что может внести в данную область нечто

ценное.

7). Помогите  ребенку  осознать  и  выразить  свои чувства, использовав для

этого надежные, безопасные каналы, такие  как рисование, работа по дереву,

созда-ние  кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.

8). Попросите  помощи у ребенка в поисках  решения какой-либо проблемы.

Многие  робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные

способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.

9). Вместе  с ребенком нарисуйте схему  чтобы узнать, с кем бы он  хотел

работать  в группе и кто в классе оказывает  наибольшее влияние на него.

Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они

могут хорошо сотрудничать.

10). Записывайте  каждый день, сколько раз вы  обраща- лись к потерянному

ребенку и сколько раз вы произно-сили разные реплики, комментарии в его

адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы

работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок. «Москаленко»

         Воспитание по типу «кумир  семьи» часто возни-кает  по  отношению  к

 «поздним  детям»,  когда  долгожданный  ребенок  наконец-то  рождается   у

немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка  готовы

молиться. Все его просьбы и прихоти  выполняются, формируется крайний

эгоцент-ризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же

родители.

         Помощь «кумиру семьи»:

1). Уделите ему как можно больше внимания, постарай-тесь лучше узнать его,

общаясь один на один.

2). Постарайтесь  завоевать его доверие. Если  это произойдет, ребенок

сбросит маску удачливого счастливчика и  откроется вам.

3). Помогите  ребенку понять, что не надо скрывать их, что испытывать такие

чувства - нормально. Сочините рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь

невиди-мые  миру слезы. Это может быть и своего рода посла-ние к ребенку.

4). Возьмите  куклу-клоуна; объясните, что может  чувствовать клоун, что у

него  внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла

сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.

5). Хорошо, если ребенок сможет проявить  себя в любой творческой

деятельности - в рисовании, в музыке.

6). Не  упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том

или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными,

когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам

плохо. Если ребенок смеется когда кому-то плохо, побудите его задуматься

над этой ситуацией и обычным голосом - ни в коем случае не раздражаясь! -

произнесите: «Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было

очень больно».

7). Старшим  детям предложите вести дневник  с записями - ежедневными и

еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он

может говорить с вами обо всем на что  его волнует, в любое время - или  с

глазу на глаз, или через этот дневник. «Москаленко»

         Непоследовательный стиль - когда  у родителей, особенно у матери, не

хватает выдержки, самооблада-ния для осуществления  последовательной воспита-

тельной  тактики  в  семье.  Возникают  резкие эмоциональные перепады в

отношениях  с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-

ласкательных  проявлений, что приводит к потере родительского влияния на

детей. Подросток становится неуправляе-мым, непредсказуемым, пренебрегающим

мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная

линия поведения воспитателя, психолога. «Беличева»

         Перечисленными примерами далеко не исчер-

пываются  типичные  шибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда

педагога, психолога эти ошибки не  представляют  трудности  в  различении.

Однако  исправить  их  гораздо  труднее,  чем  обнаружить, поскольку

педагогические просчеты семейного воспита-ния чаще всего имеют затяжной

хронический характер. Особенно трудно поправимы  и тяжелы по своим послед-

ствиям  холодные, отчужденные, а порою и  враждебные отношения  родителей  и

детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношение.

           К человеческим отношениям, в  том числе и к семейным, так  же, как

и к  чувствам их окрашивающим, требуется  постоянное внимание и немалый «труд

ду-ши»  для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся

неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных

отношений, становится необратимыми и создают  в доме невыносимую для ребенка

атмосферу.

         Как известно, эмоциональным центром  семьи, задающим тон в семейных

отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и

ребенка с первых дней и месяцев его  жизни существен-ным образом определяет

характер  и судьбу уже взрос-лых детей.

         Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование

матери, которое в настоя-щее  время  нередко  проявляется  у  многих

женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение  деприви-рует психическое

развитие  детей и чревато разными неприятностями. В том случае, если у

ребенка слабый тип нервной системы, это  может привести к нервно-психическим

заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы,

доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам

эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости  детей, отсутствию

эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяж-ким

преступлениям.

         Вообще педагогическая несостоятельность  семьи должна

предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов

профилактики. В этом отношении своевременным  профилактическим средством

можно считать тот психолого-педагогичес- кий ликбез, который проводится для

родителей.

         Психические службы, обеспечивающие  помощь семье и детям помогут

разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять

индивидуальные  половозрастные психологические особенности своих детей и

скорректировать свою пози-цию, провести социально-психологические  тренинги,

формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей,

взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологичес-кую

коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов,  сотрудников

инспекций  по  делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая

деятельность  непосредственно связана с детьми, подростками и

неблагополучными  семьями. «Беличева»

         Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную помощь в

работе  с криминально-аморальными семьями, где степень моральной деградации

родителей такова, что увещания и меры психологического воздействия

оказываются безуспеш-ными в плане избавления людей от их пороков: пьянства,

развратного образа жизни, жестокости и прочего. В данном случае требуется

решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домаш-ней

обстановки  и оказанию социально-правовой помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы развития агрессивности в детском возрасте

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………….…3

1. Теории  и подходы к проблеме агрессивности…………………………………………5

1.1 Происхождение  и развитие агрессивности……………..…………………………….5

1.2 Социализация  агрессивности………………………………………………………....13

2. Психологические  особенности детей, лишенных родительского   попечительства

..16

2.1 Особенности  переживания чувства горя у  детей………………………………...16

3. Диагностика  агрессивности в младшем школьном  возрасте ………………………..21

Заключение…………………………………………………………………………………24

Литература………………………………………………………………………………….25

Приложение………………………………………………………………………………...26

 

 

 

                                  Введение

 

    Условия  жизни  в  современном   обществе  требуют  от   людей   большей

твердости,  большей  жесткости,  а  иногда  и  жестокости.  Таковы   условия

выживания.  Законы  животного  мира,  где  выживает   сильнейший,   начинают

распространяться  и на мир  людей.  И,  конечно  же,  такое  положение  вещей

больнее всего бьёт  по  психике  самых  слабых,  особенно  детей.  Ужасающие

случаи  жестокого обращения с детьми имели  место  всегда.  Но  сейчас  волна

ожесточения захватывает все больше  и  больше  именно  детские  сердца,  что

находит  своё  выражение  в  участившихся  случаях   детского   агрессивного

поведения по отношению друг к другу, к родителям, педагогам, животным,  себе

самому. Проблема  детской  агрессии  все  чаще  и  чаще  волнует  родителей,

учителей,  психологов,  врачей.  К  чему  это  может  привести   современное

общество, учитывая тот бесспорный факт, что дети  -  это  будущее  общества,

будущее  государства,  будущее  страны.  В  психологии   тема   агрессии   и

агрессивности  постоянно  находится  в  поле  зрения  ученых  и   практиков.

Существует  большое число теоретических концепций, объясняющих эти  феномены,

проводятся    многочисленные    экспериментальные    исследования,    многие

психотерапевтические  школы, сталкиваясь с проблемой  агрессивного  поведения,

разрабатывают технику его коррекции.

    Для начала необходимо знать, что  агрессия  заложена  в  животных  и  в

человеке  природой.  Агрессивное  поведение  -  это  способ  реагирования  на

внешнюю  угрозу.  Агрессия  необходима  для  самозащиты,   для   обеспечения

выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивное проявление  никак  не

связано с угрозой, когда оно становится  постоянным  и  неизменным  способом

реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое  явление,  она  лишь

тем или  иным способом проявляется во внешний  мир.

    Если проанализировать все многообразие  западных  концепций,  то  можно

Информация о работе Жестокое обращение с детьми