Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение.
Понятие и принципы органов исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти.
Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация.
1.4 Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение.
2.1 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
2.2 Правительство РФ.
2.3 Отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти.
Глава 3. Местные исполнительные органы государства
3.1 Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

курсавая по административке.docx

— 549.94 Кб (Скачать файл)

                                  План :

Введение

 Глава  1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое  положение.

    1. Понятие и принципы органов исполнительной власти.
    2. Классификация органов исполнительной власти.
    3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация.

1.4 Соотношение исполнительной  власти и государственного управления.

Глава 2. Система  и структура федеральных органов  исполнительной власти и их правовое положение.

2.1 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

2.2   Правительство РФ.

2.3   Отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти.

Глава 3. Местные  исполнительные органы государства

3.1 Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав Российской Федерации.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

                                

              

 

 

 

Введение.

        В  России формируется правовое  государство, которое должно представлять  собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование  гражданского общества на основе  права, защиту прав и свобод  каждого гражданина, подъем экономики  и духовный прогресс народа.

        Специфику  любого органа государственной  власти составляет то, что он  осуществляет задачи и функции  государства и выступает от  его имени, наделен государственными  властными полномочиями. Эти полномочия  состоят в праве органа издавать  юридические акты от имени  государства, и эти акты являются  обязательными для тех, кому  они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических  актов, в том числе меры убеждения,  стимулирования и принуждения.

        Орган  исполнительной власти - это организация,  которая, являясь частью государственного  аппарата, имеет свою структуру,  компетенцию, территориальный масштаб  деятельности. Она образована в  соответствии с законодательством,  наделена правом выступать по  поручению государства, призвана  в порядке исполнительной и  распорядительной деятельности  осуществлять повседневное руководство  хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами,  заниматься межотраслевым управлением.

Нынешний этап российской истории является этапом революционных  перемен, реформ и потрясений. После  крушения советской власти в начале 90-ых годов началось реформирование всех сфер общественной жизни, которое  длиться по сей день. Современная  власть ищет наилучшие пути построения уже не советского тоталитарного, а  демократического российского общества.

Однако большинство попыток  реформирования оканчивают не совсем удачно. Одной из причин этого является состояние органов исполнительной власти, на которые, зачастую, и возложено  проведение той или иной реформы.

В современной России существует слишком громоздкий государственный  аппарат. Одни органы повторяют компетенцию, функцию и задачи друг друга. Другие созданы для непонятной цели, их функции и компетенция чётко  не определены. Третьи - будучи созданными для определённой задачи, не справляются  с ней. При этом все органы вторгаются в компетенцию друг друга. Всё  это порождает определённую путаницу в системе органов исполнительной власти, что препятствует их нормальному  функционированию, что и является одной из причин провала реформ.

Для решения этой проблемы требуется упорядочивание всей системы  государственного управления. Ведь, чтобы  провести преобразования, нужно иметь  нормально функционирующую систему органов управления, на плечи которых и ложиться большинство реформ.

Поэтому знание системы органов  исполнительной власти имеет огромное значение, чтобы дать объективную  оценку, как конкретному органу исполнительной власти, так и всей системе, в целом.

 Значимость конституционно-правового  регулирования формирования и  функционирования системы органов  исполнительной власти объясняется  еще и тем, что это не только  вопрос сферы государственного  управления, "правоприменимости" нормативных актов, но и один из важнейших институтов публичной власти в жизни любого современного государства.

Государственное управление, реализуемое через систему органов  исполнительной власти, в современных  условиях становится всё более всеобъемлющим и одновременно многообразным по формам реализации государственной воли.

Основное назначение исполнительной власти - организация практического  исполнения Конституции и законов  Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно  административного права1.

Исполнительная власть РФ реализуется не только через центральные  органы государственной администрации, но и через их территориальные  структуры в тех случаях, когда  эти органы образуют такие структуры.

Территориальные структурные  подразделения федеральных органов  исполнительной власти образуют территориальный  уровень системы исполнительной власти РФ.

