Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1Понятия и особенности государственного управления
1.2Методы и средства государственного управления
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1Понятие, задачи и функции исполнительной власти
2.2Виды форм исполнительной власти
2.3Формы реализации исполнительной власти
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 2 КУРС.docx

— 83.25 Кб (Скачать файл)

Однако необходимо учитывать, что  действующим законодательством  Российской Федерации фиксируются  функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

Государственное управление или управление делами государства  вообще осуществляют все ветви государственной  власти: законодательная, исполнительная и судебная власть.

Государственное управление - осуществляемое на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что понятие «государственное управление» - более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления.

На основании  вышеизложенного можно дать определение  государственного управления. Это властная повседневная, непосредственно организующая деятельность органов государственного управления в рамках и на основе закона, направленная на достижение целей и задач, стоящих перед государством, и обеспеченная административным принуждением.

Государственное управление осуществляется несколькими группами субъектов.

Во-первых, это  органы исполнительной власти. Исполнительная власть - та ветвь государственной власти, на которую возложена исполнительно-распорядительная деятельность. В Российской Федерации исполнительная власть имеет два уровня: федеральный и субъекта Федерации.

Во-вторых, это  иные государственные органы, которые  формально не относятся ни к одной из ветвей власти, но по своей сущности являются исполнительно-распорядительными органами. Это такие органы, как Центральный банк Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации и т.д. Для общественной пользы сохраняется ведомственная независимость данных органов. Поэтому они и не включены в структуру органов исполнительной власти, несмотря на то, что осуществляют определенные функции государственного управления, например: Прокуратура Российской Федерации, осуществляет правоохранительную, надзорную функции.

В-третьих, это  органы иных ветвей власти. Например, законодательные органы занимаются законотворчеством, но в незначительном объеме могут осуществлять и управленческие функции. Так, согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

В-четвертых, это  органы местного самоуправления30, в том случае если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями.

Несмотря на внешнее  многообразие субъектов государственного управления, следует отметить, что основным субъектом выступают органы исполнительной власти.

Изложенные в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать  следующие краткие выводы:

1. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является  самостоятельной ветвью государственной  власти, основное назначение которой  организация исполнения актов  законодательной власти и других  нормативных актов.

2. Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется: - федеральными органами государственной власти (согласно Указу Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 г. (в ред. от 22.06.2010) это Министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России); - органами исполнительной власти субъектов Федерации; - органы исполнительной власти, формируемы субъектами Федерации самостоятельно. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.

3. Государственное управление, под которым понимается специфический  вид государственной деятельности (исполнительно-распорядительная деятельность), отличный от ее других проявлений (законодательной, судебной), не противопоставляется  исполнительной власти, понимаемой  как деятельность субъектов этой  власти. Их взаимосвязь заключается  в том, что государственное  управление представляет собой  вид деятельности, в рамках которого  практически реализуется исполнительная  власть. Следовательно, правомерен  вывод о том, что понятие  государственное управление более  широкое, чем понятие исполнительная  власть, и последняя является  его производной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: [принята 12 декабря 1993 г.] // Российская газета. – 1993 25 декабря.

2. Корнеева, А.П. Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право. Учебник. Изд. 4-е / Москва, 2002. С.300.

3. Попова, Л.Л. Административное право / Москва, 2004. С.697.

4. Хаманева, Н.Ю. Административное право Российской Федерации / Москва, 2005. С.553.

5. Кононова, П.И. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений / Москва, 2005. С.448.

6. Агапов, А.Б. Административное право / Москва, 2004. С.932.

7. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / Москва, 2000. С.236.

8. Бахрах Д.Н. Административное право / Москва, 2004. С.768.

9. Административное право/ Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 2000. С. 28.

10. Чиркин, В. Е. Государственное управление / Москва, 2001. С.122.

12. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права / Москва, 2002. С.189.

13. Бельский, К. С. Феноменология административного права / Смоленск, 1995. С.241.

14. Мелюхин, И.С. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Москва, 1998. С.131.

15. Полянский, И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ / Хабаровск, 1999. С.121.

16. Малый, А.Ф. Государственная власть как правовая категория / Санкт-Петербург, 2001. С.95.

17. Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / Санкт-Петербург, 1997. С.214.

18. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права / Москва, 2002. С.102.

19. Козлов, Ю. М. Исполнительная власть: сущность, функции / Москва, 1992. С. 312.

20. Лунев, А.Г. Теоретические проблемы государственного управления / Москва, 1994. С.198.

21. Курашвили, Б.П. Очерк теории государственного управления / Москва, 1997. С.197.

22. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Москва, 2004. С.231.

23. Гавриленко, Д.А. Соотношение понятий: управление, государственное управление, исполнительная власть / Москва, 2004. С. 153.

1 Елистратов, А. И. Административное право / М., 1911. С. 3-4.

2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

3 Полянский И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. / И.А. Полянский М., 2001 г. Стр. 58

4 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

5 Закон РФ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации»

6 Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 (ред. от 25.08.2010) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»

7 Авакъян, С.А. Конституционное право России. / С.А. Авакъян. М., 2005. С. 654.

8 Попов, Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов. М., 2002г. С. 125

9 Лазарев, В.В. Общая теория государства и права. Академический курс. /В.В. Лазарев М., 1998. Т. 1. С. 197-198.

10 Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев Саратов, 1995. С. 50-63.

11 Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2009) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

12 Атаманчук, Г.В. Общая теория управления / Г.К. Атаманчук. М., 2004. С. 43.

13 Осипов, В.И Власть - проблемы государственного управления / В.И. Атаманчук. М., 2003 С. 45.

14 Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич, М., 1995. Т. 1. С. 182-196.

15 Иванов, В.В. Коробова, А.Н. Муниципальное управление / В. В. Иванов, А. Н. Коробова Инфра-М, 2006. С. 718.

16 Бахрах, Н.А. Административная власть, как вид государственной власти / Н.А. Бахрах. М., 1992 С. 13.

17 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

18 Бельский, К. С. Разделение властей и ответственность в государственной управлении / К.С. Бкльский. М., 1990. С. 76.

19 Бельский, К. С. Разделение властей и ответственность в государственной управлении / К.С. Бкльский. М., 1990. С. 151.

20 Плехин, А.П., Карманицкий, А.А., Козлов, Ю.М. / А.П. Плехин, А.А, Карманицкий, Ю.М. Козлов. М., 1997. С. 13.

21 Князев, С.Д. Административное право. / С.Д. Князев. Владивосток, 1997. С. 47.

22 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

23 Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации.

24 Макеев, Ю.Н. Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти в России: проблемы, тенденции развития / Ю.Н. Макеев. Орел, 2007. С. 11-13.

25 Кирилова, В.А. Организационные формы горизонтального взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в России / В.А. Кирилова. М., 2007. С. 11.

26 Эбзеев, Б.С., Карапетян, Л.М. Конституционные основы политического плюрализма в Российской Федерации / Б.С. Эбзеев, Л.М. Карапетян. Свободная мысль. 2000. С. 11.

27 Айбазов, Р.У. Конституция и государственное управление в Российской Федерации / Р.У. Айбазов. М., 2002. С. 5.

28 Акчурина А.В. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / А.В. Акчурина. М., 2008. С. 128.

29 Наймущина С.Г. Конституционно-правовые основы организации и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации / С.Г. Наймушина. М., 1999 С. 159.

30 Закон РФ от 06.10.2003 № 131 (ред. от 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 


Информация о работе Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью