Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа
Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1Понятия и особенности государственного управления
1.2Методы и средства государственного управления
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1Понятие, задачи и функции исполнительной власти
2.2Виды форм исполнительной власти
2.3Формы реализации исполнительной власти
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В соответствии с конституционным
принципом разделения властей исполнительная
власть является самостоятельной и
независимой ветвью государственной
власти. Ее основное назначение - организация
практического исполнения Конституции
и законов Российской Федерации
в процессе управленческой деятельности,
направленной на удовлетворение публичных
(общественных) интересов, запросов и
нужд населения. Она осуществляется
путем реализации государственно-властных
полномочий методами и средствами публичного,
преимущественно
Для исполнительной власти характерны следующие признаки20:
- исполнительная власть
представляет собой
- исполнительная власть
самостоятельна только в
- отличительным признаком
исполнительной власти
- исполнительная власть
олицетворяется в деятельности
специальных субъектов,
- исполнительная власть
не может отождествляться с
административной властью.
Государственно-властные полномочия
исполнительной власти осуществляются
в рамках административной процедуры
и призваны обеспечить реализацию ее
функций. В свою очередь, административная
процедура представляет собой определенный
порядок осуществления властной
деятельности органов исполнительной
власти по решению управленческих проблем
и разрешению конкретных индивидуальных
дел. Так, сущность исполнительной власти,
выражающаяся в оперативном повседневном
распорядительстве и
- осуществление управленческой,
организационной деятельности, направленной
на исполнение законов и
- административное
- административное правоприменение осуществляется в двух формах:
- оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;
- юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
- осуществление разрешительной
политики государства (
- непосредственное обеспечение
безопасности граждан и
- информационное обеспечение
органов государственной
Рассматривая проблематику
взаимодействия органов исполнительной
власти, в своем Послании Федеральному
Собранию Российской Федерации Президент
Российской Федерации Д.А. Медведев
отметил, что «для дальнейшего развития
российского федерализма нужна
схема эффективного взаимодействия
федеральных органов
Взаимодействие федеральных
и региональных органов государственной
власти представляет собой вид государственной
деятельности, предполагающий взаимную
поддержку, согласованность действий
при выполнении публично значимых задач
и находящий практическое выражение
в контактах между федеральными
органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов
Федерации, направленных на поддержание
баланса интересов
Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти представляет собой вид государственной деятельности, который предполагает взаимную поддержку, согласованность действий при выполнении публично значимых задач и находит практическое выражение в контактах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, направленных на поддержание баланса интересов преимущественно в рамках конституционного института совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Данная деятельность может осуществляться в нескольких направлениях: 1) обсуждение органами власти двух уровней текущих вопросов социальной, экономической, политической жизни страны; обмен успешным опытом осуществления государственной власти и управления; подготовка материалов для принятия качественных политических решений; 2) совместное нормотворчество; 3) совместное применение нормативных актов; 4) разработка, подписание и создание условий для реализации договоров и соглашений между федеральными и региональными органами государственной власти; 5) реализация процедуры федерального вмешательства в дела субъектов Федерации.
Кроме того, по направлению выделяются три вида взаимодействия: вертикальное, диагональное и горизонтальное. Первое обеспечивает дифференциацию и конкретизацию управленческой информации, принятой на верхней точке власти, ее прохождение по всем уровням иерархии, доведение до исполнителя и подчинение его поведения соответствующим требованиям. Оно является одним из основополагающих видов взаимодействий в системе25.
Создание системы органов исполнительной власти в соответствии с функциональным подходом предполагает формирование их структуры под воздействием перераспределения функций (министерства по видам деятельности, службы, агентства) и требует строгого закрепления компетенции и ответственности каждого органа в нормативно-правовых актах. Из функционального распределения полномочий и ответственности вытекает необходимость горизонтального взаимодействия между ведомствами при решении проблем, затрагивающих сферы их деятельности в пересекающихся областях.
Необходимо отметить, что
в некоторых научных изданиях
прослеживаются попытки подорвать
принцип иерархии во взаимоотношениях
между собой органов
Как известно, основными признаками государственной власти являются публичность, суверенитет, монополия на нормотворчество, монополия на легальное использование принуждения, моноцентричность, территориальная ограниченность.
В настоящее время взаимодействие
органов исполнительной власти имеет
двойственный характер и выстраивается
как между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
(по схеме «центр – регион»), так
и между территориальными органами
федеральных органов
Так, от формирования качественного взаимодействия разноуровневых органов исполнительной власти в значительной степени зависит мобильность и результативность управленческих процессов, а значит, и всей исполнительной власти.
Оптимизация и упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, изменение системы, структуры и режима функционирования органов исполнительной власти; простота и эффективность работы государственных органов; совершенствование отношений между ними и хозяйствующими субъектами; демократизация управления, его открытость и доступность для граждан объявлены в качестве главных целей государства29.
Как известно, орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Таким образом, в период глубоких преобразований особое значение приобретают вопросы, связанные с совершенствованием организационного обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти.
Вместе с тем правоведы
справедливо отмечают, что выбор
рациональной модели управления и организация
эффективного взаимодействия между
различными органами государственной
власти способен обеспечить успешное
решение социально-
Безусловно, во взаимодействии
органов исполнительной власти присутствуют
противоречия, проявляющиеся в
Заключение
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.
Исполнительная власть самостоятельна,
но только в функционально-
Информация о работе Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью