Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1Понятия и особенности государственного управления
1.2Методы и средства государственного управления
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1Понятие, задачи и функции исполнительной власти
2.2Виды форм исполнительной власти
2.3Формы реализации исполнительной власти
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 2 КУРС.docx

— 83.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСИПЛИНЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа допущена (не допущена)

Выполнил:

студент юридического факультета,

заочного отделения, группа ю-010

Раткевич Кирилл Сергеевич

 

 

Проверил:

Преподаватель Гостев А.С.

«18» апреля 2012г.

____________________________




 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2012г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

6

1.1 Понятия и особенности государственного управления

13

1.2 Методы и средства государственного управления

16

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

20

2.1 Понятие, задачи и функции исполнительной власти

23

2.2 Виды форм исполнительной власти

27

2.3 Формы реализации исполнительной власти

29

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ  «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»

33

ЗАЛЮЧЕНИЕ

43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

47

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административное право  представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено  специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

B первую очередь необходимо  отметить, что административное  право является одной из отраслей  публичного права. Публичные отношения  - это отношения между представителем  государственной власти и человеком:  их содержанием является публичный  интерес, интерес государственной  власти. Особенность публичного  отношения состоит в том, что  здесь одним из участников  отношения выступает государственная  власть. Это постоянный партнер  человека в публичных отношениях. Перемена контрагента в публичных  отношениях возможна разве лишь  путем перехода в подданство  другого государства, но это и затруднительно, и не всегда допустимо по закону1.

Административное право  является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским  и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования  разнообразных общественных отношений, ежедневно возникающих в различных  сферах общественной и государственной  жизни. Современное российское административное право призвано регулировать государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения  в различных сферах - хозяйственной, социально-культурной и административно-политической.

Важно подчеркнуть, что нормами  административного права регулируются те общественные отношения, в которых  обязательным участником являются органы государственного управления федерального и регионального (республики, края, области и т. п.) уровня. В соответствии с конституционным принципом разделения властей эти органы являются органами исполнительной власти2.

Объектом данного исследования являются правовые отношения, возникающие  в процессе взаимодействия исполнительной власти и государственного управления, закрепленных законодательно или посредствам  иных юридических актов, которые  должны поддерживать, обеспечивать и  гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения  любых видов человеческой деятельности.

Предметом исследования является: исполнительная власть как средство реализации законности в государстве  и как гарант поддержания общественного  порядка, государственного управления является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства  и публичных коллективов.

Целью данного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления и исполнительной власти, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить само понятие «управление».
  2. Рассмотреть специфику государственного управления.
  3. Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
  4. Дать характеристику исполнительной власти.
  5. Показать взаимосвязь между государственным управлением и исполнительной властью.

В связи с тем, что Конституция 1993г. отказалась от термина государственное  управление, который широко используется в законодательстве многих стран  и долгие годы употреблялся и у  нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин - исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении  государственного управления и исполнительной власти.

Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой  раскрывается сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной  ветви единой государственной власти и рассматривается взаимосвязь  и соотношение государственного управления и исполнительной власти, а также задачи, функции, методы и  средства современного государственного управления и исполнительной власти3.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический  метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

В курсовой работе были использованы следующие методы: правовой, системный, сравнительно-правовой и другие общенаучные и специальные методы исследования.

Структура курсовой работы включает введение, три главы: понятие, задачи и функции исполнительной власти РФ, виды форм и реализация исполнительной власти в РФ, понятие и особенности, методы и средства государственного управления, соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть» – заключения и списка литературы. Работа написана с использованием учебной юридической литературы, на основе положений Конституции Российской Федерации 1993г4. и действующего российского законодательства, а именно: Федерального конституционного закона РФ от 17.12.1997г. (в ред. от 28.12.2010 N 8-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации»5, Федерального закона от 06.10.1999г. № 184 (в ред. от 30.11.2011 N 364-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Указа Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» с изм., внесенными Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 7246, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Общая характеристика государственного управления

    1. Понятия и особенности государственного управления

 

Государственное управление - разновидность социального управления, но его природу и специфику  определяют присущие только данному  виду управления свойства.

Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий - государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами развития государства7.

Государственное управление опирается на властные полномочия и  представляет собой способ реализации государственной власти, которая  распространяется на все общество (и  на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью - общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

В центре государственного управления - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного  интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан  и социальных групп.

Комплекс методов и  средств государственного воздействия  составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил  правоохранительных государственных  органов. Государственная власть и  управление в источнике имеет  правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации - силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.

В широком смысле государственное  управление как система означает непосредственное осуществление государственной  власти: принятие политико-государственных  решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие.

Субъектом государственного управления выступают законодательные, органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры8. Именно такое расширительное толкование государственного управления как действий государственной власти по исполнению целей государства, включающее три основные функции государственной власти, предлагали отечественные юристы-государствоведы прошлого столетия.

Целесообразно будет уточнить понятия следующим образом. Государственное  управление - воздействие государства  на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство  в данном случае выступает как  основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для  государственного управления, осуществляемого  президентом, правительством и иными  органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

• выполнение общезначимых функций;

• нормативно-распорядительное регулирование;

• подзаконный характер деятельности;

• использование властных полномочий.

В административной науке  отмечается, что термин «государственное управление9» является довольно многоаспектным. Его можно рассматривать как вид государственной деятельности, который не относится к законодательной и судебной деятельности. Исходя из точки зрения системности, государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает регулирующее влияние таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. С точки зрения своего предназначения, государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть. То есть государственное управление определяется как основанная на законе организующая, юридически властная деятельность органов исполнительной власти (аппарата государственного управление), которая заключается в непосредственном руководстве социально-политическим, социально-культурным и хозяйственным строительством. В этом аспекте государственное управление включает в себя планирование, издание правовых актов, подбор кадров, координацию и контроль. С организационной точки зрения государственное управление - это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов или должностных лиц) на объект управления (общество, граждан и др.).

В теории административного  права при характеристике государственного управления выделяют такие его признаки10:

- проявляется посредством  совместной деятельности людей,  организует их для такой деятельности  в соответствующие коллективы  и организационно оформляет;

- ставит перед собой  цель упорядочение совместной  деятельности путем обеспечения  согласованных индивидуальных действий  участников такой деятельности  с помощью влияния на их  поведение (волю);

- выступает в роли регулятора  управленческих взаимоотношений,  возникающих между субъектом  и объектом в процессе реализации  функций социального управления;

- является властным, поскольку  базируется на подчинении воли  участников управленческих отношений;

- имеет особый аппарат  реализации через организационно  оформленные группы людей.

Поскольку государственное  управление является видом социального  управления, ему присущи названные  выше признаки. Рассматривая вопрос о  сущности государственного управления, необходимо отметить, что продолжительное  время дискутировался вопрос о «широком»  и «узком» понимании государственного управления. При этом следует отметить, что и первое и второе толкования данного понятия имеют право  на существование. Так, в широком  смысле государственное управление определяется как совокупность всех видов деятельности государства, то есть всех форм реализации государственной  власти в целом. Такое понимание  позволяет отделить государственные  органы по управленческой деятельности от негосударственных.

Информация о работе Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью