Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

поло-ролевой  идентификации  ребенка.  В  частности,  использование  техники

«Doll—play», когда ребенок играет  в  куклы,  представляющие  членов  семьи,

позволило установить, что игра мальчиков отличается  большей  агрессивностью

к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у  мальчиков  наблюдалась  к

кукле «отца», а наименьшая — к кукле «матери», у девочек — наоборот.  Было

также замечено, что мальчики, имеющие  отца, проявляют больше  агрессивности,

чем мальчики, выросшие без отца. В семьях,  где  нет  отца,  основы  мужских

черт  у сыновей возникают медленнее  и мальчики —  менее  агрессивны  и более

зависимы [1].

    Влияние ближайшего окружения  и процессов осознания собственной   половой

принадлежности  на  формирование  агрессивных  форм  поведения  очень  хорошо

можно проследить, если сравнить поведение  мальчиков и девочек. В  частности,

отмечается, что если в  2-летнем  возрасте  в  арсенале  средств  проявления

агрессивности  мальчиков  и  девочек   примерно   в   одинаковой   пропорции

встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к 4 годам  фрустрация,  неудачи

вызывают  у них неодинаковую реакцию:  мальчики  большей  частью  дерутся,  а

девочки визжат [7].

    Сторонники различных психологических   школ  объясняют  это  по-разному.

Психоаналитическое  направление,  опирающееся  на  постулат  о  врожденности

тенденций к агрессивному поведению и проявлению  гнева,  доказывает,  что  у

мальчиков эти тенденции проявляются в  большей  степени,  чем  у  девочек.  В

рамках   бихевиористического   направления    также    отмечается    большая

агрессивность  мальчиков  по  сравнению  с  девочками,  но  это  объясняется

разными для первых и вторых социально  одобряемыми  моделями  поведения.  На

основе  анализа ряда экспериментальных  исследований было установлено,  что  в

первые  годы жизни нет различий в частоте  и  продолжительности  отрицательных

эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с  возрастом  их  частота  и

интенсивность у мальчиков возрастают, а у  девочек — убывают.  Комментируется

это тем, что девочки, имея те же  агрессивные  тенденции,  что  и  мальчики,

боятся  их проявить из-за  страха  наказания,  в  то  время  как  к  агрессии

мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С  возрастом  эти  модели

закрепляются: число  проявлений  агрессии  в  поведении  девочек  постепенно

сокращается, и  они  становятся  менее  агрессивными,  даже  если  в  раннем

детстве были очень драчливы.

    Исследования показывают,  что   если  взять  наиболее  простые   и  часто

встречаемые формы детской агрессии, как-то реакции  обидеть или  ударить,  то

у детей  в  возрасте  от  3  до  11  лет  можно  наблюдать  в  среднем  по  9

агрессивных актов в час. 29% из  них  составляют  непосредственные  ответные

реакции на нападение  противоположной  стороны.  Причем  эта  доля  остается

практически постоянной, изменяется лишь в зависимости  от пола  и  составляет

33% у  мальчиков и 25% у девочек. С  возрастом  происходит  также   смена  форм

агрессии: частота простого физического нападения  уменьшается за  счет  роста

более «социализированных» форм, таких  как оскорбление или  соперничество[8].

Здесь  можно  отметить  существование  половозрастных  различий  в  способах

выражения  агрессивности  мальчиками  и  девочками  восьми,  одиннадцати   и

пятнадцати  лет. Так, было обнаружено, что девочки  двух  старших  возрастных

групп используют в  основном  непрямые способы агрессивного  поведения,  в

отличие от мальчиков, использующих прямые  способы  агрессивного  поведения.

Выявлено, что способность к  использованию  непрямых  способов  агрессивного

поведения  формируется  у  девочек  к  11-летнему  возрасту.  А  в целом в

возрастной  группе 11  лет  дети  наиболее  высоко  оценили  себя  по  уровню

агрессии.

