Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение.
Понятие и принципы органов исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти.
Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация.
1.4 Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение.
2.1 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
2.2 Правительство РФ.
2.3 Отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти.
Глава 3. Местные исполнительные органы государства
3.1 Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

курсавая по административке.docx

— 549.94 Кб (Скачать файл)
    • Полномочия Правительства затрагивают сферу внешней политике и международных отношений (ст. 21 ФКЗ):

осуществляет меры по обеспечению  реализации внешней политики Российской Федерации, обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств, отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

        Из  выше перечисленных полномочий  видно, что сфера влияния   Правительства велика и вопросы  решаемые им обширны.

По предложению бывшего Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. 15 мая 2008 г. на первом заседании Правительства, была создана новая структура – Президиум правительства. Он обеспечивает кворум для принятия решения по текущим проблемам. Президиум правительства заседает еженедельно с приглашением профильных министров, решения на нем принимаются большинством голосов. Очевидно, что создание Президиума правительства обеспечило повышение оперативности работы министров. Президиум состоит из 15 человек, что составляет три пятых от состава кабинета министра.

 Конституция РФ не  устанавливает сроки полномочий  Правительства. Однако вступивший  в силу Закон Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской  Федерации «Об изменении срока  полномочий Президента Российской  Федерации и Государственной  Думы» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ определил срок будущего Правительства в 5 лет. Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает свои полномочия пред вновь избранным Президентом. Можно сказать, что данные поправки Основного закона страны не затронут политическую и правовую сущность существующих институтов власти, а лишь ускорят дальнейшее развитие экономических, политических и общественных отношений в Российской Федерации.

2.3 Отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти.

     В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые  федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.

Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации, по определению Указа  от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере  деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти». Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути, многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты  управления по определенной сфере функционального  характера19.

Министерство Российской Федерации является центральным  органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство  порученной ему отраслью управления или сферой  деятельности. Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который  назначается на должность и освобождается  от должности  также Президентом  Российской Федерации по представлению  Председателя Правительства России.

Министр входит в состав Правительства, его функциями является осуществление государственного управления и координации деятельности в  подчиненной отрасли или сфере  деятельности на основе единоначалия; несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Новые министры:

 глава МВД - Владимир Колокольцев;

 глава МЧС - Владимир Пучков;

 глава  Минэкономразвития - Андрей Белоусов;

 глава  Минздрава - Вероника Скворцова; 

 глава  Министерства труда и соцзащиты  - Максим Топилин;

 глава  Минпромторга - Денис Мантуров;

 глава  Минсельхоза - Николай Федоров; 

 глава  Министерства природы и экологии - Сергей Донской; 

 глава  Минкультуры - Владимир Мединский;

 глава  Минкомсвязи - Николай Никифоров;

 глава  Минобрнауки - Дмитрий Ливанов;

 глава  Минрегионразвития - Олег Говорун; 

 глава  Минтранса - Максим Соколов; 

 глава  Минэнерго - Александр Новак;

 министр  по развитию Дальнего Востока  - Виктор Ишаев;

 министр  по связям с "Открытым правительством" - Михаил Абызов

«Старые»  министры:

министр обороны - Анатолий Сердюков;

министр финансов - Антон Силуанов;

 министр  иностранных дел - Сергей Лавров;

 министр  юстиции - Александр Коновалов;

 министр  спорта - Виталий Мутко.

При каждом министерстве имеется  совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра — председателя, его заместителей и других руководящих  работников министерства.

В систему федеральных  органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства.  Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство – генеральный директор; федеральный надзор России – начальник федерального надзора России.

В настоящее время действуют 21 федеральная служба, 2 российских агентства, 2 федеральных надзора России.

Федеральные службы России, к ним относятся:

    • Государственная налоговая служба Российской Феде рации;
    • Служба внешней разведки Российской Федерации;
    • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
    • Федеральная служба налоговой полиции России;
    • Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.

Российские агентства:

    • Российское агентство по патентам и товарным знакам;
    • Российское космическое агентство;
    • Федеральное агентство правительственной связи и ин формации при Президенте Российской Федерации.

Федеральные надзоры России:

    • Федеральный горный и промышленный надзор России;
    • Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Федеральные комиссии, федеральные  службы, российские агентства, федеральные  надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные  исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

К федеральным органам  исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.

Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций  основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное  назначение, некоторые выполняют  аналитические и консультативные  функции. Существуют и комиссии Правительства  РФ, наделенные полномочиями госоргана  и принимающие обязательные для  других органов решения. Примером таких  комиссий являются Комиссия Правительства  РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению  квалификации госслужащих федеральных  органов исполнительной власти (решения  обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).

Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны  для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений  на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения  потребительских товаров.

Говоря о структуре  федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что  для осуществления своих  полномочий Правительство может  создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Оно устанавливает  порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в  федеральном бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке  создания и деятельности территориальных  органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные  органы являются составной частью системы  исполнительной власти и действуют  под руководством соответствующих  федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в  компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Местные исполнительные органы государства.

3.1 Органы исполнительной  власти в республиках, входящих  в состав Российской Федерации.

 Согласно ст. 17 Федерального закона 1996 г. устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым его руководителем.

Конституцией (уставом) может  устанавливаться должность высшего  должностного лица субъекта РФ. Данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации, и ее полномочий по предметам  совместного ведения федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти.21

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшее должностное лицо избирается на срок не более пяти лет и не может  избираться на указанную должность  более двух сроков подряд.

Наименование должности  высшего должностного лица устанавливается  конституцией субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

 Высшее должностное  лицо субъекта РФ не может  быть одновременно депутатом  законодательного  органа государственной  власти данного субъекта, депутатом  представительного органа местного  самоуправления, не может заниматься  другой оплачиваемой деятельностью,  кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено  законодательством.

Полномочия высшего должностного лица прекращаются досрочно в случае: его смерти; отрешения его ни должности  президентом; отставки по собственному желанию; признания его судом  безвестно отсутствующим или  объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты гражданства РФ; отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Решение законодательного органа государственной власти о недоверии  высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями  голосов от установленного числа  депутатов по инициативе не менее  одной трети депутатов.

В двухпалатном законодательном  органе подобное решение принимается  двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат  по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении  недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ.

Информация о работе Исполнительная власть