Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 21:11, дипломная работа
Целью исследования является попытка проведения комплексного правового анализа законодательства, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения, для выявления существующих пробелов и коллизий и определения путей для их оптимизации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового
регулирования
1.1. Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное хозяйство»…..6
1.2. Способы организации дорожного движения …………………...10
1.3. Организация деятельности органов исполнительной власти,
обеспечивающих безопасность дорожного движения…….…...20
Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в области
дорожного движения
2.1. Особенности правового статуса собственника (владельца)
транспортного средства как субъекта административного
правонарушения…………………………………………………..33
2.2. Виды административных наказаний за
правонарушения в сфере дорожного движения………………...42
2.3. Некоторые проблемы квалификации административных
правонарушений в сфере безопасности дорожного движения
по объективным признакам ……………………………………...61
Заключение………………………………………………………………….........65
Список использованной литературы...................................................................69
Cостав административных правонарушений в области дорожного движения определен в тридцати семи статьях главы 12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
По мнению Иванова И.С.
1) «невыполненная обязанность» - критерий, ставящий квалификацию в зависимость от того, какая конкретно обязанность не выполнена нарушителем. Различаются обязанности: непосредственно действующие и вытекающие из Правил дорожного движения, а так же обязанности, вытекающие из требований, адресованных субъекту правонарушения;
2) «отсутствующий документ» - критерий, в соответствии с которым квалификация зависит от того, какой именно обязательный документ не имеет при себе водитель;
3) «опасное состояние водителя или пассажиров» - составы конструируются в зависимости от причин, в силу которых лицо не должно было садиться за руль и управлять транспортным средством, поскольку при наличии таких причин создается угроза безопасности дорожного движения;
4) «отклонения внешнего вида транспортного средства» - критерий, ставящий квалификацию в зависимость от того, какое именно нарушение во внешнем виде транспортного средства было допущено;
5) «нарушения технического состояния транспортного средства» - критерий, в соответствии с которым для квалификации имеет значение вид неисправности;
6) «неисправность или условие технического характера, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» - критерий, объединяющий два предыдущих и положенный в основу структуры всей статьи 12.5. При этом последовательность расположения семи частей указанной статьи возрастанию степени общественной опасности неисправности или условия не подчинена;
7) «количественный показатель» - критерий, положенный в основу выделения составов внутри статьи 12.9, задающей пределы превышения скорости; статьи 12.11, указывающей на скоростные характеристики и массу транспортного средства; статьи 12.21.1, содержащей допустимое количество сантиметров и процентов превышения нормы перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
8) «характер и степень вредных последствий» - критерий выделения материальных составов административных правонарушений, примененный при создании статей 12.19, 12.24, 12.30, 12.33. К таким последствиям относятся создание препятствий для движения пешеходов или других транспортных средств, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.10
Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 3.2 закрепляет девять видов административных наказаний. В их числе: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Из девяти видов наказаний за административные правонарушения в области дорожного движения установлено пять. Из них в качестве основных: предупреждение, административный штраф, лишение специального права (права управления транспортным средством), административный арест. В качестве дополнительного наказания введена конфискация предметов административных правонарушений, совершенных как физическими, так и юридическими лицами. Из числа названных административных наказаний, применяемых в области дорожной безопасности, лишение права управления транспортным средством, административный арест, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения назначаются только судьями. По мнению И.В. Максимова, такое законодательное решение продиктовано желанием снижения коррупциогенности кодекса, практики его применения, а также повышением профессионализма и объективности в рассмотрении дел о дорожных правонарушениях.11
Судя по опубликованным обзорам судебной практики районных, городских, краевых и областных судов Российской Федерации показывают, что с 2009 по 2012 годы производства по статьям главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уверенно занимали до половины общего потока административных производств, а в некоторых регионах даже больше половины. Самые «популярные» на сегодня административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрены статьями:
12.8.1 - «Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения»;
12.8.2 - «Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения»;
12.9.4 - «Превышение скорости более чем на 60 км/ч»;
12.12.1 - «Проезд на запрещающий сигнал светофора»
12.15.4 - «Выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДЛ»;
12.16.3 - «Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением»
12.26.1-
«Отказ от прохождения медицинского освидетельствования».
Рассмотрим некоторые из них подробнее:
Иванов И.С. отмечает, что с объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, выражаются в двух самостоятельных действиях: управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Под управлением транспортным средством понимается непосредственное выполнение функций водителя во время движения транспортного средства. Лицо, управляющее транспортным средством, считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами конкретной категории либо как таковое право управления отсутствует.12
Обязательным
признаком рассматриваемых
Для состава части 2 статьи 12.8 Кодекса характерны самоустранение водителя, который управлял или должен был управлять транспортным средством, и передача им управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом не имеет значения, имело ли лицо, которому было передано управление, право на управление транспортным средством, важен сам факт нахождения этого лица в состоянии опьянения.
Обязательным
признаком состава
Квалифицирующий признак части 4 данной статьи - повторное совершение действий, предусмотренных частями 1 и 2, т.е. управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения и предусматривает наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок три года. При этом следует учитывать, что повторным считается административное правонарушение, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Субъектом данного
Нельзя не отметить расширения сферы применения этого наказания. Из 37 статей главы 12 кодекса по 15 статьям предусмотрено лишение права управления транспортным средством. По ряду наиболее серьезных нарушений в области дорожного движения это наказание применяется безальтернативно с другими наказаниями в жестко обозначенных сроках. Но судя по опубликованной судебной практике, этого не достаточно.
Здесь нельзя оставить без внимания тот факт, что основой заключения о состоянии освидетельствуемого лица служат данные его комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований. Средство (вещество), вызвавшее опьянение, должно определяться по результатам соответствующего химико-токсикологического исследования. Однако для освидетельствования могут также применяться технические средства индикации и измерения, зарегистрированные и разрешенные Минздравом России для использования в медицинских целях и рекомендованные для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения 13
К сожалению, организации здравоохранения нередко находятся далеко от места отстранения водителя от управления транспортным средством (во многих субъектах Российской Федерации до 100 километров и более от места на дороге, где инспектором дорожно-патрульной службы принято решение о направлении водителя на освидетельствование, нет даже медпунктов, тем более имеющих лабораторное оборудование, необходимое для проведения химико-токсикологического исследования), в регионах катастрофически не хватает специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов. Ввиду особенностей организации работы медицинских учреждений в отдельных регионах зачастую невозможно оформление результатов медицинского освидетельствования в ночное время. На мой взгляд, сотрудники дорожно-патрульной службы должны иметь право освидетельствовать водителей на состояние алкогольного опьянения, но они должны быть оснащены современными измерительными приборами, позволяющими осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Информация о работе Административные нарушения в сфере дорожного движения