Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 21:11, дипломная работа
Целью исследования является попытка проведения комплексного правового анализа законодательства, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения, для выявления существующих пробелов и коллизий и определения путей для их оптимизации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового
регулирования
1.1. Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное хозяйство»…..6
1.2. Способы организации дорожного движения …………………...10
1.3. Организация деятельности органов исполнительной власти,
обеспечивающих безопасность дорожного движения…….…...20
Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в области
дорожного движения
2.1. Особенности правового статуса собственника (владельца)
транспортного средства как субъекта административного
правонарушения…………………………………………………..33
2.2. Виды административных наказаний за
правонарушения в сфере дорожного движения………………...42
2.3. Некоторые проблемы квалификации административных
правонарушений в сфере безопасности дорожного движения
по объективным признакам ……………………………………...61
Заключение………………………………………………………………….........65
Список использованной литературы...................................................................69
Нужно отметить, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц (независимо от формы собственности), иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.
Важное
значение имеет профилактическая работа
Государственной инспекции
Дорожно-патрульная
служба является структурным подразделением
Государственной инспекции
В организации деятельности дорожно-патрульной
службы Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерством
внутренних дел Российской Федерации
определены функции дорожно-патрульной
службы:
Для
выполнения своих задач и обязанностей
Государственная инспекция
Должностные лица могут временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в других случаях.
В целях профилактики и пресечения правонарушений в области дорожного движения сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения вправе:
Следует также отметить, что согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, и его территориальные органы. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации отдельные действия по транспортному контролю осуществляются таможенными органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Транспортный контроль включает в себя проверку транспортных средств, а также разрешений и других документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения. Транспортный контроль проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, уголовную, административную и иную ответственность. Законодатель называет также такой вид юридической ответственности, как гражданско-правовая ответственность. Она предусматривает право участников дорожного движения на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.
Непосредственно за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения уголовная ответственность предусмотрена рядом статей главы 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» Уголовного кодекса Российской Федерации. В том числе статьей 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»; статьей 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»; статьей 266 «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями»; статьей 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» и статьей 268 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта».
Административная ответственность установлена в статьях главы 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нужно
согласиться с мнением Н.В. Сидоряк о том,
что обеспечение дорожного движения осуществляется
во взаимодействии всех субъектов, уполномоченных
на осуществление государственно–властных
функций. Госавтоинспекция не может самостоятельно
осуществлять государственный контроль
за безопасность дорожного движения, она
тесно взаимодействует с военной автомобильной
инспекцией, с органами государственной
власти, местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, со средствами массовой
информации, с правоохранительными органами
иностранных государств, гражданами.5
Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в области
дорожного
движения
2.1.
Особенности правового
статуса собственника (владельца)
транспортного средства
как субъекта
Произошедшие за последние годы изменения в законодательстве в области дорожного движения во многом затронули вопросы статуса субъектов административной ответственности. К их числу добавился новый субъект - собственник (владелец) транспортного средства.
В 2007 году национальное законодательство об административной ответственности претерпело существенные изменения. Федеральный закон от 24 июля 2007 года. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон ввел ряд новаций, направленных главным образом на ужесточение ответственности водителей и пешеходов за дорожные нарушения.
Прежде всего, изменились некоторые общие положения, закрепленные в иных разделах КоАП РФ. Так, корректировке подвергся основополагающий принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ. Применительно только к правонарушениям в области дорожного движения дело об административном правонарушении возбуждается в отношении собственника транспортного средства, в случае выявления правонарушения с использованием специальных технических средств или средств фото- и видеофиксации при невозможности установления лица, совершившего административное правонарушение, и если данное лицо не докажет, что транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Тем самым установлена возможность привлечения лица к административной ответственности без вины, которая законодательно закреплена в ряде зарубежных стран.6
Как следствие - появление специального субъекта административной ответственности - собственника (владельца) транспортного средства (ст. 2.6.1 КоАП РФ).
Его правовой статус характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, правовые основы названного субъекта закреплены в главе 2 КоАП РФ наряду с другими специальными субъектами административной ответственности: должностными лицами (ст. 2.4 КоАП РФ), юридическими лицами (ст. 2.10 КоАП РФ), военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и лицами, имеющими специальные звания (ст. 2.5 КоАП РФ), иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами (ст. 2.6 КоАП РФ).
Во-вторых, появление нового субъекта связано исключительно с фактом фиксации нарушения Правил дорожного движения (ПДД) работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно способ фиксации правонарушения «порождает» новый субъект ответственности - собственник (владелец) транспортного средства. Другие специальные субъекты, перечисленные в главе 2 КоАП РФ, являются таковыми априори, в силу их правового статуса, определенного другими законодательными актами.
Информация о работе Административные нарушения в сфере дорожного движения