Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, практическая работа

Описание работы

Цель: Разработка стуртуры и содержания основной образовательной программы.
Ставим следующие задачи:
1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы для разработки основной образовательной программы образовательной организации;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности структуры и содержания основной образовательной программы образовательной организации;
3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС.

Содержание работы

1. Введение
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как системная педагогическая инновация
3. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС
4. Материалы для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования
4.1. Целевой раздел
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа развития универсальных учебных действий
4.2.2. Программа воспитания и социализации
4.3.3. Программа коррекционной работы
4.2.4. Программы отдельных предметов, курсов
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
4.3.2. Система условий реализации образовательной программы
5. Заключение.
6. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

проектная работаdoc.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

- включённость родителей  в образовательный процесс школы. 

Обозначаются методы мониторинга: тестирование, опросы, психолого-педагогическое наблюдение, эксперимент и другие.

 

 

4.2.3. Программа  коррекционной работы

В соответствии с ФГОС эта программа должна содержать следующие компоненты [15, с. 35-36]:

 

Цели и задачи коррекционной работы с учащимися.

Цели: 

- оказание комплексной  психолого-социально-педагогической  помощи и поддержки обучающимся  с ограниченными возможностями  здоровья и их родителям (законным  представителям);

- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ [10, с. 267]. 

Задачи:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

- определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- осуществление индивидуально  ориентированной социально-психолого-педагогической  и медицинской помощи обучающимся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

- обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам  [10, 268].

Приоритетными направлениями  программы на этом этапе является формирование социальной компетентности школьников, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

 

Направления и содержание коррекционной работы.

Направления: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Содержание каждого из направлений представлено в Примерной ООП [10, с. 270-271] и нуждается только в корректировке в соответствии с особенностями условий образовательного учреждения.

 

Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся (порядок и сроки медицинского обследования, психолого-педагогическое сопровождение, изучение динамики развития и коррекции, диагностика успешности освоения образовательной программы и др.).

 

Механизм реализации программы, обеспечивающий:

- взаимодействие учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения и других учреждений;

- единство урочной и внеурочной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования;

- достижение планируемых результатов коррекционной работы, которые в обобщённом виде могут быть сформулированы следующим образом: «коррекция недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории» [15, с. 35].

Механизм реализации целесообразно описать относительно каждого направления деятельности на основе особенностей образовательного учреждения.

В Примерной ООП сформулированы также принципы и требования к  условиям реализации программы коррекционной  работы, что также может иметь  место в программе конкретного  образовательного учреждения.

 

4.2.4. Программы отдельных учебных  предметов, курсов

Программы отдельных  предметов, курсов в структуре основной образовательной программы есть не что иное, как рабочие программы  по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных учебных программ для основной школы, которые подготовлены и   опубликованы издательством «Просвещение» в серии «Стандарты второго поколения». В качестве рабочих программ могут применяться авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных учебных программ. Вопрос об использовании их в образовательном процессе решается на уровне образовательного учреждения [4].

Разрабатывая эту часть образовательной  программы школы, можно идти  двумя  путями:

1-ый вариант. Включить в этот пункт два компонента: общие положения и основное содержание всех учебных предметов, курсов, в том числе реализуемых школой.  Такую структуру рекомендуют авторы Примерной ООП [10, с. 143-229].  Далее необходимо сделать ссылку на рабочие программы по всем предметам, курсам, которые являются приложением к ООП.

2-ой вариант:

1) Прописать общие положения.

2) Отметить, что в образовательном  учреждении используется комплекс  программ - рабочих (составленных  на основе примерных учебных  программ), авторских (по учебным предметам и для внеурочной деятельности),  программ воспитательной работы и дополнительного образования;

3) Представить структуру программ  по отдельным предметам, курсам [15, с. 31]:

- пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

- общая характеристика учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

-  содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

4) В виде таблицы представить  перечень программ по классам:

-  по всем предметам обязательной  части учебного плана;

- по всем курсам части учебного  плана, формируемого участниками  образовательного процесса;

- по  курсам внеурочной деятельности;

- программы дополнительного образования  (если они реализуются в школе  и включены в план внеурочной  деятельности);

- программы воспитательной работы (если таковые имеются).

 Далее так же, как и в  первом варианте, необходимо указать, где находятся все перечисленные программы.

 

4.3. Организационный раздел

В нём отражаются основные механизмы  реализации образовательной программы (учебный план и план внеурочной деятельности) и условия, в которых  осуществляется образовательный процесс.

 

4.3.1. Учебный план.

