Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

тенденций приводит к временному либо длительному  облегчению,  в  результате

чего  достигается  психологическое  равновесие  и  ослабление  готовности  к

агрессии.

    Представление о том, что акты  агрессии снижают  вероятность   проявления

агрессивности  в  дальнейшем,  не  является  открытием.  З.Фрейд  и   другие

психоаналитики  придают большое значение эффекту  катарсиса,  часто  объясняя

им  потребность человека очиститься от  агрессивных  тенденций.  В  частности

существуют  данные, которые свидетельствуют  о том, что если человек,  являясь

объектом  агрессии, не может ответить тем  же то у него  поднимается кровяное

давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно  значительно

снижается. Однако многие экспериментальные данные  не  позволяют  однозначно

оценить  эффективность  катарсиса:   установлено,   что   в   ряде  случаев

агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные  проявления, а  в  ряде

случаев, наоборот, повышает.

    Как и предыдущая концепция,  фрустрационная теория не избежала  замечаний

в свой  адрес.  Основной  огонь  критики  пришелся  на  гипотезу о жесткой

взаимопредопределенности  самой схемы «фрустрация—агрессия».  Было  замечено,

что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не  обязательно  при  этом

ведут  себя  агрессивно,  и  наоборот.  Сторонники   фрустрационной   теории

согласились и несколько видоизменили  свою  позицию.  Представителем  такой

модифицированной  формы теории обусловливания агрессии  фрустрацией  является

Л.Берковитц.

    В  концептуальную  схему   «фрустрация—агрессия»  Л.Берковитц   ввел  три

существенные  поправки:

   1. фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях,  но

она стимулирует  готовность к ним;

     2. даже при состоянии готовности  агрессия не возникает без   надлежащих

условий;

     3. выход из фрустрирующей  ситуации  с  помощью  агрессивных  действий

воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [5].

    В  заключение  следует  отметить,  что  в  процессе   своего   развития

фрустрационный  подход претерпел значительные изменения  и разделился  на  два

относительно  самостоятельных течения. Сторонники  первого  течения  остались

приверженцами фрустрационно-агрессивной гипотезы  и  продолжают  в  основном

исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет  к  возникновению

агрессивных действий. К таким важным,  на  их  взгляд,  условиям  относятся:

сходство—несходство  агрессора   и   жертвы,   оправданность—неоправданность

агрессии, уровень агрессивности как личностной характеристики человека.

    Сторонники второго течения создали  собственную концепцию фрустрации,  в

основу  которой  положен  анализ  фрустрационный  ситуаций,  классификации  и

типологии реакций на фрустрацию. Так,  С.Розенцвейгом  выделяются  три  типа

причин, вызывающих фрустрацию:

    1. лишения (privation) — отсутствие  необходимых средств для  достижения

цели  или  удовлетворения  потребности.  В  качестве  иллюстрации  «внешнего

лишения», т.е. случая,  когда  фрустратор  находится  вне  самого  человека.

С.Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек  голоден,  а  пищи  достать  не

может.

    2.  потери  (deprivation)  — утрата  предметов или объектов,   ранее

удовлетворявших потребности. Примеры: смерть близкого человека; сгорел  дом,

в котором  долго жили

    3. конфликт — одновременное существование   двух  несовместимых  друг  с

другом  побуждений.  Пример  «внешнего  конфликта»:  человек,  который  любит

женщину, остающуюся верной  своему  мужу.  Пример  «внутреннего  конфликта»:

человек хотел бы соблазнить любимую  женщину,  но  это  желание  блокируется

представлением  о том, что было бы, если бы  кто-нибудь  соблазнил  его  мать

или сестру [6].

 

                         Теория социального научения

 

    В отличие от других, эта теория  гласит, что агрессия представляет  собой

усвоенное   поведение   в    процессе    социализации    через    наблюдение

соответствующего  образа  действий  и  социальное  подкрепление.  Т.е.  идет

изучение  человеческого поведения, ориентированного на образец.

    Эта теория была предложена  Балдурой и  представлена  в   работе  в  виде

таблицы (см. таблица1, приложение), объясняющей  усвоение,  провоцирование  и

регуляцию агрессивного поведения.

    Кроме того, названная теория  утверждает, что человек научается  и  более

эффективным  агрессивным  действиям:  чем  чаще  он   их   использует,   тем

совершенней становятся эти действия.  Вместе  с  тем  существенное  значение

имеет успешность агрессивных  действий:  достижение  успеха  при  проявлении

агрессии  может  заметно   повысить   силу   ее   мотивации,   а   постоянно

повторяющийся неуспех — силу тенденции торможения.

    Другим важным элементом этой теории является  социальное  подкрепление.

Под подкреплением  обычно понимается какое-либо действие, призванное  усилить

определенную  реакцию.  Если  говорить  о  социальном  подкреплении,  следует

иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное  и  несловесное  обращение,

контролируемое  другими людьми. Это может быть похвала и  выговор,  улыбка  и

насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают  две формы подкрепления:

    Положительное подкрепление —   это  любой  стимул,  который,  следуя  за

реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.

    Отрицательное подкрепление —  это стимул, устранение которого  усиливает

реакцию.

    Вместе с тем существует и   множество  самих  способов  подкрепления.  К

наиболее  распространенным относятся поощрение и наказание. Таким образом,  в

практике   воспитания   чаще   всего   используются   четыре   разновидности

подкрепления:

    1. если вслед за реакцией ребенка  следует  положительное  подкрепляющее

средство, то результат — положительное  поощрение. Например,  когда  родитель

или педагог  постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное поведение;

    2. если положительное  подкрепление  устраняется  после  той   или  иной

реакции ребенка, то результат —  отрицательное  наказание.  Например,  когда

ребенок, привыкший к похвале за школьные успехи, вдруг не услышал  ее  после

полученной  отличной отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не  было.

И в  результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как наказание;

    3. если за реакцией следует  отрицательное подкрепление, то  результат  —

положительное  наказание.  К  примеру,  подросток,  испытывающий  недостаток

внимания  и любви со стороны родителей, совершает кражу  и  получает  от  них

сильную трепку. Эта трепка и  есть  положительное  наказание:  он,  наконец,

привлек внимание родителей.

    4. если отрицательное подкрепляющее  средство устраняется после реакции,

то  результат  —  отрицательное  поощрение.  Например,  учащийся,   которого

педагог в течение года  сильно  критиковал  за  слабую  учебу,  в последней

четверти  повысил свою успеваемость, за что  педагог не похвалил его, но и  не

сказал  ничего плохого. Поэтому отказ  от  критики  рассматривается  ребенком

как поощрение[1].

    Что  касается  исследуемой  проблемы,  то   существуют   неопровержимые

доказательства  того, что если ребенок ведет себя агрессивно и  получает  при

этом  положительное подкрепление, то вероятность  его  агрессии  в  будущем  в

аналогичных  ситуациях  многократно  возрастает.  Постоянное   положительное

подкрепление  определенных агрессивных  актов,  в  конце  концов,  сформирует

привычку  агрессивно реагировать на  различные  раздражители.  Следовательно,

наблюдение  и подкрепление агрессии со временем развивает у человека  высокую

степень агрессивности как  личностной  черты.  Точно  так  же  наблюдение  и

подкрепление   неагрессивного    поведения    развивает    низкую    степень

враждебности.

    В  настоящее  время  теория  социального  научения  является  одной  из

наиболее эффективных в предсказании агрессивного  поведения,  особенно  если

есть  сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

    Агрессивные действия у ребенка  можно наблюдать  уже  с   самого  раннего

детства. В первые годы жизни  агрессия  проявляется  почти  исключительно  в

импульсивных  приступах   упрямства,   часто   не   поддающихся   управлению

взрослыми.  Выражается  это,  чаще  всего,  вспышками  злости   или   гнева,

сопровождающихся  криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

    Согласно Б.Споку, в  годовалом  возрасте  нормальными  явлениями  могут

считаться: замахивание ребенка  на  мать  за  то,  что  она  сделала  что-то

неприятное  ему.

    Как отмечает Е.Гаспарова , на  втором году жизни  возрастает  активность

ребенка.  С  расширением  возможностей  самостоятельных  действий  возратает

независимость в поведении ребенка. Подчас это  стремление к  независимости  -

знаменитое  “Я сам!” -   выливается  в  первые  попытки  маленького  человека

настоять  на своем, вопреки желанию родителей.

