Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа
Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1Понятия и особенности государственного управления
1.2Методы и средства государственного управления
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1Понятие, задачи и функции исполнительной власти
2.2Виды форм исполнительной власти
2.3Формы реализации исполнительной власти
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления. Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей государственной власти, выполняет и собственные функции, задающие основные направления деятельности ее органов, которые реализуют особые государственно-властные полномочия. В данном случае исполнительная власть рассматривается как политико-государственное явление, как средство обеспечения публичных интересов.
Сущность функций
- исполнительная (правоприменительная),
т. е. функция исполнения
- «правозащитная», т. е.
соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина.
Органы исполнительной власти
обязаны признавать
- социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления. Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
- функция обеспечения
законности и соблюдения
- регулирующая, в рамках
которой осуществляются многие
функции государственного
- нормотворческая, в
- охранительная (юрисдикционная)
Каждый вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений, обязательных для исполнения на конкретных территориях. Правосудие, осуществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений и т. д.
Исполнительная и
Формы управления различаются:
- в зависимости от объекта управления (вида правоотношений) - на: внешнюю (при выполнении органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутриорганизационных вопросов);
- по способу выражения - на: словесную (письменная и устная) и конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);
- по характеру вызываемых последствий - на: правовые и неправовые.
Правовые формы связаны
с изданием таких правовых актов
управления, которые влекут возникновение,
изменение или прекращение
Неправовые формы реализации
исполнительной власти именуются так
потому, что не связаны с изданием
правовых актов и совершением
юридически значимых действий, - они
не порождают, не изменяют и не прекращают
административно-правовые отношения.
Однако их роль велика, поскольку они
обеспечивают выполнение органами исполнительной
власти своих государственно-властных
полномочий. Неправовые формы осуществления
исполнительной власти могут предшествовать
правовым, сопутствовать им либо следовать
за ними. Одной из неправовых форм является
осуществление организационных
действий, которые составляют значительную
часть повседневной работы органов
исполнительной власти. Это разработка
программ, проведение совещаний, контроль,
разъяснение тех или иных мероприятий,
обеспечение сочетания
Другой неправовой формой
реализации исполнительной власти является
выполнение материально-технических
действий. В управленческой деятельности
они носят вспомогательный
Большинство организационных
и материально-технических
Конечно, деление всех форм
управления по любым основаниям условно,
так как они тесно
В общенаучном толковании
«форма» органически связана
с иной категорий такого же плана,
а именно - с «содержанием». В этом
аспекте под формой понимается тот
или иной вариант выражения содержания.
Применительно к исполнительной
власти форма является способом выражения
ее государственно-правового
Сочетание действий различного
назначения придает механизму
Под формой реализации исполнительной власти понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.
Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.
Рассмотрим наиболее значимые качества, определяющие юридическую природу правовых актов управления.
Так, правовой акт управления
(таково его наиболее распространенное
обозначение) представляет собой юридический
вариант управленческого
Правовой акт управления
издается только полномочным субъектом
исполнительной власти или государственно-
Такой акт - юридически-властное
волеизъявление соответствующего субъекта
исполнительной власти, в котором
находит свое выражение властная
природа государственно-
Он является односторонним волеизъявлением указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом.
Правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен.
Такой акт определяет правила
должного поведения в сфере
Правовой акт управления
может либо создавать юридическую
основу для возникновения, изменения
или прекращения
Данный акт управления
подзаконен, то есть он может быть издан
полномочным субъектом
Такой акт занимает определенное место в иерархической системе этих актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти.
Правовой акт управления
представляет собой юридическую
разновидность служебных
Правовой акт управления,
как правило, издается в качестве
письменного юридического документа,
но может быть выражен и устно
(например, в системе военного управления,
в рамках служебных отношений
между руководителем и
Он, с учетом ранее изложенных его качеств, издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.
Существуют правила
Правовой акт управления
может быть в установленном действующим
законодательством, или подзаконными
административно-правовыми
Такой акт в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).
Таким образом, установлено, что цели, задачи и функции исполнительной власти практически реализуются в правовых управленческих актах различного характера и содержания. Соответственно имеются условия, необходимые для классификации этого вида юридических актов по различным критериям.
ГЛАВА 3. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть»
Изложенные в п.1. и п.2
курсовой работы особенности понятий
«государственное управление» и
«исполнительная власть» дают необходимую
основу для решения вопроса о
соотношении исполнительной власти
и государственного управления. Ранее
подобный вопрос не возникал, т.к. государственное
управление отождествлялось с
Информация о работе Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью