Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 07:04, автореферат
Одним из основных направлений государственного строительства в условиях административной реформы является реформирование государственной службы, которое предполагает в целях повышения эффективности государственной службы, обеспечения ее открытости, создания атмосферы доверия граждан к органам власти, улучшения качества оказываемых соответствующими государственными органами населению публичных услуг – поднять ее авторитет, престиж и конкурентоспособность в обществе как профессионального вида деятельности на основе современных технологий организации, подбора кадрового состава, эффективного взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества.
Основой такого выделения служат принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и принцип разделения власти. Дипломатическая служба осуществляется в государственных органах, полномочия которых относятся к исключительной компетенции Российской Федерации, и может быть определена следующим образом: «Дипломатическая служба представляет собой федеральную государственную службу профессиональной служебной деятельности граждан на должностях дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации, осуществляющих внешнеполитические функции государства. Таким гражданам присваиваются дипломатические ранги».
Обосновывая дипломатическую службу в качестве вида государственной службы, диссертант предлагает внести изменения в ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и федерального закона, регулирующего основы дипломатической службы Российской Федерации.
В диссертации выявляется и анализируется позитивный опыт такого нормативного регулирования в ряде субъектов Российской Федерации (Амурской, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Ленинградской, Омской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской, Тюменской областях, Пермском крае и Еврейской автономной области). На основе его обобщения формулируются практические рекомендации по совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Дисциплинарная
Диссертант приходит
к выводу, что право государственной
службы (служебное право) следует
рассматривать как отдельную
самостоятельную комплексную
По мнению диссертанта, дальнейшее реформирование системы государственной службы Российской Федерации целесообразно осуществлять в два этапа. В частности (2009 – 2010 годах) необходимо реализовывать направления по совершенствованию государственной службы в рамках Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации», а также обновить ее концептуальные основы и создать механизмы апробации предлагаемых нововведений. В этот же период целесообразно принятие новых федеральных законов, а также изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты о государственной службе с учетом правоприменительной практики, выявленных пробелов и коллизий. В последующем (до 2013 года) возможно осуществление новых апробированных информационно-управленских технологий в систему государственной службы Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость работы. Научная значимость работы заключается в формировании системы государственной службы с позиции перспективных направлений теории и практики российского права. Теоретическая направленность в решении практических задач совершенствования системы государственной службы позволяет систематизировать научно-практические представления об эффективной модели управления государственной службы.
Уточненные диссертантом основные категории и понятия расширяют теоретико-правовые и содержательные аспекты понимания института государственной службы. Выявленные закономерности становления и развития государственной службы Российской Федерации позволяют учесть их в дальнейших научных исследованиях.
Результаты диссертационного исследования носят прикладной характер и могут способствовать совершенствованию правового регулирования, формированию и развитию эффективной системы государственной службы Российской Федерации. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой и правоприменительной деятельности на федеральном и субъектном уровнях Российской Федерации, а также в учебном процессе при преподавании в юридических и иных гуманитарных учебных заведениях курсов конституционного права, административного права, служебного права, правового обеспечения государственной службы и некоторых других специальных дисциплин, включая систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждены и рекомендованы к защите на заседаниях проблемной комиссии и кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд положений разработанной авторской концепции отражены в опубликованных монографиях, лекциях и научных статьях, включены в учебники, учебные пособия, методические разработки.
Отдельные положения диссертационного исследования реализованы автором в его научной и практической деятельности в процессе преподавания административного права, курсов и спецкурсов «Система государственного и муниципального управления», «Правовое обеспечение государственной службы», а также в выступлениях на международных, всероссийских и профильных научных конференциях.
Структура диссертации обусловлена целью, задачами, содержанием и отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих пятнадцать параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень ее научной разработанности, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрыта методологическая основа исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, структура работы.
Глава 1. – «Теоретико-методологические основы организации государственной службы Российской Федерации в контексте правового государства» – содержит исследование правового государства как юридической формы организации демократического, федеративного, социального государства (§ 1), рассмотрение роли принципов правового государства в обеспечении разделения властей и организации государственной службы (§ 2); анализ осуществления принципов правового государства в системе государственной службы Российской Федерации (§3).
Основной
характеристикой правового
Не будучи
до конца реализованной ни в одном
государстве практически, концепция
правового государства
Если же посмотреть на практическое воплощение концепции правового государства, то основным ее достоинством является, так называемая идеологическая направленность. В основном воплощение основ правового государства на практике идет по формальному пути – это провозглашение правовой государственности с правовым закреплением набора прав и свобод человека и гражданина, демократических основ государства и некоторыми другими разрозненными постулатами данной концепции. Вопросы системного воплощения концепции правового государства, а также механизмов реализации стоят и сегодня очень остро. Хотя создание правового государства в полном объеме невозможно, его теоретическая разработка необходима для ориентации и стимулирования общественно-политического развития. Сама идея и различные концепции правового государства воплощают в себе достижения мировой демократической мысли, прогрессивные взгляды мыслителей прошлого и настоящего, что позволяет рассматривать правовое государство как явление мировой культуры и цивилизации.
Таким образом, правовое государство представляет собой социально-организованную структуру с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, которая посредством закона, демократических институтов и государственной власти самоограничивает себя тем, что формирует свободное гражданское общество. Провозглашая себя правовым, государство наряду с общими чертами государства «берет» на себя и основные черты правового государства, которые, в конечном виде, и характеризуют его таковым. Кроме того, данные характеристики должны не просто декларироваться, а нормативно закрепляться и воплощаться (т.е. иметь действенный механизм правового регулирования).
Словосочетание «правовое государство» закреплено в Конституции Российской Федерации в разделе 1 главе 1 статье 1, чем, поднимая важность данных постулатов, подчеркивает его доминирующее значение. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это закрепление очерчивает сферу, в которой могут действовать субъекты, конкретизируя идею правовой государственности, последовательным перечислением характеристик государства. Предшествующее упоминанию интересующего нас понятия, подчеркивает основополагающий характер по отношению ко всем другим конституционным нормам, имеющим, в конечном итоге, политическое значение.
Можно констатировать, что демократичность государства выражается, прежде всего, в том, что вся организация государства открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на содержание управленческих публично-властных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Усиление правового государства заключается в том, что в результате государственного разделения принцип горизонтального деления власти дополняется вертикальным. Утверждение демократии идет за счет того, что процесс принятия решений распределяется между несколькими уровнями, поэтому участие гражданина в исполнении государственной власти становится для него доступнее и проще. В государстве, построенном на принципах федерализма, более актуально требование – обеспечение близости к гражданам, к гражданскому обществу, что, в конечном счете, и является основой правовой государственности.
Одной из конституционных
характеристик правового
Социальное государство – это государство, которое создает условия для свободного проявления потребностей гражданского общества в самоорганизации, в том числе на основе выработки и применения норм права, способствующих саморегуляции этих процессов. Оно относится к государству с высоким уровнем развития, в котором социальная защищенность всего общества осуществляется за счет действенных механизмов государственного управления и сближения государственных институтов с институтами гражданского общества.