Учебный план школы разрабатывается  на основе базисного учебного плана, входящего в структуру Примерной  ООП [10, с. 277-286]. Так как Примерная  ООП представляет собой модель образовательной  программы образовательного учреждения, то и базисный учебный план как её составная часть носит рекомендательный характер. Утверждается учебный план школы (в составе ООП) в соответствии с Уставом образовательного учреждения [4].

В пояснительной записке к учебному плану:

- определяются моменты, связанные с режимом образовательного процесса в школе;

- даётся характеристика обязательной  части и части, формируемой  участниками образовательного процесса;

- приводится необходимая информация  о содержании и организации  внеурочной деятельности.

При подготовке учебного плана основной школы необходимо иметь в виду:

1) Стандартом [15] определено количество  учебных занятий за 5 лет обучения  в основной школе:  не менее  5267 часов и не более 6020 часов,  где 5267 часов - количество часов  обязательной части учебного плана при 6-дневной учебной неделе и продолжительности учебного года в каждой параллели 35 недель, 6020 часов - количество часов максимально допустимой нагрузки при 6-дневной учебной неделе и продолжительности учебного года в каждой параллели 35 недель.

2) В Примерной ООП [10] предлагаются четыре варианта базисного учебного плана: 1-ый и 2-ой варианты – для школ с русским языком обучения (2-ой вариант отличатся тем, что предполагает изучение второго иностранного языка); 3-ий вариант – для школ с русским языком обучения, в которых изучается родной язык; 4-ый вариант – для школ, где обучение ведётся на родном (нерусском) языке.

3) Варианты базисного учебного  плана Примерной ООП соотнесены  с нормами СанПиН и рассчитаны  на 6-дневную учебную неделю. При  5-дневной учебной неделе максимально допустимая недельная нагрузка определяется образовательным учреждением также в соответствии с требованиями СанПиН [12, раздел  X, пункт 10.5]:

5 класс – 29 часов;

6 класс – 30 часов;

7 класс – 32 часа;

8 класс – 33 часа;

9 класс – 33 часа.

4) Распределение часов части  учебного плана, формируемой участниками  образовательного процесса, осуществляется  с учётом необходимости увеличения  учебных часов, предусмотренных  на изучение отдельных предметов  обязательной части; введения  специальных курсов, обеспечивающих интересы и потребности учащихся (в том числе – этнокультурные, предпрофильные и т.д.).

5) Так же, как в начальной школе,  в 5-9 классах может использоваться  несколько учебных планов, в том  числе индивидуальные учебные  планы для одарённых детей.

Стандарт не регламентирует объём внеурочной деятельности, что позволяет рационально планировать занятость учащихся в течение дня. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением с учётом норм СанПиН. При этом ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН [12] (в этом пункте определена максимальная величина недельной образовательной нагрузки) касаются только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса) [4]. Вместе с тем:

-  требования СанПиН гласят, что «между началом факультативных  занятий и последним уроком  рекомендуется устраивать перерыв  продолжительностью не менее  45 минут» [12, раздел  X, пункт 10.6];

-  в Приложении 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня» определяется, что длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности и составляет для обучающихся 1-2 классов не более 50 минут в день (для таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры), для остальных классов (до 8 –го включительно) - не более полутора часов в день.

В качестве организационного механизма  реализации внеурочной деятельности целесообразно использовать план внеурочной деятельности -  «нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объём внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования» [4]. В рамках ФГОС выделены основные направления (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное) и формы внеурочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, школьные научные общества, общественно-полезные практики и др.). В плане внеурочной деятельности школы указанные  направления должны быть конкретизированы через названия программ внеурочных занятий, которые утверждаются так же, как и рабочие программы по учебным предметам.

Поскольку внеурочная деятельность реализуется  в рамках основной образовательной  программы, она подлежит финансированию, способ которого зависит от модели внеурочной деятельности [5].:

- модель дополнительного образования  (организация внеурочной деятельности  на основе школьной или муниципальной  системы дополнительного образования  детей);

- модель школы полного дня  (реализация внеурочной деятельности  преимущественно в рамках группы  продлённого дня);

- оптимизационная модель (использование  при реализации внеурочной деятельности  всех внутренних ресурсов (всех  педагогических работников) школы);

- инновационно-образовательная модель (внеурочная деятельность опирается  на деятельность инновационной площадки, предполагает взаимодействие с научными организациями, ВУЗами и т.д.).

 

4.3.2. Система условий реализации  основной образовательной программы

Информация о работе Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации