Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, практическая работа
Цель: Разработка стуртуры и содержания основной образовательной программы.
Ставим следующие задачи:
1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы для разработки основной образовательной программы образовательной организации;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности структуры и содержания основной образовательной программы образовательной организации;
3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС.
1. Введение
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как системная педагогическая инновация
3. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС
4. Материалы для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования
4.1. Целевой раздел
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа развития универсальных учебных действий
4.2.2. Программа воспитания и социализации
4.3.3. Программа коррекционной работы
4.2.4. Программы отдельных предметов, курсов
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
4.3.2. Система условий реализации образовательной программы
5. Заключение.
6. Библиографический список.
- включённость родителей
в образовательный процесс
Обозначаются методы мониторинга: тестирование, опросы, психолого-педагогическое наблюдение, эксперимент и другие.
4.2.3. Программа коррекционной работы
В соответствии с ФГОС эта программа должна содержать следующие компоненты [15, с. 35-36]:
Цели и задачи коррекционной работы с учащимися.
Цели:
- оказание комплексной
психолого-социально-
- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ [10, с. 267].
Задачи:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
- определение особенностей организации
образовательного процесса в соответствии
с индивидуальными особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития и степенью
выраженности (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-
- осуществление индивидуально
ориентированной социально-
- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам [10, 268].
Приоритетными направлениями программы на этом этапе является формирование социальной компетентности школьников, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Направления и содержание коррекционной работы.
Направления: диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-
Содержание каждого из направлений представлено в Примерной ООП [10, с. 270-271] и нуждается только в корректировке в соответствии с особенностями условий образовательного учреждения.
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся (порядок и сроки медицинского обследования, психолого-педагогическое сопровождение, изучение динамики развития и коррекции, диагностика успешности освоения образовательной программы и др.).
Механизм реализации программы, обеспечивающий:
- взаимодействие учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения и других учреждений;
- единство урочной и внеурочной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования;
- достижение планируемых результатов коррекционной работы, которые в обобщённом виде могут быть сформулированы следующим образом: «коррекция недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории» [15, с. 35].
Механизм реализации
целесообразно описать
В Примерной ООП сформулированы также принципы и требования к условиям реализации программы коррекционной работы, что также может иметь место в программе конкретного образовательного учреждения.
4.2.4. Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программы отдельных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных учебных программ для основной школы, которые подготовлены и опубликованы издательством «Просвещение» в серии «Стандарты второго поколения». В качестве рабочих программ могут применяться авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных учебных программ. Вопрос об использовании их в образовательном процессе решается на уровне образовательного учреждения [4].
Разрабатывая эту часть
1-ый вариант. Включить в этот пункт два компонента: общие положения и основное содержание всех учебных предметов, курсов, в том числе реализуемых школой. Такую структуру рекомендуют авторы Примерной ООП [10, с. 143-229]. Далее необходимо сделать ссылку на рабочие программы по всем предметам, курсам, которые являются приложением к ООП.
2-ой вариант:
1) Прописать общие положения.
2) Отметить, что в образовательном
учреждении используется
3) Представить структуру
- пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
- общая характеристика учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
4) В виде таблицы представить перечень программ по классам:
- по всем предметам
- по всем курсам части учебного
плана, формируемого
- по курсам внеурочной деятельности;
- программы дополнительного
- программы воспитательной
Далее так же, как и в первом варианте, необходимо указать, где находятся все перечисленные программы.
4.3. Организационный раздел
В нём отражаются основные механизмы реализации образовательной программы (учебный план и план внеурочной деятельности) и условия, в которых осуществляется образовательный процесс.
4.3.1. Учебный план.
Учебный план школы разрабатывается
на основе базисного учебного плана,
входящего в структуру
В пояснительной записке к
- определяются моменты, связанны
- даётся характеристика
- приводится необходимая
При подготовке учебного плана основной школы необходимо иметь в виду:
1) Стандартом [15] определено количество
учебных занятий за 5 лет обучения
в основной школе: не менее
5267 часов и не более 6020 часов,
где 5267 часов - количество часов
обязательной части учебного пл
2) В Примерной ООП [10] предлагаются четыре варианта базисного учебного плана: 1-ый и 2-ой варианты – для школ с русским языком обучения (2-ой вариант отличатся тем, что предполагает изучение второго иностранного языка); 3-ий вариант – для школ с русским языком обучения, в которых изучается родной язык; 4-ый вариант – для школ, где обучение ведётся на родном (нерусском) языке.
3) Варианты базисного учебного
плана Примерной ООП
5 класс – 29 часов;
6 класс – 30 часов;
7 класс – 32 часа;
8 класс – 33 часа;
9 класс – 33 часа.
4) Распределение часов части
учебного плана, формируемой
5) Так же, как в начальной школе, в 5-9 классах может использоваться несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы для одарённых детей.
Стандарт не регламентирует объём внеурочной деятельности, что позволяет рационально планировать занятость учащихся в течение дня. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением с учётом норм СанПиН. При этом ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН [12] (в этом пункте определена максимальная величина недельной образовательной нагрузки) касаются только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса) [4]. Вместе с тем:
- требования СанПиН гласят,
что «между началом
- в Приложении 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня» определяется, что длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности и составляет для обучающихся 1-2 классов не более 50 минут в день (для таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры), для остальных классов (до 8 –го включительно) - не более полутора часов в день.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности целесообразно использовать план внеурочной деятельности - «нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объём внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования» [4]. В рамках ФГОС выделены основные направления (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное) и формы внеурочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, школьные научные общества, общественно-полезные практики и др.). В плане внеурочной деятельности школы указанные направления должны быть конкретизированы через названия программ внеурочных занятий, которые утверждаются так же, как и рабочие программы по учебным предметам.
Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы, она подлежит финансированию, способ которого зависит от модели внеурочной деятельности [5].:
- модель дополнительного
- модель школы полного дня
(реализация внеурочной
- оптимизационная модель (использование
при реализации внеурочной
- инновационно-образовательная
4.3.2. Система условий реализации
основной образовательной