Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате
чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к
агрессии.
Представление о том, что акты
агрессии снижают вероятность
агрессивности в дальнейшем, не является открытием. З.Фрейд и другие
психоаналитики придают большое значение эффекту катарсиса, часто объясняя
им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций. В частности
существуют данные, которые свидетельствуют о том, что если человек, являясь
объектом агрессии, не может ответить тем же то у него поднимается кровяное
давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно
снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно
оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев
агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде
случаев, наоборот, повышает.
Как и предыдущая концепция,
фрустрационная теория не
в свой адрес. Основной огонь критики пришелся на гипотезу о жесткой
взаимопредопределенности
самой схемы «фрустрация—
что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом
ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории
согласились и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой
модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является
Л.Берковитц.
В концептуальную схему
«фрустрация—агрессия» Л.
существенные поправки:
1. фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но
она стимулирует готовность к ним;
2. даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих
условий;
3. выход из фрустрирующей
воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [5].
В заключение следует отметить, что в процессе своего развития
фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два
относительно самостоятельных течения. Сторонники первого течения остались
приверженцами
фрустрационно-агрессивной
исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению
агрессивных действий. К таким важным, на их взгляд, условиям относятся:
сходство—несходство агрессора и жертвы, оправданность—неоправданность
агрессии,
уровень агрессивности как
Сторонники второго течения
основу которой положен анализ фрустрационный ситуаций, классификации и
типологии реакций на фрустрацию. Так, С.Розенцвейгом выделяются три типа
причин, вызывающих фрустрацию:
1. лишения (privation) — отсутствие
необходимых средств для
цели или удовлетворения потребности. В качестве иллюстрации «внешнего
лишения», т.е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека.
С.Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не
может.
2. потери (deprivation) — утрата предметов или объектов, ранее
удовлетворявших потребности. Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом,
в котором долго жили
3. конфликт — одновременное
другом побуждений. Пример «внешнего конфликта»: человек, который любит
женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример «внутреннего конфликта»:
человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется
представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать
или сестру [6].
Теория социального научения
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой
усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение
соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет
изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде
таблицы (см. таблица1, приложение), объясняющей усвоение, провоцирование и
регуляцию агрессивного поведения.
Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более
эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем
совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение
имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении
агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно
повторяющийся неуспех — силу тенденции торможения.
Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление.
Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить
определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении, следует
иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение,
контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и
насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкрепления:
Положительное подкрепление — это любой стимул, который, следуя за
реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.
Отрицательное подкрепление — это стимул, устранение которого усиливает
реакцию.
Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К
наиболее распространенным относятся поощрение и наказание. Таким образом, в
практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности
подкрепления:
1. если вслед за реакцией
средство, то результат — положительное поощрение. Например, когда родитель
или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное поведение;
2. если положительное
реакции ребенка, то результат — отрицательное наказание. Например, когда
ребенок, привыкший к похвале за школьные успехи, вдруг не услышал ее после
полученной отличной отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не было.
И в результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как наказание;
3. если за реакцией следует отрицательное подкрепление, то результат —
положительное наказание. К примеру, подросток, испытывающий недостаток
внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них
сильную трепку. Эта трепка и есть положительное наказание: он, наконец,
привлек внимание родителей.
4. если отрицательное
то результат — отрицательное поощрение. Например, учащийся, которого
педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней
четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не
сказал ничего плохого. Поэтому отказ от критики рассматривается ребенком
как поощрение[1].
Что касается исследуемой проблемы, то существуют неопровержимые
доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при
этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в
аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное
подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует
привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно,
наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую
степень агрессивности как личностной черты. Точно так же наблюдение и
подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень
враждебности.
В настоящее время теория социального научения является одной из
наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, особенно если
есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.
Агрессивные действия у
детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в
импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению
взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева,
сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Согласно Б.Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут
считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то
неприятное ему.
Как отмечает Е.Гаспарова , на втором году жизни возрастает активность
ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возратает
независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости -
знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека
настоять на своем, вопреки желанию родителей.
Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью,
обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом,
зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.
Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям
открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы
агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие
виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. Опыт работы с
детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5—2-
летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это,
только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или
плачем. Это наводит на размышления о том, что ребенок включает собственные
вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их
как части самого себя. Естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу
мамы «Дай поиграть свою машинку этому мальчику!» почти как эквивалентную —
«Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!». Понятно, что реакция
будет вполне предсказуемой.
По нашему мнению, конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами
и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько
детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку или один из детей пытается
расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек.
Подтверждением могут стать результаты длительного наблюдения за тремя
мальчиками двух, четырех и семи лет. Было замечено, что наибольшее число
конфликтов,
связанных с агрессивным
старшим и средним ребенком, в то время как между младшим и старшим
конфронтация была минимальна. Обратил на себя внимание и тот факт, что
конфликты возникали только по поводу обладания определенными игрушками.
Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало
конфликтов.
Как отмечает И.А.Фурмнов, что в этом возрасте усиливается
“исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой
системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных
обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и
родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию -
ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами,
приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт
отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта
приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные
тенденции.
К трем годам жалобы на
этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают
М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт
взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного
поддержания и развертывания действий, направленных на другого.
А. Фромм, указывает на
три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть
его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать
свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо
более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом
прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К
тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с
применением угроз и наказаний.
В дальнейшем проявления