Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа
Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1Понятия и особенности государственного управления
1.2Методы и средства государственного управления
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1Понятие, задачи и функции исполнительной власти
2.2Виды форм исполнительной власти
2.3Формы реализации исполнительной власти
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов - органов исполнительной власти. В данном случае государственное управление рассматривается как деятельность, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления.
В административно-правовой
науке нет единого понятия
государственного управления. Одни его
трактуют с точки зрения сути, реального
содержания, другие - форм, в которых
оно выступает и в которых
функционирует. Наиболее часто оно
определяется путем отграничения одних
видов государственной
Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.
Общественная обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.
Целевая направленность государственного управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.
Анализируя государственное управление, можно выделить такие его особенности:
- оно имеет второстепенный,
подзаконный характер, поскольку
государственное управление - это
деятельность, направленная, в первую
очередь, на выполнение и
- организующий характер
проявляется в том, что
- систематическая, непрерывная
деятельность, направленная на сохранение
социальной системы, ее
- оно носит универсальный
характер во времени и
- субъекты государственного
управления используют
- в ведении органов
государственного управления
- наличие большого
- подконтрольный характер деятельности.
Сущность государственного управления невозможно без определения целей. В административной науке существует несколько классификаций целей государственного управления. Наиболее распространенной является классификация в зависимости от содержания управленческой деятельности:
- социально-экономические
цели, то есть упорядочение
- политические цели, то
есть вовлечение в управление
политических структур
- обеспечительные цели, то
есть обеспечение прав и
- организационно-правовые
цели, то есть формирование правовой
системы, которая способна
Общественные отношения,
возникающие, развивающиеся и прекращающиеся
в сфере государственного управления,
то есть в связи с организацией
и функционированием системы
государственной власти на всех национально-государственных
и территориальных уровнях
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права.
Предназначение
В отечественной литературе
существует точка зрения, в соответствии
с которой государственное
В последнее время возникла другая проблема - неожиданное исчезновение самого понятия государственного управления, как из нормотворчества, так и из научной литературы. В самых основополагающих правовых актах - Конституции РФ, федерального конституционного закона «О правительстве РФ11» такое понятие как государственное управление не употребляется.
Все это показывает, что
в современном обществе, где экономические
связи и отношения носят
Неверным это также является и с понятийной точки зрения, поскольку государственное регулирование по своей сути является лишь одной из частей государственного управления. Достаточно полно этот вопрос раскрыт Атаманчуком Г.В., который утверждает, что «когда произносится термин «управляющее воздействие», то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады позволяет говорить о существовании управляющего воздействия». При этом под регулированием он понимает практическое претворение в жизнь социальной нормы, которое только будучи организованным и имеющим конкретные цели становится управлением. На взгляд автора, к числу элементов государственного управления может быть причислена и такая составляющая, как лежащая в основе целеполагания политическая воля - как элемент, который позволяет отличить именно государственное управление от какого-либо другого вида социальной регуляции.
В качестве наглядного примера, иллюстрирующего разграничение понятий управление и регулирование можно привести деятельность инспектора ГИБДД на дорожном перекрестке. Когда он следит за соблюдением правил дорожного движения, он не управляет этим движением, а регулирует его. Управление предполагало бы, что он определяет направление движения автомобилей (прямо указывая им, куда ехать, или косвенными средствами мотивируя у них желание, двигаться в определенном направлении), то есть организует его, имея при этом какую-либо цель. Его же работа заключается в практическом претворении в жизнь правил дорожного движения. Это, разумеется, в определенном смысле упрощенный подход к разграничению понятий управление и регулирование, но дающий достаточно верное представление.
Из всего изложенного выше очевидно, что никаких реальных оснований для устранения термина государственное управление из теории и практики нет, и что очевидной причиной некоторого пренебрежения им является скорее какая-то боязнь его. Боязнь, которая исходит, с одной стороны, от неверного понимания, от автоматического переноса и проецирования практики государственного управления советского периода нашей истории на современную почву, а с другой стороны, от упоения рыночной стихией как саморегулятором, от представления о противоположности государства как активного участника всех общественных процессов и свободного демократического общества, которое при этом на самом деле нуждается в управляющем воздействии как основе для собственного совершенствования.
Методы и средства государственного управления достаточно разнообразны. Среди них могут быть как чисто механистические, так и несущие идеологическую нагрузку. Они могут быть направлены как на достижение социально значимых позитивных целей, идущих на пользу обществу и государству, так и на манипулирование общественным мнением, обман, принуждение, провокации и т.д. По своему содержанию методы и средства не вполне совпадают, но в деле государственного управления, когда имеется в виду способ достижения его целей, их трудно разделить. Они выступают в единстве, актуализируя ту или иную сторону процесса государственного управления.
Под методами государственного
управления понимаются официальные
способы властного воздействия
государственных органов на процессы
общественного и
Средства государственного управления - это набор конкретных и чаще всего реальных предметов, используемых в данном процессе.
В государственном управлении
средства могут быть техническими (средства
труда государственных
Таким образом, с помощью
методов и средств
Методы государственного
управления можно классифицировать
по различным основаниям, например,
по способам формирования и обеспечения
реализации управляющего воздействия
они делятся на методы функционирования
органов государственной власти
и методы обеспечения реализации
целей и функций
К методам функционирования
органов государственной власти
относятся те, посредством которых
осуществляется государственное управление,
разрабатываются, принимаются и
реализуются властно-
Информация о работе Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью