Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение.
Понятие и принципы органов исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти.
Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация.
1.4 Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение.
2.1 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
2.2 Правительство РФ.
2.3 Отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти.
Глава 3. Местные исполнительные органы государства
3.1 Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

курсавая по административке.docx

— 549.94 Кб (Скачать файл)

2.Является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;

3.Осуществляет  управленческую деятельность и  распорядительную деятельность.

Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию  подзаконных нормативных актов  и их реализации.

4.субъекты исполнительной власти - это органы, которые действуют от имени государства и от своего имени.

Однако сама исполнительная власть, как и само государственное управление, - это не система соответствующих государственных органов, а осуществляемая ими деятельность определенной функциональной направленности, в рамках которой и возникают административно регулируемые общественные отношения.

Итак, исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление –  это организационно правовая категория. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению государственное  управление представляет собой не что  иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически  реализуется исполнительная власть.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система и структура федеральных  органов исполнительной власти и  их правовое положение.

2.1 Полномочия  Президента РФ в сфере исполнительной  власти.

В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст. 11, ч. 1;ст. 80, ч.1).

Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, а также осуществление  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории РФ (ст. 80, ч.2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ). Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

1)непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);

2) косвенно (через Правительство  РФ).

В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • Принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • Утверждает своими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • Вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам;
  • Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Президент РФ издает указы  и распоряжения, обязательные для  исполнения на всей территории РФ, подписывает  и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти).

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным  законодательством руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных  бедствий, утверждает по представлению  Председателя Правительства РФ положения  о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Таким образом, исходя из конституционных  положений, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает  значительное влияние на деятельность исполнительных органов РФ.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  государственной власти и совершенствования  системы контроля за исполнением их решений учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Основными задачами полномочного представителя являются:

1) организация в соответствующем  федеральном округе работы по  реализации органами государственной  власти основных направлений  внутренней и внешней политики  государства, определяемых Президентом  РФ;

2) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

З) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

4) представление Президенту  РФ регулярных докладов об  обеспечении национальной безопасности  в федеральном округе, а также  о политическом, социальном и  экономическом положении в федеральном  округе и внесение со ответствующих предложений.

Для реализации возложенных на него задач полномочный представитель  Президента РФ выполняет следующие  функции:

  • обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
  • организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
  • принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
  • организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа;
  • вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина и другие.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 года. полномочные представители приглашаются на заседания Правительства РФ с правом со вещательного голоса, а также на заседания создаваемых Правительством РФ комиссий и советов, на проводимые Председателем Правительства РФ и его заместителями совещания по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов

Обеспечение деятельности полномочного представите  ля осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В структуре Администрации Президента РФ имеются и другие подразделения, оказывающие влияние на деятельность органов исполнительной власти, например Главное контрольное управление, осуществляющее контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и т. д.

Кроме того, на основе Указа  Президента РФ от 17 мая 2000 года. в структуру федеральных органов исполнительной власти включены: Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ.

 

2.2Правительство РФ.

Правительство - это коллегиальный  орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства  РФ определяется Конституцией РФ и  Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Правительство РФ представляет собой  орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство  РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство  которыми осуществляет Президент РФ. Правительство осуществляет руководство  министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и  социально-культурной сферах. Оно полностью  отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах.

Правительство Российской Федерации  состоит из Председателя Правительства  Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации  и федеральных министров. Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами  Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства  и организует его работу. Определение  основных направлений правительственной  деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных  участков работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства  в рамках целей и приоритетов  внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Председатель Правительства  РФ представляет Правительство Российской Федерации в России и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения  о поощрении министров и наложении  на них взысканий.

Основной формой деятельности Правительства как коллегиального органа являются его заседания, которые  проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства  РФ. Все члены Правительства обязаны  лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право  решающего голоса. Заседание считается  правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства. В заседаниях Правительства могут  участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального собрания, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной  прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской академии наук. В заседаниях Правительства  может принимать участие на правах председательствующего Президент  РФ. По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

В связи с назначение нового Правительства РФ, в структуре  этого исполнительного органа появились  весомые изменения. Согласно новому указу Президента РФ от 21 мая 2012 № 636 «О структуре федеральных органов  исполнительной власти» в обособленной структуре есть ряд нововведений, но в целом структура Правительства  РФ сохранит трехуровневый костяк: министерства – агентства – службы. В указе обозначено, что Председатель Правительства имеет, никак при прошлом правительстве двух заместителе, а семерых, в том числе одного первого заместителя и заместителя Председателя Правительства РФ – руководителя аппарата правительства РФ.

Правительству поручено образовать правительственную комиссию по координации  деятельности открытого правительства, возложив организацию работы комиссии на министра РФ.

В документе говорится  о том, что отныне Министерство здравоохранения и соцразвития РФ преобразовывается в два разных органа - в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ:

Информация о работе Исполнительная власть