Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, практическая работа

Описание работы

Цель: Разработка стуртуры и содержания основной образовательной программы.
Ставим следующие задачи:
1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы для разработки основной образовательной программы образовательной организации;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности структуры и содержания основной образовательной программы образовательной организации;
3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС.

Содержание работы

1. Введение
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как системная педагогическая инновация
3. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС
4. Материалы для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования
4.1. Целевой раздел
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа развития универсальных учебных действий
4.2.2. Программа воспитания и социализации
4.3.3. Программа коррекционной работы
4.2.4. Программы отдельных предметов, курсов
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
4.3.2. Система условий реализации образовательной программы
5. Заключение.
6. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

проектная работаdoc.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

МБОУ- Узякская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ

МБОУ- Аланская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ

МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2 с. Пестрецы»

МБОУ «Конская средняя общеобразовательная  школа» Пестречинского муниципального района РТ

 

 

 

 

Проектная работа

Тема «Концептуальные  основы ФГОС. Структура и содержание  основной образовательной программы образовательной организации»

                                                                                                                   

 

Выполнили:

                      КарповаН.В.

                      Хасанов Н.Ш.

                      Никитина В.Н.

                      Бикмухаметов И.Г.

                                                       слушатели курсов повышения квалификации

                                                       в форме стажировки квалификации по

                                                                проблеме «Организация деятельности

                                                       образовательной организации в условиях    

                                                       введения ФГОС ООО»,    

                                       

                                                                    ____________________________

                                                                                                                             (должность)

        

                                                                                                                       ___________________________________________________

                                             ______________________________________

                                             ( место работы – юридическое  название о/у)                                                                                                                                                                                                                                                      

 

      «Проектная работа допущена к защите»

                                                                             Руководитель проектной работы

______________  ________________

(подпись)                                      (инициалы, Ф)

«____»  декабря 2013 г.

г. Казань

 

 

Оглавление:

 

1. Введение

 

2. Федеральный государственный  образовательный стандарт общего  образования как системная педагогическая инновация

 

3. Структура и краткое  содержание основной образовательной  программы основного общего образования  в логике ФГОС

 

4. Материалы для конструирования  основных разделов основной образовательной  программы основного общего образования 

 

4.1. Целевой раздел

 

4.2. Содержательный раздел

4.2.1. Программа развития  универсальных учебных действий

4.2.2. Программа воспитания  и социализации

4.3.3. Программа коррекционной  работы

4.2.4. Программы отдельных  предметов, курсов

 

4.3. Организационный раздел

4.3.1. Учебный план

4.3.2. Система условий  реализации образовательной программы

 

5. Заключение.

 

6. Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Актуальность темы проекта:

Приказом Министерства образования  и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Его введение в массовую практику отнесено к 2015/2016 учебному году, В связи с этим весьма актуальной становится задача подготовки образовательной программы для основной школы.

Цель:  Разработка стуртуры и содержания основной образовательной программы.

 В данной работе мы не предлагаем примерное содержание каждого раздела основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), а останавливаемся на отдельных моментах её разработки, связанных с ключевыми особенностями ФГОС основной школы. Это продиктовано тем, что:

- педагогические работники уже  имеют опыт подготовки образовательной  программы в соответствии с  нормами ФГОС для начальной  школы;

- требования к содержанию разделов  образовательной программы изложены  в самом стандарте и очень  подробно – в Примерной образовательной  программе для основной школы;

-  в педагогической литературе, в сети Internet имеется большое количество рекомендаций по вопросам содержания разделов образовательной программы,  которыми может воспользоваться каждый разработчик.

Ставим следующие задачи:

1) анализ методического  обеспечения и нормативно-правовой  базы для разработки основной образовательной программы образовательной организации;

2) разработка в ходе  поисковой и исследовательской  деятельности структуры и содержания основной образовательной программы образовательной организации;

3) освоение навыков управления  образовательным учреждением в  контексте требований, предъявляемых ФГОС.

 

Ожидаемые результаты: создание структуры основной образовательной программы основного общего образования.

 

Сроки разработки   проекта:  3.12-13.12. 2013 года

 

Сроки реализации: с 01.09.2015 года

 

Планирование проекта:

I Подготовительный этап

  1. Изучение нормативно-правового обеспечения проектирования основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП) (ФЗ «Об образовании» статьи 9,14, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО)).
  2. Изучение методических рекомендаций по проектированию ООП (примерная основная образовательная программа основного общего образования, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы основного общего образования, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО).

II Основной этап

  1. Проблемный анализ результатов образовательной деятельности, ресурсов и условий образовательного учреждения на ступени основного общего образования.  
  2. Изучение социального заказа на организацию внеурочной деятельности обучающихся.
  3. Разработка «портрета выпускника» основной ступени общего образования образовательного учреждения.
  4. Выявление рассогласований между нынешним состоянием образовательного процесса (цели, результаты) и требуемым ФГОС ООО.
  5. Разработка и описание стратегии введения ФГОС ООО в образовательное учреждение в пояснительной записке.
  6. Разработка и описание планируемых результатов в процессе освоения междисциплинарных и учебных предметных программ.
  7. Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов. Описание изменений в системе внутреннего контроля, циклограммы внутреннего мониторинга, инструментов динамики образовательных достижений.
  8. Разработка и описание критериев оценки результатов деятельности образовательного учреждения.
  9. Разработка и описание содержания междисциплинарных и учебных предметных программ.
  10. Разработка и описание программы воспитания и социализации обучающихся.
  11. Разработка и описание программы коррекционной работы (при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном ОУ).
  12. Разработка и описание программ внеурочной деятельности.
  13. Составление учебного плана ОУ с учетом требований ФГОС ООО и СанПиН.
  14. Описание условий реализации Программы в ОУ.
  15. Составление дорожной карты по формированию условий реализации Программы.
  16. Сборка и первичное редактирование текста Программы.

III Заключительный этап

  1. Самообследование и первичная коррекция Программы.
  2. Передача Программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка экспертами (при наличии возможности).
  3. Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы (при необходимости повторяется несколько раз на разных этапах готовности).
  4. Передача Программы на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости). Его представление и защита административной командой. Принятие итоговых решений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

2.ФГОС общего образования как системная педагогическая инновация

 

Влияние ФГОС общего образования на педагогическую систему школы

Для того чтобы подготовить  качественную образовательную программу  школы, необходимо глубоко осознать новизну и комплексный характер Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ФГОС модернизирует все компоненты педагогической системы образовательного учреждения  и, с этой точки зрения, является системной педагогической инновацией. Действительно, в соответствии со стандартом:

- изменяются цели  образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты, в том числе универсальные учебные действия (УУД);

- иначе, с позиций  системно-деятельностного подхода,  определяются роли учителя и  ученика как субъектов образовательного  процесса;

-  модернизируется  содержание образования  - оно не регламентируется как совокупность учебных элементов, но уточняется в части его практической направленности, компетентностной составляющей, введения внеурочного компонента;

- приоритетными провозглашаются  деятельностные формы и методы работы, обеспечивающие активность ученика, предполагающие его самообучение.

ФГОС по-новому трактует состав компонентов учебных программ, закрепляет требования к структуре  основных образовательных программ,  впервые нормирует условия их реализации.

Введение ФГОС требует  отказа от привычных трактовок процесса обучения преимущественно как процесса сообщения знаний, формирования умений и навыков, ставит перед частными методиками преподавания проблему изменения распространенной позиции педагога: из информатора, источника знаний, контролера он должен превратиться в  фасилитатора (помогающего, поддерживающего, сопровождающего ученика в образовательном процессе). С новым стандартом в образование реально приходит деятельностный подход: он становится не просто пожеланием, а обязательным требованием к методической системе каждого учителя. Перестройка педагогической практики (зачастую многолетней), освоение современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных – одна из самых важных и сложных задач подготовки педагогических работников к работе в условиях ФГОС.

Стандарт расширяет  самостоятельность образовательного учреждения и предполагает активное участие педагогов, родителей и  учащихся в жизни школы, в том  числе в определении основных параметров учебного плана, содержания и форм внеурочной деятельности, направлений социального партнёрства, в создании условий реализации образовательных программ. Суть стандарта как общественного договора заключается в том, что на его основе возможно и необходимо согласование взглядов и позиций различных участников образовательного процесса на такие важные вопросы, как качество образования и пути его достижения.

Таким образом, работа по введению стандарта в образовательном  учреждении ведёт за собой все другие звенья управленческой и педагогической деятельности, становится стержнем, вокруг которого концентрируются развитие школы.

 

ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие

Являясь продолжением стандарта  начального общего образования, ФГОС основной школы:

- опирается на системно-деятельностный  подход;

- определяет 3-х компонентные  результаты освоения образовательной  программы; 

- продолжает линию  на развитие внеурочной деятельности;

- отдаёт приоритет  воспитанию личности гражданина России.

Ориентиром основного  общего образования (как и в стандарте  начальной школы) является портрет выпускника – «преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы» [18]. Если выпускник начальной школы – это человек, владеющий основами умения учиться, то выпускник основной школы – не только умеет учиться, но и осознаёт важность образования и самообразования, может применять полученные знания на практике.  Младшему школьнику достаточно научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, а школьнику основной ступени необходимо быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством [14, 15].

С учётом целей основной ступени  образования и возрастными особенностями  учащихся 5-9-х классов в стандарте  основной школы особое внимание уделяется:

- развитию умения ориентироваться  в мире профессий;

- формированию ИКТ-компетентности;

- становлению учебно-исследовательской  и проектной деятельности;

- социализации учащихся.

Информация о работе Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации