Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение.
Понятие и принципы органов исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти.
Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация.
1.4 Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение.
2.1 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
2.2 Правительство РФ.
2.3 Отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти.
Глава 3. Местные исполнительные органы государства
3.1 Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

курсавая по административке.docx

— 549.94 Кб (Скачать файл)

Исполнительная власть может  существовать не иначе как посредством  своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих  законах, положениях и иных нормативных  актах. Каждый орган создается для  осуществления строго определенного  вида государственно-управленческой деятельности12.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

С точки зрения своей формы  орган, исполнительной власти может  быть представлен отдельным должностным  лицом или группой должностных  лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между  собой.

Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным  лицом или группой должностных  лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных  на них государственных задач  и функций.

С другой стороны, орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим  образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно, прежде всего, то, что они  состоят в основном из государственных  служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в  отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

Внутренняя структура  органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные  и другие подразделения).

    1. Классификация органов исполнительной власти.

По характеру  компетенции: Органы общей компетенции - несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Это правительство, администрация субъектов федерации.

 Органы отраслевой  компетенции - осуществляют руководство  подведомственными отраслями. 

Органы межотраслевой  специальной компетенции - органы оказывающие руководящее значение на группу специализированных отраслей выполняющих функции, напр., министерство труда, федеральная миграционная служба.

 Органы внутриотраслевой  компетенции. 

 По территориальному  масштабу деятельности. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением.

Подразделяются на:

Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю РФ. Это министерства, правительство и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют свою деятельность в пределах субъекта.

В автономных образованьях, городах федерального значения исполнительная деятельность осуществляется соответствующей  администрацией. Администрации подчинены  управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, окружные, отраслевые и специальные органы. Также существуют межтерриториальные органы исполнительной власти, их деятельность может охватывать территории нескольких субъектов.

3. Местные органы исполнительной власти.

По порядку решения  вопросов:

Коллегиальные органы. Они  обсуждают и разрешают подведомственные вопросы, имеющие важное значение - коллегиально. Обычно это комитеты. В них решение принимается большинством, в сочетании с персональной ответственностью председателя комитета за исполнением решения. Коллегиальность помогает решать наиболее трудные и сложные вопросы с привлечением специалистов, получением необходимых консультаций.

Единоначальные органы. Правительство, министерства и т.д. В этих органах решение принимается лично. Это способствует оперативности руководства, использованию индивидуальных способностей, повышению персональной ответственности за результаты работы органов. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. В единоначальных органах иногда могут присутствовать начала коллегиальности. Так в состав коллегий входит руководитель, заместители, консультанты.

В зависимости  от организационно-правового положения:

1. Координационные.

2. Консультативные - статус таких органов регулируется указом президента. При Президенте есть консультативный орган, при Правительстве же консультативные органы выступают в форме советов.

По организационно правовым формам:

Правительство РФ; правительство  в субъектах, городах федерального значения; советы министров, имеющие  статус правительств; министерства ,комитеты, инспекции, службы, главные управления, агентства, департаменты и т.д.

Федеральные министерства. 

Федеральные службы.

Агентства и иные органы.

 

1.3 Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация.

В последнее десятилетие  стало сильно проявляться неразбериха  в структуре государственных  органов, что выражается в огромном количестве упрёков, адресованных аппарату управления, касающихся деятельности различных органов. В конечном счёте, это "снижает эффективность управления и его воздействие на общественные процессы"13.

Юридическая наука, без которой  эта задача трудновыполнима, выделяет два подхода к пониманию полномочий государственных органов:

1) полномочия государственных органов - это их неотъемлемый и важный атрибут; органы наделяются властными полномочиями и осуществляют их в соответствии с законом.

2) полномочия государственных органов признаются составной частью их компетенции или функций.

А.Ф. Ноздрачёв и Ю.А. Тихомиров в своей работе "Исполнительная власть в Российской Федерации"14 придерживаются второго подхода и классифицируют полномочия, в зависимости от функций тех или иных органов:

1) руководящие функции  - полномочия: "руководит", "направляет", "решает", "определяет", "утверждает";

2) регулирующие функции  - полномочия: "регулирует", "устанавливает", обеспечивает";

3) рассчётно-аналитические функции - полномочия: "изучает", "разрабатывает", "подготавливает", "рассматривает", "оценивает";

4) организационные функции  - полномочия: "организует", "координирует", "согласовывает", "инструктирует", "содействует";

5) контрольные функции  - полномочия: "проверяет", "заслушивает", "контролирует".

При этом каждое полномочие, в свою очередь, может быть дифференцировано. Например, полномочие "решает" можно выразить как решение, принимаемое "самостоятельно", "по согласованию", "совместно", "предварительно".

Но необходимо также закреплять полномочия различных органов исполнительной власти, чтобы комбинация таких полномочий у разных исключительных органов (министерств, ведомств) были согласованы. Для этого  необходимо правильно использовать различные формы закрепления  полномочий и их регулирования. Наиболее типичными формами такого установления полномочий являются следующие: "первая - конституционная, вторая связана с  законами и подзаконными актами, третья - с договорным способом определения  и разграничения полномочий, четвёртая - с делегированием полномочий одного органа другому"15.

Но пока регулирование  полномочий органов исполнительной власти в России находиться не на высоком  уровне, что выражается в ряде показателей. А ведь от чёткой регламентации полномочий органов исполнительной власти зависит  их успешная деятельность.

При этом результат зависит  от правильной реализации полномочий различных органов исполнительной власти. Но сейчас нередко допускается  отклонения фактической деятельности от её "нормативной модели", не полностью используются полномочия, есть примеры и других нарушений. А ответственность за такие нарушения почти не наступает.

В связи с этим А.Ф. Ноздрачёв и Ю.А. Тихомиров приводят такой механизм реализации полномочий органов исполнительной власти:

1. Применение комплекса  средств - организационных, кадровых, экономических, юридических, психологических,  материально-технических;

2. Постоянный учёт благоприятных  и неблагоприятных факторов, влияющих  на масштабы и результаты реализации  полномочий органов, их прогнозирование;

3. Введение процессуальной  процедуры деятельности органов,  которые формируют режим реализации  полномочий;

4. Обеспечение прочной  законодательной базы для деятельности  всех органов исполнительной  власти;

5. Чёткое определение  механизма осуществления полномочий органа исполнительной власти.

При этом нужно учитывать, что реализация полномочий исполнительной власти, впрочем, как и их устанавливание, должна протекать строго в "правовом русле". Без этого будут приниматься  различные правовые акты, направленные против основных конституционных и  иных прав.

Выполняя свои управленческие задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными  полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов  Президента и других нормативных  актов, но вправе и сами издавать в  пределах своей компетенции правовые акты управления, обязательные для  тех, кому они адресованы, и применять  меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью.

Действуя в пределах своей  компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической  самостоятельностью16.

 

1.4 Соотношение  исполнительной власти и государственного  управления.

Государственное управление - это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению  государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции  РФ, государственная власть на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и  судебную, а так же разграничения  предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Полномочия и возможности  осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству РФ, федеральным министерствам, государственным  комитетам, федеральным службам  и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти Субъектов  Федерации и ряду определенных должностных  лиц.

Деятельность указанных  органов  по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную – вместо термина «государственное управление» стали употреблять термин «исполнительная власть». Вместе с тем законодательстве в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное управление. Хотя эти понятия весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» - шире понятия «исполнительная власть», т.к. некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти на ряду с их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия – свое главной функцией – одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью аппаратов судов и судебных работников.

Характерные черты исполнительной власти:

1.Исполнительная власть самостоятельна и независима;

Исполнительная власть –  относительно самостоятельная ветвь  единой государственной власти, тесно  взаимодействующая с ее законодательной  и судебной властью.

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

Информация о работе Исполнительная власть