Административная ответственность в сфере оборота оружия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 20:30, дипломная работа

Описание работы

Административная ответственность в сфере оборота оружия в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Она постоянно совершенствуется и развивается, адаптируясь к меняющимся условиям оборота гражданского оружия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности за нарушение правил оборота оружия
§1 Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации
§2 Понятие и содержание административной ответственности за нарушение правил оборота оружия
§3 Классификация и особенности административных правонарушений в сфере оборота оружия
Глава 2. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия
§1 Стадии производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия
§2 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия
§3 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия
Заключение
Список источников и литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

оружие.docx

— 95.53 Кб (Скачать файл)

Исследования научных  источников показывает, что с момента  своего появления и практически  до недавнего времени оружие задумывалось и совершенствовалось как средство, предназначенное для нанесения  летальных повреждений. Однако в  последние десятилетия во многих странах осуществляются исследования и производство устройств, позволяющих  вести боевые действия, решать служебные  задачи и оборонятся, не нанося необратимых  потерь живой силе, которые получили название – «нелетальное оружие». Его поражающее действие основано на следующих изменениях состояния организма: болевой синдром; запредельное раздражение органов чувств; судорожный синдром; явления кратковременного шока с расстройством вегетативной функции. В США уже в 1993 г. на государственном уровне была утверждена Концепция оружия нелетального действия, в 1998 году была создана Европейская рабочая группа по данному оружию, в состав которой в 2002 году приняты представители нашей страны[7].

В последнее время термин «нелетальное оружие», все более уверенно входит в обиход и в России. Вместе с тем в отечественном законодательстве данное понятие не закреплено, хотя оборот некоторых видов оружия поражающие действие которых основано на указанных факторах, регулируется Законом «Об оружии», в том числе: газового, электрошоковых устройств, огнестрельного бесствольного оружия.

Еще одним видом нелетального оружия, не предусмотренным действующим законодательством, но фактически допущенным в оборот, является травматическое оружие: пистолеты Иж–79–9Т («Макарыч»), «Эскорт», револьвер «Викинг» и др. Это оружие хотя и сертифицированы в качестве газового, но предназначено для стрельбы травматическими патронами.

Говоря об оружии нелетального действия нельзя не обратить внимание на существующее юридическое противоречие. Согласно ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ все рассмотренные виды оружия, относятся к категории гражданского. Вместе с тем, ряд предметов и устройств, конструктивно предназначенных для нелетального поражения живой цели, действие которых основано на сходных принципах, не попадает под правовой режим оружия: на вооружении правоохранительных органов находятся электрошоковые устройства, устройства, снаряженные слезоточивым газом, а также резиновые палки, разрешенные к использованию и в частной детективной и охранной деятельности. Данные приспособления законодатель относит к юридически неопределенной категории «специальные средства».

Согласно закону об оружии РФ, право на приобретение травматического  оружия самообороны имеют граждане России, достигшие 18 лет, не имеющие  судимостей и прошедшие медицинское  освидетельствование. Для приобретения травматического оружия самообороны  необходимо предварительно получить специальный  документ – лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны. Выдачей этих лицензий ведают местные  отделы по лицензионно–разрешительной работе (ОЛРР) МВД, причем обращаться для  получения лицензии на оружие нужно  по месту регистрации (прописки). После  получения лицензии гражданин имеет  право приобретать оружие самообороны  в специализированных оружейных  магазинах. После приобретения оружия оно в течение 10 дней должно быть поставлено на учет в подразделении  ОЛРР МВД, выдавшем лицензию[8].

В настоящее время в  России возникли объективные предпосылки, и все более уверенно признается необходимость разработки и других видов нелетального оружия для использования в мероприятиях по пресечению террористических актов, массовых беспорядков, задержанию правонарушителей, освобождению заложников, охране объектов. Это требует формирования соответствующего правового режима, включая легализации в статье 1 Закона «Об оружии» понятия «нелетальное оружие» и детальной регламентации его оборота.

Согласно ст. 2 Закона «Об  оружии» подразделяет оружие «в зависимости  от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам» на: 1) гражданское, 2) служебное, 3) боевое ручное стрелковое и холодное, тем самым  вместе с положениями ст. 1 Закона «Об оружии», по сути, очерчивает круг предметов, попадающих под правовой режим оружия. Подобная классификация обладает рядом недостатков. Так, значительное число предметов, являющихся оружием фактически, но не относящихся к указанным трем группам (боевое оружие иностранного производства, не принятое на вооружение, оружие, снятое с вооружения, старинное и др.) находится за рамками правового регулирования. Кроме этого подобная классификация нарушает один из основных принципов систематизации – единство классификационных признаков, поскольку базируется одновременно на трех критериях: 1) цели использования; 2) субъекте использования; 3) основных параметрах (характеристиках) оружия. Вследствие этого одна и та же модель оружия, в зависимости от цели его использования, либо субъекта использования, может быть отнесена к различным видам, что порождает терминологическую путаницу и приводит к затруднениям при применении Закона «Об оружии».[9]

Одним из возможных путей  устранения имеющихся противоречий является систематизация оружия в законе на основе единого критерия, что  предполагает разграничение таких  признаков, как назначение оружия и  субъекта его использования. При  этом в основу классификации оружия целесообразнее, было бы положить назначение оружия, как наиболее стабильный признак, так как именно назначением оружия и определяются его конструктивные особенности, параметры и характеристики. С этой позиции предлагается в  Законе распределить оружие по шести  группам: 1) боевое, 2) полицейское (милицейское), 3) служебное, 4) оружие самообороны, 5) спортивное, 6) охотничье.

При этом полагаю, что Закон  «Об оружии» должен вводить ограничительный  режим на более широкий круг разновидностей боевого оружия. Это касается оружия, которое по терминологии ООН относится к категории «легкого вооружения» (тяжелые пулеметы, минометы, гранаты, гранатометы, зенитные пулеметы и противотанковые ружья, и переносные ракетные комплексы и т.д. – это средства, предназначенные для группового обслуживания несколькими лицами, составляющими расчет). Незаконное распространение таких вооружений по данным ООН, создают все возрастающую угрозу безопасности, поскольку часто это оружие оказывается в распоряжении организованных преступных группировок. Принятие более жестких мер законодательного характера на национальном уровне и более тесное международное сотрудничество будут способствовать установлению контроля за его распространением[10].

Министерство внутренних дел РФ предлагает ограничить доступ к травматическому оружию наркоманам, людям, страдающим алкогольной зависимостью, а также тем, кто неоднократно привлекался к уголовной ответственности.

Конструкторы позаботились о том, чтобы лишить владельцев соблазна заменить резиновую пулю металлической. Для этого в стволе установлены  специальные выступы.

Преступники, как правило, стреляют в упор в пах, шею и  лицо, хотя по инструкции полагается производить  выстрелы лишь в грудь, руку или колено, причем с расстояния не менее двух метров. Последним громким преступлением  стало убийство подполковником милиции  Анатолием Мауриным водителя снегоуборочной машины, который скончался от потери крови после ранения из травматического пистолета[11].

За последние пять лет  совершено полторы тысячи преступлений с применением травматического  оружия. В то же время, например, охотничье оружие использовалось лишь десятки раз. За этот же период от травматики погибли более 60 человек.

В этой связи предлагается сделать обязательным специальный  контрольный отстрел гильзы газового оружия и помещение ее в федеральную пулегильзотеку.

Также намерены ужесточить административную и уголовную ответственность  за неправомерное применение и ненадлежащее хранение травматического оружия. Оборот травматического оружия предложат приравнять к обороту огнестрельного. Также, возможно, будут введены ограничения и на ношение оружия самообороны. И самое главное, в законодательстве появится четкая понятийная формулировка, что же такое травматическое оружие. Сейчас это понятие в законе отсутствует[12].

Исследуя вопросы классификации  оружия, необходимо выделение в самостоятельную  группу полицейского (милицейского) оружия. В настоящее время Закон «Об  оружии» в рамках одной группы – «боевое оружие» объединяет оружие, предназначенное как для  ведения боевых действий, так и  решения оперативно–служебных задач, под которыми по смыслу закона понимаются, прежде всего, задачи охраны обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности. До недавнего времени  правоохранительные органы, включая  МВД РФ, были вооружены преимущественно  армейскими образцами боевого оружия. При этом практика показала, что  использование такого оружия, имеющего высокую начальную скорость пули, для решения задач обеспечения  правопорядка неэффективно, и может  представлять серьезную опасность, поскольку применяется оно в  основном в населенных пунктах, на коротких расстояниях, в ограниченном пространстве. Вместе с тем статья 15 Закона РФ «О милиции» запрещает «принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно  тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска». Исследования показывают, что специальное оружие уже достаточно давно состоит  на вооружении правоохранительных органов  большинства стран. В настоящее  время в РФ также ставится вопрос о перевооружении правоохранительных органов образцами «полицейского  оружия», в том числе нелетального травматического. Эти обстоятельства обусловливают необходимость выделения в Законе самостоятельной группы полицейского (милицейского) оружия, нормативного определения его параметров и характеристик, а также порядка оборота. К этой категории следует отнести также и те предметы и устройства, которые в настоящее время подпадают под категорию «специальные средства» [13].

К числу недостатков Закона «Об оружии» относится и то, что за пределами его регулирования  осталось оружие, имеющее культурную ценность. При этом фактически оборот такого оружия в настоящее время  имеет место не только в музейных, но и в частных коллекциях, осуществляется без необходимого контроля, что нередко  приводит к его порчи, хищению, незаконному  вывозу за пределы страны. С учетом мнения специалистов, к оружию, имеющему культурную ценность, следует отнести и законодательно определить оружие, представляющее историческую, художественную и (или) научную ценность: антикварное; историческое; авторское художественное. На такое оружие должен распространяться специальный режим, сочетающий в себе наряду с правовым режимом оборота оружия режим охраны культурных ценностей[14].

В силу того, что под понятие  «оружие» подпадают устройства и  предметы, обладающие неодинаковыми  свойствами и степенью опасности, правовое регулирование их оборота требует  дифференцированного подхода, поэтому  о едином понятии «административно–правовой  режим оборота оружия» можно  говорить с известной степенью условности. Структуру этого режима составляют комплексы самых различных правовых средств, порядков регулирования (подчас являющихся частью других режимов). Анализ законодательства позволяет выделить в структуре исследуемого режима пять основных типов (порядков) правового  регулирования: дозволительный; регламентационный; разрешительный; запретительный, поощрительный. При этом преобладающими и наиболее эффективными являются режимы, основанные на разрешительном типе регулирования, в числе которых выделяются: лицензирование, режим разрешений, регистрация, стандартизация; сертификация.

Сущность режима лицензирования, состоит в особом порядке возникновения, реализации, изменения, прекращения  специальной правоспособности субъектов, а также контроля за осуществлением лицензируемого вида деятельности: первоначального – при выдаче разрешения, и последующего – за соблюдением лицензионных условий.

С принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных  видов деятельности» режим лицензирования оборота оружия в значительной степени  трансформировался. Так, если до вступления его в силу порядок лицензирования устанавливался исключительно законодательством  об оружии, то после – произошло  разделение режимов: лицензирование приобретения оружия осуществляется в порядке, установленном  Законом «Об оружии»; лицензирование иных видов деятельности – в порядке  определенном Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно этому Закону лицензионные требования и условия должны устанавливаться  исключительно Правительством РФ путем  утверждения положений о лицензировании; компетенция лицензирующих органов  ограничивается рамками правоприменения и контроля. Однако в настоящее время утверждено лишь Положение о лицензировании производства оружия; лицензирование экспонирования, коллекционирования и торговле оружием осуществляется на основании инструкции, утверждено Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (далее – Приказ МВД России № 288) т.е. лицензирующего органа, что противоречит закону[15].

Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на существование  в структуре исследуемого режима, режима разрешений, легального определения  понятия «разрешение» нет. При этом разрешение, как и лицензия, является компонентой разрешительного порядка  регулирования: субъект в установленных  Законом «Об оружии», случаях  обязан получить дозволение от государства  на совершение определенных действий. Однако разрешения предоставляются  на основе уже имеющихся правомочий, приобретенных в рамках лицензирования и, по сути, являются средствами контроля за осуществлением действий, находящихся за границами регулирования лицензионных режимов. Эти действия и виды разрешений определены в Законе «Об оружии». Вместе с тем Правилами оборота гражданского и служебного оружия вводится еще два вида разрешений, а Приказом МВД РФ № 288 перечень непредусмотренных Законом разрешений еще более расширяется, т.е. подзаконными актами на субъектов фактически налагаются дополнительные, не предусмотренные законом обременения, затрагивающие их права и свободы. В связи с этим обосновывается необходимость закрепления в Законе: легального определения понятия «разрешение», четкого исчерпывающего перечня видов необходимых разрешений, условий и порядка их получения[16].

С лицензированием и режимом  разрешений жестко увязан регистрационный  режим, однако отличающийся от них методом  административного воздействия, поскольку  при регистрации не принимается  акт разрешительного характера. Суть регистрации – в проверке законности фактов, их официальном  признании и последующем учете. Она состоит из процедуры внесения соответствующих сведений в реестр, иной установленный законодательством  документ и выдачи документа свидетельствующего о регистрации. Регистрационные  режимы устанавливаются как Законом  «Об оружии», так и Законом  «О лицензировании отдельных видов  деятельности». При этом отмечается, что порядок регистрации оружия, регламентированный инструкцией, утв. Приказ МВД РФ от 12.04.1999 № 288 "О  мерах по реализации Постановления  Правительства Российской Федерации  от 21 июля 1998 г. № 814" входит в противоречие с принятыми позже нормами  законодательства о лицензировании.

Стандартизацию и сертификацию оружия, следует отнести к административно–правовым режимам технико-юридического порядка. Общие нормы этих режимов содержатся в положениях Закона «Об оружии», который устанавливает обязательные требования по стандартизации и сертификации в отношении гражданского и служебного оружия. Однако, вступивший в 2003 году в  силу Федеральный закон «О техническом  регулировании» принципиально изменил  подход к формированию исследуемых  режимов. Так, обязательные требования к продукции в настоящее время  должны устанавливаться только техническими регламентами; обязательное подтверждение  соответствия может осуществляться в двух формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации, и только тогда, когда это предусмотрено  техническим регламентом. В соответствии с Законом технические регламенты должны заменить ГОСТы до 1 июля 2010 г. Специфика оружия как объекта, представляющего  опасность для жизни, здоровья, имущества  граждан и окружающей среды даже при нормальных условиях его оборота  обусловливает необходимость разработки и принятия как общих, так и  специальных технических регламентов. Там формулируются предложения  по разработке технических регламентов. По мере принятия технических регламентов  необходимо вносить изменения в  Закон «Об оружии» [17].

Информация о работе Административная ответственность в сфере оборота оружия в Российской Федерации