Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 07:04, автореферат
Одним из основных направлений государственного строительства в условиях административной реформы является реформирование государственной службы, которое предполагает в целях повышения эффективности государственной службы, обеспечения ее открытости, создания атмосферы доверия граждан к органам власти, улучшения качества оказываемых соответствующими государственными органами населению публичных услуг – поднять ее авторитет, престиж и конкурентоспособность в обществе как профессионального вида деятельности на основе современных технологий организации, подбора кадрового состава, эффективного взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества.
Автор полагает, что установление четких критериев оценки оказания услуг и состояния контроля, возможно путем конкретизации полномочий федеральных агентств, позволяющей данным органам исполнительной власти действовать в рамках правового поля и осуществления именно государственно-властных полномочий. В этом отношении крайне важной является разработка административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
Следует отметить,
что утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 25 октября 2005 г.
№ 1789-р Концепция
В Федеральных целевых программах развития судебной системы 2002-2006 гг.6 и 2007-2011 гг.7 установлена в качестве одной из приоритетных задач проведения судебной реформы, построение в стране развитого гражданского общества, устойчивой демократии, которые должны обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, повышение доступности правосудия и ответственности служащих судебных органов, призванных способствовать бесперебойной работе суда.
Необходимо
отметить, что, согласно п. «т» ст. 71
Конституции Российской Федерации,
федеральная государственная
В диссертации рассмотрены определенные ограничения, действующие применительно к сотрудникам аппарата суда. Работники аппарата не вправе отправлять правосудие, вмешиваться в деятельность судей, давать судьям какие-либо указания по осуществлению правосудия. Они не могут выступать в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей. Применительно к органам судебной системы специфика деятельности аппарата судов заключается и в том, что этот аппарат и его должностные лица, а также иные государственные служащие не осуществляют непосредственно главную функцию – правосудие.
Цель деятельности
аппаратов судов – обеспечение
исполнения полномочий судов, надлежащее
обслуживание деятельности судей по
осуществлению правосудия (финансовое,
материально-техническое
Все сказанное выше дает основание рассматривать государственную службу в аппаратах судебных органов и мировых судей как профессиональную (осуществляемую на постоянной оплачиваемой основе) деятельность граждан Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы, по обеспечению полномочий судей федеральных судов и мировых судей, а также конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Судья, занимая
государственную должность
Проведенный анализ структуры аппаратов судов подтвердил, что основу государственной службы в судебных органах, как и в иных органах, составляют должности специалистов и обеспечивающих специалистов, распределенные по структурным подразделениям – отделам.
Рациональность и эффективность государственной службы в судебных органах существенно обусловлена тем, насколько полно, последовательно воплощены в ее организации критерии и требования, вытекающие не только из принципов государственной службы, но и сущности правового государства в целом.
На государственных служащих судебных органов Российской Федерации распространяется законодательство о государственной гражданской службе. В отличие от государственной службы в сфере исполнительной власти, служба в аппаратах судов имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием и принципами функции правосудия. Поэтому на базе общих принципов и правовых установлений, регулирующих отношения в сфере осуществления государственной гражданской службы, должно быть обеспечено надлежащее правовое регулирование государственной гражданской службы в аппаратах судов посредством разработки и принятия Федерального закона «О прохождении государственной гражданской службы в судебных органах», в связи с тем, что государственная служба в судебных органах носит специфический государственно-правовой характер.
Особенности государственной службы в судебных органах необходимо учитывать и при формировании концепции кадровой работы в государственных органах. Это определяет важность учета, наряду с профессионализмом, нравственного фактора в основополагающих принципах государственной кадровой политики и в работе с кадровым составом судебных органов.
Служба в
аппарате суда требует дифференцированного
подхода к содержанию и перечню
реестра государственных
К сотрудникам аппаратов судов должны предъявляться повышенные квалификационные требования, единые для аппарата всех звеньев судов, исходя из общих требований для гражданской службы во всех государственных органах, а также из специальных дополнительных требований, включая знания процессуального законодательства, информационных технологий, связанных с осуществлением правосудия.
Новые, более
высокие требования должны быть определены
к составу и компетенции
В итоге предложено
пересмотреть структуру государственной
гражданской службы в соответствии
с принципом разделения власти и
учитывая специфику службы в ее различных
ветвях, подразделяя эту службу на
федеральную государственную
Глава
3. – «Развитие системы
При
осуществлении функций
На
основании классификации
Несмотря на очевидные успехи реформ государственной службы в развитых странах, ни одна из масштабных реформ в переходных государствах (даже в наиболее развитых из них – Бразилии и Южной Корее) не завершилась полным успехом. Как представляется, это связано с тем, что реформирование государственной службы не должно опережать реальное состояние общественных отношений и уровень развития общества. В противном случае неизбежно либо полное отторжение внедренной модели государственной службы, либо заимствование лишь формальных аспектов государственной службы с их последующим искажением и приспособлением к реально существующим в стране общественным отношениям. В конечном счете, это приводит к консервации существующих в стране недостатков, причины, которых не позволяют сохранять государственную службу в ее нынешнем виде. Анализ в диссертации недостатков в осуществлении мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»8, продленной на период 2006-2007 годов9, выявил сложность и комплексность проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования. Речь идет о создании эффективно работающих механизмов и процедур реализации норм законодательства о государственной службе, разработке инновационной базы их внедрения, уточнения самого понятия «система государственной службы», которое применяется в Федеральном законе.
По мнению диссертанта, система представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Существенным здесь является то, что данное единство образуется на основе принципов организации и деятельности органов власти. В качестве элементов системы государственной службы законодатель устанавливает следующие виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Количество элементов системы государственной службы не является исчерпывающим.
Рассматривая проблему реализации принципов правового государства, организацию и функционирование государственной службы Российской Федерации, диссертант сосредоточивает внимание на основных группах принципов, закрепленных в действующем законодательстве. Первую группу составляют принципы, задающие общие контуры социальной модели построения и функционирования системы государственной службы. Они изложены в статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Вторую группу принципов построения и функционирования составляют принципы, которые учитывают особенности видов государственной службы.
Анализ этих
групп принципов
Наиболее общие требования к государственной службе как системе должны быть отражены в первой группе принципов. Они в равной мере могут действовать по отношению ко всем видам государственной службы. Поэтому их повторение в законах о видах государственной службы вряд ли целесообразно. В то же время применительно к гражданской службе используются принципы, по своему содержанию повторяющие общие принципы, а также есть и такие, которые могут быть отнесены к общим принципам для всей системы государственной службы (принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами; равный доступ граждан и др.).
Вместе
с тем, к группе наиболее общих
принципов, которые в равной мере
действуют в системе
Наряду с тем, учреждение военной службы как разновидности государственной службы, проблемы взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы приобретают особую актуальность в условиях реформирования Российской армии.