    Вышеизложенное  подтверждается  и  данными   других   экспериментальных

исследований. В частности, изучалось  влияние  социализации  на  соотношение

вербальной   (замечания,    выговоры,    угрозы,    сплетни,    оскорбления,

обвинения/критика)  и   физической   (нападения,   драки)   агрессии   детей

различного  возраста. Результаты показывают, что  у  дошкольников  и  младших

школьников  соотношение  форм  выражения агрессии  прямо противоположно:  у

мальчиков преобладает физическая агрессия,  в  то  время  как  у  девочек  —

вербальная. Позднее у мальчиков младшего  подросткового  возраста  тенденция

изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того,  они

чаще  прибегают  к  словесному  способу  выражения  негативных  чувств,  чем

девочки того же возраста. Вместе с  тем  отмечается  и  одна  примечательная

особенность поведения детей: с  возрастом  агрессивность  детей  все  больше

приобретает враждебную окраску[1].

    Впоследствии при переходе от  младшего школьного к  юношескому  возрасту

соотношение  таких  поведенческих  реакций,  как   физическая,   вербальная,

косвенная агрессия  и  негативизм,  существенно  меняется.  У  мальчиков  на

протяжении  всех возрастных этапов устойчиво доминируют  физическая  агрессия

и негативизм, а у девочек — негативизм и  вербальная агрессия.  В  возрастном

аспекте следует  отметить  общее  нарастание  агрессивных  и  негативистских

тенденций как    мальчиков, так и у  девочек.  Вместе  с  тем  примечательно

временное снижение физической и вербальной агрессии у мальчиков к 16  годам,

а также  косвенной агрессии и негативизма  к  14  и  16  годам.  У  девочек  —

ослабление  реакций физической и вербальной агрессии отмечается  в 14-летнем

возрасте, а косвенная агрессия и негативизм  имеют  постоянные  тенденции  к

нарастанию.

    Существуют и половые различия  в силе  проявления  агрессивных   реакций.

Мальчики  отличаются преобладанием реакций  физической агрессии,  в  то  время

как девочки  с  возрастом  чаще  прибегают  к  непрямым  способам  выражения

агрессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с  тем,

что агрессия мальчиков направлена «наружу», а  девочек — «вовнутрь» [3].

    Традиционные  представления   о   мужской   и   женской   агрессивности

сказываются и на дальнейшем поведении: и мальчики, и девочки в той или  иной

степени  научаются  подавлять  собственные  агрессивные  побуждения,  однако

мальчики  все  же  имеют  больше  возможностей  для  свободного   проявления

агрессивности.

    Кроме  того,  если   в   процессе   развития   ребенок   не   научается

контролировать  свои  агрессивные  импульсы,  то  в  дальнейшем  это  грозит

преимущественной  ориентацией на сверстников  —  в подростковом  возрасте  и

склонностью  к  разгульному  поведению  —  в   юношеском.   Так,   например,

установлено,  что  спонтанное  выражение  гнева  и  совершение   насилия   в

отношении окружающих в  °  лет  приводит  к  использованию  физической силы

против  других  лиц,  скитанию  по  улицам,  влечению  в  компании,   поиску

удовольствий  в курении, принятии алкоголя и общении  с противоположным  полом

— в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет —  к деструктивным поступкам,  конфликтам

с родителями,  потребности  во  встречах  с  друзьями,  выпивке,  курении  и

половых связях.

                          Социализация агрессивности

 

      Известно, что младенец  вступает  в  большой  мир  как   биологический

организм,  и  его  основной  заботой  в  этот  момент  является  собственный

физический  комфорт. Через некоторое время  ребёнок  становится  человеческим

существом с комплексом установок и ценностей, с  симпатиями  и  антипатиями,

целями  и намерениями, шаблонами поведения  и  ответственностью,  а  также  с

неповторимым  индивидуальным  видением   мира.   Человек   достигает   этого

состояния с  помощью  процесса,  называемого  социализацией.  В  ходе  этого

процесса  индивид превращается в человеческую личность.  Социализация  -  это

процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его  группы  таким

образом, что через формирование собственного  “Я”  проявляется  уникальность

данного индивида как личности.

    Социализацией  агрессии  можно   назвать   процесс   научения   контролю

собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых  в

определенном  сообществе,  цивилизации.  Совершенно  ясно,  что  «природный»

агрессивный потенциал никуда не исчезает в более  зрелом возрасте.  Просто  в

результате  социализации  многие  учатся   регулировать   свои   агрессивные

импульсы,  адаптируясь  к  требованиям  общества.  Другие  остаются   весьма

агрессивными, но учатся проявлять  агрессию  более  тонко:  через  словесные

оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные  требования,  вандализм  и

другие  тактические приемы. Третьи  ничему  не  научаются  и  проявляют  свои

агрессивные импульсы в физическом насилии.

