Административные нарушения в сфере дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка проведения комплексного правового анализа законодательства, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения, для выявления существующих пробелов и коллизий и определения путей для их оптимизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового
регулирования

1.1. Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное хозяйство»…..6
1.2. Способы организации дорожного движения …………………...10
1.3. Организация деятельности органов исполнительной власти,
обеспечивающих безопасность дорожного движения…….…...20

Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в области
дорожного движения

2.1. Особенности правового статуса собственника (владельца)
транспортного средства как субъекта административного
правонарушения…………………………………………………..33
2.2. Виды административных наказаний за
правонарушения в сфере дорожного движения………………...42
2.3. Некоторые проблемы квалификации административных
правонарушений в сфере безопасности дорожного движения
по объективным признакам ……………………………………...61

Заключение………………………………………………………………….........65

Список использованной литературы...................................................................69

Файлы: 1 файл

оглавление.doc

— 403.50 Кб (Скачать файл)

      Нужно отметить, что  Государственная инспекция  безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации  осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения дорожного движения.  Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц (независимо от формы собственности),  иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

      Важное  значение имеет профилактическая работа Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которая заключается  в пропаганде и разъяснении действующих  в области дорожного движения нормативных актов, проведении соответствующих смотров, конкурсов, соревнований; в выявлении причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий; в принятии мер по совершенствованию организации дорожного движения; в содействии соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

      Дорожно-патрульная служба  является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Она осуществляет оперативно – профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования. Основной задачей Дорожно-патрульной службы является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения в целях сохранения жизни, здоровья и имущества, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта.  
             В организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерством  внутренних дел Российской Федерации определены функции дорожно-патрульной службы:

  • контроль на постах и маршрутах патрулирования  за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения, а также в пределах предоставленных полномочий требований иных нормативных правовых актов в  области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении;
  • осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
  • осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств;
  • разработка на основе анализа обстановки и реагирования предложений, направленных на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей;
  • информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке с аварийностью, причинах дорожно-транспортных происшествий и принимаемых мерах по их предупреждению;
  • участие совместно с заинтересованными органами власти и объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения;
  • контроль за эксплуатационным состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

      Для выполнения своих задач и обязанностей Государственная инспекция безопасности дорожного движения наделена государственно-властными  полномочиями:

    • запрашивать и получать от организаций, независимо от формы собственности и должностных лиц, сведения о соблюдении ими нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по факту их нарушения;
    • давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
    • участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных актов в установленной для нее сфере деятельности.

      Должностные лица могут временно ограничивать или  запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в других случаях.

      В целях профилактики и пресечения правонарушений в области дорожного  движения сотрудники Государственной  инспекции безопасности дорожного движения вправе:

    • останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в установленных законодательством случаях;
    • осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей и граждан, сопровождающих грузы.4

      Следует также отметить, что согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, и его территориальные органы. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации  отдельные действия по транспортному контролю осуществляются таможенными органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Транспортный контроль включает в себя проверку транспортных средств, а также разрешений и других документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения. Транспортный контроль проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      Нарушение законодательства Российской Федерации  о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном  порядке дисциплинарную, уголовную, административную и иную ответственность.  Законодатель называет также такой  вид юридической ответственности, как гражданско-правовая ответственность. Она предусматривает право участников дорожного движения на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

      Непосредственно за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного  движения уголовная ответственность предусмотрена рядом статей главы 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» Уголовного кодекса Российской Федерации. В том числе статьей  263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»; статьей 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»; статьей 266 «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями»; статьей 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» и статьей 268  «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта».

      Административная  ответственность установлена в  статьях главы 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Нужно согласиться с мнением Н.В. Сидоряк о том,  что обеспечение дорожного движения осуществляется во взаимодействии всех субъектов, уполномоченных на осуществление государственно–властных функций. Госавтоинспекция не может самостоятельно осуществлять государственный контроль за безопасность дорожного движения, она тесно взаимодействует с военной автомобильной инспекцией, с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, со средствами массовой информации, с правоохранительными органами иностранных государств, гражданами.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в  области

дорожного движения 
 
 

2.1. Особенности правового  статуса собственника (владельца)  транспортного средства  как субъекта административного  правонарушении 

      Произошедшие  за последние годы изменения в  законодательстве в области дорожного  движения во многом затронули вопросы статуса субъектов административной ответственности. К их числу добавился новый субъект - собственник (владелец) транспортного средства.

      В 2007 году национальное законодательство об административной ответственности  претерпело существенные изменения. Федеральный закон от 24 июля 2007 года. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон ввел ряд новаций, направленных главным образом на ужесточение ответственности водителей и пешеходов за дорожные нарушения.

      Прежде  всего, изменились некоторые общие  положения, закрепленные в иных разделах КоАП РФ. Так, корректировке подвергся основополагающий принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ. Применительно только к правонарушениям в области дорожного движения дело об административном правонарушении возбуждается в отношении собственника транспортного средства, в случае выявления правонарушения с использованием специальных технических средств или средств фото- и видеофиксации при невозможности установления лица, совершившего административное правонарушение, и если данное лицо не докажет, что транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Тем самым установлена возможность привлечения лица к административной ответственности без вины, которая законодательно закреплена в ряде зарубежных стран.6

      Как следствие - появление специального субъекта административной ответственности - собственника (владельца) транспортного средства (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

      Его правовой статус характеризуется рядом  особенностей.

      Во-первых, правовые основы названного субъекта закреплены в главе 2 КоАП РФ наряду с другими специальными субъектами административной ответственности: должностными лицами (ст. 2.4 КоАП РФ), юридическими лицами (ст. 2.10 КоАП РФ), военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и лицами, имеющими специальные звания (ст. 2.5 КоАП РФ), иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами (ст. 2.6 КоАП РФ).

      Во-вторых, появление нового субъекта связано  исключительно с фактом фиксации нарушения Правил дорожного движения (ПДД) работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно способ фиксации правонарушения «порождает» новый субъект ответственности - собственник (владелец) транспортного средства. Другие специальные субъекты, перечисленные в главе 2 КоАП РФ, являются таковыми априори, в силу их правового статуса, определенного другими законодательными актами.

Информация о работе Административные нарушения в сфере дорожного движения