Административные нарушения в сфере дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка проведения комплексного правового анализа законодательства, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения, для выявления существующих пробелов и коллизий и определения путей для их оптимизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового
регулирования

1.1. Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное хозяйство»…..6
1.2. Способы организации дорожного движения …………………...10
1.3. Организация деятельности органов исполнительной власти,
обеспечивающих безопасность дорожного движения…….…...20

Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в области
дорожного движения

2.1. Особенности правового статуса собственника (владельца)
транспортного средства как субъекта административного
правонарушения…………………………………………………..33
2.2. Виды административных наказаний за
правонарушения в сфере дорожного движения………………...42
2.3. Некоторые проблемы квалификации административных
правонарушений в сфере безопасности дорожного движения
по объективным признакам ……………………………………...61

Заключение………………………………………………………………….........65

Список использованной литературы...................................................................69

Файлы: 1 файл

оглавление.doc

— 403.50 Кб (Скачать файл)

       Пострадавшим в дорожно-транспортных  происшествиях оказывается первая  помощь, а также медицинская помощь.  Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. Первую помощь могут оказывать сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водители транспортных средств и другие лица.

     Не  сложно сделать вывод, что ведущая роль в регламентации общественных отношений в области организации дорожного движения принадлежит Федеральному закону № 196 «О безопасности дорожного движения». Однако, этот закон требует определенной доработки, так как  не регулирует всего круга вопросов, связанных с организацией дорожного движения в предложенном толковании,  а ограничивается вопросами обеспечения безопасности дорожного движения без установления целевых ориентиров этой деятельности. Действующее законодательство, в том числе федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительный кодекс и Земельный кодекс, не позволяют чётко распределять обязанности и ответственность субъектов организации дорожного движения на всех уровнях, установить их функциональные связи, координировать их деятельность, рационально планировать осуществление комплексных мероприятий в данной сфере. Кроме того, на сегодня в стране не определён федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и реализацию государственной политики в сфере организации дорожного движения. Минтранс России формально отвечает за выработку государственной политики на всех видах транспорта, однако в Положении о Министерстве транспорта не нашли чёткого отражения его функции и полномочия в сфере организации дорожного движения, транспортного планирования, обеспечения эффективности функционирования транспортных сетей различного уровня.

     Федеральный закон «О безопасности дорожного  движения», определяя медицинское обеспечение как элемент государственной политики, относит его к числу основных направлений деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Однако можно увидеть некоторое несоответствие. В Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (подпункт «и» пункта 11), утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, устанавливается обязанность сотрудников Госавтоинспекции по «оказанию доврачебной медицинской помощи» при осуществлении неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия. В то же время в соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность отнесена к лицензируемым видам деятельности. Однако соответствующие лицензии сотрудникам Госавтоинспекции не выдаются. Таким образом, необходимым является принятие федерального закона «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения». 

1.3. Организация деятельности  органов исполнительной  власти,

     обеспечивающих  безопасность дорожного  движения 

      Основным  субъектом обеспечения безопасности дорожного движения как элемента общественной безопасности признается государство, осуществляющее соответствующие функции через государственно-правовые институты организационно-управленческого, административно-правового, информационно-правового и иного характера2. В ведении Российской Федерации находится:

  • формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
  • установление единой системы технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
  • контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;
  • организация и осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

        Органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  осуществляют мероприятия по  обеспечению безопасности дорожного  движения на автомобильных дорогах  регионального или межмуниципального  значения, эти мероприятия заключаются в:

  • принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
  • осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств;
  • информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

      Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут  передавать им осуществление части  своих полномочий в области обеспечения  безопасности дорожного движения.

      Органы  местного самоуправления поселений  осуществляют мероприятия по обеспечению  безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Принимают решения о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

      Органы  местного самоуправления муниципального района осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного  движения на автомобильных дорогах  местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района:

  • принимают решения о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
  • участвуют в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

      Органы  местного самоуправления городского округа осуществляют мероприятия по обеспечению  безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа, принимают решения о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, участвуют в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

      Анализ  деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление дорожной деятельностью в различных регионах, показывает, что в большинстве своем соответствующие муниципальные органы создаются в форме управлений организации дорожного движения, обеспечивающих в рамках муниципалитета:

  • разработку и внедрение стратегии, долгосрочных и краткосрочных планов в сфере организации и безопасности дорожного движения, назначение экспертиз предлагаемых мероприятий;
  • разработку и исполнение местных бюджетов в части расходов на дорожную деятельность;
  • управление имуществом муниципальных автомобильных дорог;
  • развитие сети улиц, проездов, линий общественного транспорта и дорог местного значения;
  • организацию дорожного движения по муниципальным автомобильным дорогам совместно с подразделениями Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

      Совместная  деятельность муниципальных органов  и государственных органов исполнительной власти представляет собой отдельную  проблему.

      Так, например, в соответствии с п. 4 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований. Вместе с тем порядок и формы подобного взаимодействия не получили правового закрепления.3

      Как правило, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления взаимодействуют на основе договоров  и соглашений о реализации программ развития сети автомобильных дорог, о разграничении собственности, об отводе земель, о приостановлении или ограничении движения по автомобильным дорогам, об осуществлении мер по обеспечению экологической безопасности автомобильных дорог. Однако четко не определены основные направления и формы взаимодействия органов местного самоуправления с органами исполнительной власти по обеспечению безопасности дорожного движения.

      В большинстве своем решение подобных вопросов в регионах возложено на комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

      Данные  комиссии создаются в целях координации  деятельности органов государственной  власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций в  сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В их состав, как правило, входят представители органов власти, территориальных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, государственного автодорожного надзора. На заседаниях рассматриваются вопросы состояния аварийности, итоги инспекторских проверок, разрабатываются мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.

      В пункте 1 статьи 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определены цели  осуществления государственного надзора и контроля:

  • обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств,  выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

      Организация исполнения государственной функции осуществляется:

  • федеральными органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России) – на территории Российской Федерации;
  • органами управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации – в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • Департаментом обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах Министерства внутренних дел России – в пределах закрытых административно – территориальных образований, особо важных и режимных объектов;
  • подразделением Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, строевыми подразделениями Госавтоинспекции, строевыми подразделениями Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах – в пределах зон ответственности соответствующих подразделений.                                                           

      Исполнение  государственной функции осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральными законами от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации; Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению дорожного движения»; распоряжение  Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 429; Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», от 29 июня 1995 года № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий», от 26 июня 2008 года № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформление  его результатов и Правил определения наличия наркотических или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» и иными нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России.

Информация о работе Административные нарушения в сфере дорожного движения