    Здесь важную роль играет ранний  опыт воспитания  ребенка  в   конкретной

культурной  среде, семейные традиции и эмоциональный  фон отношения  родителей

к  ребенку.  Например,  известный  этнограф   и   социолог   М.Мид,   изучая

примитивные сообщества,  оставшиеся  на  более  ранних  этапах  цивилизации,

сделала очень интересные наблюдения.

    В тех сообществах, где ребенок   имеет  негативный  опыт,  как правило,

формируются отрицательные черты личности. В  частности  стиль  взаимодействия

со  взрослыми сводится к следующему: с первых дней жизни ребенка  мать  резко

отлучает  его  от  груди  и  надолго  уходит  работать  общение  с   матерью

происходит  очень редко, главным  образом  во  время  утреннего  и  вечернего

кормления, большую часть времени ребенок  проводит в  одиночестве,  опекаемый

лишь  случайно  подошедшими  взрослыми.   Дальнейшее   воспитание   остается

достаточно  суровым: в основном используются частые наказания при  отсутствии

поощрений, враждебность детей по  отношению  друг  к  другу  не  вызывает  у

взрослых  осуждения.   В   результате   формируются   такие   качества   как

тревожность,   подозрительность,    сильная    агрессивность,    эгоизм    и

жестокость[9].

    Совершенно другая картина наблюдается  в сообществах, где вся  структура

жизни построена на взаимопомощи и кооперации, а  идеалом  личности  является

мягкость  в общении, альтруистическое  отношение  к  другим.  Эти культурные

установки проецируются и на воспитание детей. С первых  дней  жизни  ребенок

окружается  заботой  и  вниманием  родителей  или   родственников.   Общение

взрослых  и  детей  позитивно  окрашено,   наказания   редки.   Единственной

особенностью  поведения,   которая   вызывает   строгость   и   недовольство

родителей, является агрессивность. Драки и  ссоры  между  детьми  немедленно

пресекаются. Детей учат конструктивному поведению, например,  вымещать  гнев

преимущественно на неодушевленных предметах. Очень  схожие факты наблюдали  и

другие  исследователи[4].

    Таким образом, опираясь на  полученные данные, можно заключить,  что  на

социализацию  агрессии оказывают влияние два  основных фактора.

    Первый — это образец отношений  и  поведение  родителей.  Были  получены

данные, что в семьях агрессивных детей  выявлена  большая  распространенность

агрессивных  проявлений  со  стороны  взрослых  по   сравнению   с   семьями

неагрессивных детей. Более того, отношение  родителей  к  поведению  ребенка

также различно. Если отцы больше утешают  девочек, когда  те  огорчены,  чаще

их  одобряют, чем мальчиков, то  матери  более  снисходительны  и  терпимы  к

сыновьям  и разрешают им чаще проявлять  агрессию  в  отношении  родителей  и

других  детей, чем девочкам.

    Другим важным  фактором  является  характер  подкрепления  агрессивного

поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена  связь  между

родительским  наказанием и агрессией у  детей.  Также  было  обнаружено,  что

мальчики, чьи родители применяли  суровые  методы  воспитания,  были  высоко

агрессивны  во взаимодействии со сверстниками  и взрослыми вне дома,  хотя

проявляли  мало  прямой  агрессии  по  отношению  к   родителям.   Если   же

рассмотреть особенности родительских наказаний,  то  установлено,  что  отцы

предпочитают  физические  наказания,  а  матери   -   непрямые   или   более

психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей. В  целом  же  данные

ряда  исследований свидетельствуют, что  мальчиков  родители  чаще  подвергают

физическим  наказаниям, чем девочек,  а  более  частые  и  сильные  наказания

воспитывают у мальчиков и большее сопротивление.

    Представляет интерес зависимость  между  реакцией  родителей   на  раннее

проявление  агрессивности со стороны детей  и агрессивностью, проявляемой  ими

в более  зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на  агрессивное

поведение детей в зависимости от того, направлено  ли  оно  на  них  или  на

Информация о работе Жестокое обращение с детьми