    Конфликты между детьми чаще  всего возникают в ситуации  обладать  вещью,

обычно  игрушкой. Проявление агрессивности  в этом возрасте, главным  образом,

зависит от реакции и отношения родителей  к тем или  иным  формам  поведения.

Если  родители  и  воспитатели  относятся  нетерпимо  к   любым  проявлениям

открытой  агрессии, то в результате могут  формироваться  символические  формы

агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание  и  другие

виды  сопротивления, а также проявления косвенной  агрессии.  Опыт  работы  с

детьми  этого возраста показывает, что подавляющее  большинство  детей  1,5—2-

летнего возраста добровольно не отдают собственных  игрушек или  делают  это,

только  уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой  или

плачем. Это наводит на размышления о  том, что ребенок  включает  собственные

вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я»  и  рассматривает  их

как части  самого себя.  Естественно, что ребенок  будет воспринимать  просьбу

мамы  «Дай поиграть свою машинку этому мальчику!» почти как  эквивалентную  —

«Оторви руку и дай ее  поносить  другому  ребенку!».  Понятно,  что  реакция

будет вполне предсказуемой.

    По нашему мнению, конфликты между  детьми, связанные с обладанием  вещами

и игрушками, возникают,  когда эти границы пересекаются,  т.е.  несколько

детей «кладут глаз» на одну и ту же  игрушку  или  один  из  детей  пытается

расширить  свои   границы   путем   экспансии   (захвата)   чужих   игрушек.

Подтверждением  могут  стать  результаты  длительного  наблюдения  за  тремя

мальчиками  двух, четырех и семи лет. Было  замечено,  что  наибольшее  число

конфликтов, связанных с агрессивным поведением, наблюдалось  между  младшим,

старшим и  средним  ребенком,  в  то  время  как  между  младшим  и  старшим

конфронтация  была минимальна. Обратил на  себя  внимание  и  тот  факт,  что

конфликты возникали только  по  поводу  обладания  определенными  игрушками.

Удивительно, что  были  игрушки,  вокруг  которых  совершенно  не  возникало

конфликтов.

    Как   отмечает   И.А.Фурмнов,   что   в   этом   возрасте   усиливается

“исследовательский  инстинкт”, и в это же время  малыш  сталкивается  с  целой

системой  новых,  для  его  опыта,  запретов,   ограничений   и   социальных

обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между  спонтанным  интересом  и

родительским  “нельзя”, ребенок  невольно испытывает сильнейшую депривацию  -

ограничение возможности удовлетворения своих  потребностей. Другими  словами,

приводит  к состоянию фрустрации. Ребенок  воспринимает эту ситуацию  как  акт

отвержения  со стороны родителей. Невозможность  разрешения  этого  конфликта

приводит  к  тому,  что  в  нем  просыпается  злость,  отчаяние,  агрессивные

тенденции.

    К трем годам жалобы на упрямство  сына или дочери звучат настойчивее.  В

этот  период дети 2х - 3х лет попадают в  детские  сады,  где,  как  отмечают

М.Д.Лисина,   В.С.Мухина,   Л.Д.Кошелева,   начинает   формироваться    опыт

взаимодействия  со сверстниками  как  процесс  более  или  менее  длительного

поддержания и развертывания действий, направленных на другого.

    А. Фромм, указывает на существование  феномена “перенесения”, который   в

три-четыре года является одной из самых обычных  примет  агрессивности.  Суть

его в  том, что ребенок не осмеливается  в  этом  возрасте  открыто  изливать

свою  злость на мать и переносит гнев  и  агрессивность  на  другой,  гораздо

более безобидный объект. Ребенок не может  взять верх  над  матерью  с  отцом

прежде  всего потому, что они взрослые и пользуются реальным  авторитетом.  К

тому  же ребенку уже привито чувство уважения  и  послушания,  пусть  даже  с

применением угроз и наказаний.

    В дальнейшем проявления агрессивности  во многом  связаны  с   процессами

Информация о работе Жестокое обращение с детьми