Административные нарушения в сфере дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка проведения комплексного правового анализа законодательства, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения, для выявления существующих пробелов и коллизий и определения путей для их оптимизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового
регулирования

1.1. Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное хозяйство»…..6
1.2. Способы организации дорожного движения …………………...10
1.3. Организация деятельности органов исполнительной власти,
обеспечивающих безопасность дорожного движения…….…...20

Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в области
дорожного движения

2.1. Особенности правового статуса собственника (владельца)
транспортного средства как субъекта административного
правонарушения…………………………………………………..33
2.2. Виды административных наказаний за
правонарушения в сфере дорожного движения………………...42
2.3. Некоторые проблемы квалификации административных
правонарушений в сфере безопасности дорожного движения
по объективным признакам ……………………………………...61

Заключение………………………………………………………………….........65

Список использованной литературы...................................................................69

Файлы: 1 файл

оглавление.doc

— 403.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового

               регулирования  

         1.1. Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное хозяйство»…..6

      1.2. Способы организации дорожного движения …………………...10

      1.3. Организация деятельности органов исполнительной власти,

             обеспечивающих безопасность дорожного  движения…….…...20 

Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в области    

              дорожного движения 

      2.1. Особенности правового статуса собственника (владельца)          

             транспортного средства как субъекта  административного       

             правонарушения…………………………………………………..33

      2.2. Виды административных наказаний за

             правонарушения в сфере дорожного движения………………...42

      2.3. Некоторые проблемы квалификации  административных 

             правонарушений в сфере безопасности  дорожного движения 

             по объективным признакам ……………………………………...61 

Заключение………………………………………………………………….........65 

Список  использованной литературы...................................................................69 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

      Актуальность  темы исследования. Тема безопасности на дорогах была актуальной всегда и с каждым годом не только не ослабевает, но наоборот, только усиливается. И это объяснимо, - ведь каждый из нас, так или иначе, является участником дорожного движения. Автомобилизация городов России за последние 20 лет возросла в десятки раз, ежегодно на дорогах страны гибнет несколько десятков тысяч человек, что сопоставимо с численностью населения небольшого города. Еще большее количество граждан получают при авариях различные увечья. Согласно официальной статистике, опубликованной в Российской газете 24 января 2012 года,  в 2011 году на территории РФ было зарегистрировано 199868 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 27953 и были ранены 251848 человек. В Санкт-Петербурге по данным официального сайта ГИБДД за 2011 год было зарегистрировано 7450 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 469 и ранено 8764 человека.

      Проблема  аварийности, связанной с автомобильным  транспортом, в последнее десятилетие  приобрела особую остроту в связи  с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

      Актуальность  данной проблемы убедительно подтверждается включением вопросов совершенствования правового обеспечения дорожного движения в городах в комплекс мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

      Научная разработанность  темы. В научной литературе исследованию данной темы уделено достаточно много внимания. Значительный вклад в развитие теории административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения, а так же в области административной ответственности в целом внесли Антонов А.А., Быканов В.В., Гурский А.А., Ольков А.В., Фокин С.А., Чушкин С.И. и ряд других авторов, чьи труды были использованы в качестве эмпирического материала при написании данной дипломной работы.

      Объект  исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу привлечения нарушителей к административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения.

      Предмет исследования. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие эти общественные отношения.

Целью исследования является попытка проведения комплексного правового анализа законодательства, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения, для выявления существующих пробелов и коллизий и определения путей для их оптимизации.

      Для достижения  цели необходимо решить следующие задачи:

      - провести теоретико-правовой анализ  понятия «дорожное хозяйство»;

      - изучить способы организации  дорожного движения;

      - изучить правовое положение и  организацию деятельности органов  исполнительной власти, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

      - проанализировать составы некоторых  административных правонарушений  в сфере дорожного движения;

      - исследовать некоторые проблемы  квалификации административных  правонарушений в сфере безопасности  дорожного движения по объективным признакам.

      Методология исследования. В работе над настоящим исследованием автор использовал современные достижения методологии науки теории государства и права, применял системный, функциональный, сравнительный методы исследования, принципы историзма и социальный подход.

      Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового

регулирования 
 
 

    1. Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное  хозяйство»
 

     Дорожное  хозяйство России - единый производственно-хозяйственный  комплекс, включающий в себя автомобильные  дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие:

  • проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
  • проведение научных исследований, подготовку кадров;
  • изготовление и ремонт дорожной техники;
  • добычу и переработку нерудных строительных материалов;
  • иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог.

     Дорожное  хозяйство Российской Федерации  на современном этапе является неотъемлемой частью единой транспортной системы  страны, управление этим  комплексом в настоящее время возложено на Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации.1

       Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных  дорогах и о дорожной деятельности  в Российской Федерации 

и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие основные термины и определения:

       Автомобильная дорога – объект  транспортной инфраструктуры, предназначенный  для движения транспортных средств  и включающий в себя земельные  участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

       Искусственные дорожные сооружения  – сооружения, предназначенные для  движения транспортных средств,  пешеходов и прогона животных  в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

     Автомобильные дороги в Российской Федерации в зависимости от их значения подразделяются на:

  • автомобильные дороги федерального значения;
  • автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • частные автомобильные дороги.

     Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные  дороги общего пользования и автомобильные  дороги необщего пользования.

       К автомобильным дорогам общего  пользования относятся автомобильные  дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

     Классификация автомобильных дорог и их отнесение  к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой  категориям) осуществляются в зависимости  от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесение к категориям автомобильных дорог», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767. Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается  I А категория. Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается I Б категория. Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)»  могут устанавливаться I В, II, III, IV и V категории.

     Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским  свойствам разделяют на категории в зависимости от: общего числа полос движения; ширины полосы движения.

ширины  обочины; наличия и ширины разделительной полосы; типа пересечения с автомобильной  дорогой и доступа к автомобильной  дороге.

     Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства - автомобильным дорогам федерального значения;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
  • органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений;
  • органами местного самоуправления городских округов - автомобильным дорогам местного значения городских округов;
  • органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов;
  • физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками частных автомобильных дорог, - частным автомобильным дорогам.

     Согласно законодательству все дороги должны содержаться в соответствии с требованиями правил содержания и ремонта автомобильных дорог. Содержание, обслуживание и надзор за техническими средствами регулирования, дорожными знаками и разметкой должны обеспечиваться соответствующими дорожными и коммунальными организациями, а также органами Госавтоинспекции.

     Рассмотрев  выше изложенное можно сделать вывод, что четкого определения такого базового понятия, как «дорога» отсутствует. В пункте 1.2. Правил дорожного движения понятие «дорога» сформулировано как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». При этом десятки тысяч инцидентов происходят на пустырях, полях, «зимних дорогах», проложенных по снегу, которые не являются в соответствии с определением дорогой как таковой, но при этом регистрируются как дорожно-транспортное происшествие. Кроме того дорога как инженерное сооружение включает в себя тротуары, обочины, то есть, она используется  не только для движения транспортных средств, но и пешеходов. Однако в определении термина «дорога» речь идет об использовании ее только транспортными средствами. 
 
 
 
 
 

    1. Способы организации дорожного  движения
 

     Согласно  правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года «дорожное движение» - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. В Российской Федерации нет единого закона о дорожном движении, хотя необходимость его создания неоднократно обсуждалась, начиная с 2006 года. Проектирование организации дорожного движения осуществляется на основании различных нормативных актов в области безопасности движения. Основополагающими являются:

Информация о работе Административные нарушения в сфере дорожного движения