Таким образом, в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого гражданина и всего  народа в целом. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями2.

 

 

 

 

 

 Глава 1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое  положение.

 

    1. Понятие и принципы органов исполнительной власти.

Закрепленный в Конституции  принцип разделения властей привёл к замене старого понятия "органы государственного управления" на новое  понятие "исполнительные органы государства", "органы исполнительной власти". Но, не смотря на это, в современной  российской литературе используется как  старое, так и новое понятие.

В действующем законодательстве термины "органы исполнительной власти" и "органы государственного управления" используются как равнозначные при  определении административно-правового  положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных  органов обеспечивает возможность  реализации статуса иных участников административно-правовых отношений3.

По-разному определяют авторы сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - "это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении  функций исполнительной ветви государственной  власти, и наделённое в этих целях  полномочиями государственно-властного  характера"4. Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - "это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность"5.

"Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти, и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления"6.

"Орган исполнительной  власти - это организация, которая,  являясь частью государственного  аппарата, имеет свою структуру,  территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке,  установленном законом или другим  нормативным правовым актом, использует  определенные методы в работе, наделена правом выступать по  поручению государства, и призвана  в порядке исполнительной и  распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества"7.

Из всего многообразия определении можно вывести одно общее:

Орган исполнительной власти – это образованный, в  порядке предусмотренным законом  и другими нормативно правовыми  актами, имеющий определенную структуру и компетенцию, деятельность которого направлена на решение государственно  важных задач в процессе государственного управления.

Являясь самостоятельной  частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление  о них.

Действующие в России органы исполнительной власти составляют определённую систему органов исполнительной власти.

Чтобы каждое структурное  подразделение этой системы нормально  функционировало, она должна строиться  на совокупности определённых принципов. В юридической литературе нет  единой системы таких принципов. Одни авторы в качестве основных принципов  организации и деятельности исполнительной власти выделяют:

1. Принцип федерализма  в системе органов исполнительной  власти. Он обусловлен государственным  устройством России. В юридическом  смысле принцип федерализма проявляется  в следующем:

а) компетенция органов  исполнительной власти и взаимоотношения  между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения  и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;

б) Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов  исполнительной власти и её субъектов;

в) одна из правовых форм регулирования  взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут передавать им осуществление  части своих полномочий, если это  не противоречит Конституции РФ).

2. Принцип законности  проявляется в том, что все  его органы государственной власти  и должностные лица обязаны  соблюдать Конституцию и законы  Российской Федерации.

3. Принцип сочетания централизации  и децентрализации оказывает  большое влияние на функционирование  всей системы исполнительной  власти. Он подразумевает централизацию,  т.е. сосредоточение большей части  государственных функций в ведении  центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация) 8.

Ряд авторов9 этот список значительно расширяют. Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как:

1. Самостоятельность органов  исполнительной власти. Данный принцип  вытекает из статьи 10 Конституции  РФ, по которой "органы законодательной,  исполнительной и судебной власти  самостоятельны". Он выражается  в том, что органы исполнительной  власти не находятся в организационном  подчинении у органов двух других ветвей власти.

2. Единство системы органов  исполнительной власти. Данный принцип  означает то, что все органы  исполнительной власти образуют  единую систему исполнительной  власти.

3. Принцип экономичности  подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.

Существует также ещё  ряд действующих принципов: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность. Но значение этих принципов  очевидно.

В институциональном плане  исполнительная власть имеет иерархическую  структуру, которая включает:

  1. органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
  2. корпус государственных служащих;
  3. юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Д.Н. Барах в зависимости от правовой основы образования предлагает различать органы, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов10.

Иерархическая структура - организационная  основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры11.

Поэтому органы исполнительной власти подразделяются на:

  1. органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);
  2. органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

В композиционном плане орган  исполнительной власти включает два  основных элемента:

  1. объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;
  2. субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Информация о работе Исполнительная власть