Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, практическая работа

Описание работы

Цель: Разработка стуртуры и содержания основной образовательной программы.
Ставим следующие задачи:
1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы для разработки основной образовательной программы образовательной организации;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности структуры и содержания основной образовательной программы образовательной организации;
3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС.

Содержание работы

1. Введение
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как системная педагогическая инновация
3. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС
4. Материалы для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования
4.1. Целевой раздел
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа развития универсальных учебных действий
4.2.2. Программа воспитания и социализации
4.3.3. Программа коррекционной работы
4.2.4. Программы отдельных предметов, курсов
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
4.3.2. Система условий реализации образовательной программы
5. Заключение.
6. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

проектная работаdoc.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Данный пункт 

отражает:

- состояние имеющихся в образовательном  учреждении условий (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических), установление степени их соответствия требованиям ФГОС ООО, целям и задачам образовательной программы школы;

- определение проблем  и необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС ООО;

- порядок, механизмы, сроки (сетевой  график, дорожную карту) создания  недостающих условий;

- контроль состояния системы  условий в образовательном учреждении;

опирается на III раздел ФГОС ООО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования».

 

Его целесообразно структурировать  по группам условий. Именно такой  подход реализован в Примерной ООП [10, п. 3.2.]:

1. Описание кадровых условий включает следующие позиции:

• укомплектованность образовательного учреждения необходимыми кадрами;

• уровень квалификации работников образовательного учреждения и их функциональные обязанности;

• система непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников (план-график повышения квалификации, организация методической работы в школе по вопросам ФГОС).

Для анализа  кадрового состава используются:

- приказ  Министерства здравоохранения и  социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 716н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- приказ  Министерства образования и науки  РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Очень удобен табличный вариант  описания кадровых условий, который  предложен Примерной ООП [10, п. 3.2.1.] и может быть адаптирован разработчиками Программы:

 

Кадровое обеспечение  реализации основной образовательной  программы основного общего образования

Должность

Должностные обязанности

Количество работников в ОУ (требуется/ имеется)

Уровень квалификации работников ОУ

 

Требования к уровню квалификации

Фактический

уровень

         

 

План-график повышения квалификации работников образования

Должности педагогических работников

ФИО

Сроки повышения квалификации

Форма повышения квалификации

Тематика повышения квалификации

         

 

 

2. Финансово-экономические условия.

В этом пункте:

- с учётом особенностей правового положения ОУ (казённое, бюджетное, автономное) прописываются механизмы финансирования деятельности ОУ по реализации ООП;

- на основе анализа материально-технических условий ОУ определяется величина затрат на обеспечение необходимых требований к условиям реализации ООП (с распределением по каждой позиции и по годам);

- представляется финансовый механизм интеграции между общеобразовательным учреждением и учреждениями дополнительного образования детей, а также другими социальными партнёрами, при организации внеурочной деятельности.

 

3. Материально-технические условия.

В данном пункте в форме таблицы  осуществляется анализ материально-технической  оснащённости школы. Анализ проводится на основе сравнения реального состояния дел с требованиями ФГОС (п. 24), требованиями, которые отражены в Положении о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174), другими нормативными актами и рекомендациями федерального и регионального уровней.

 

Анализ материально-технических  условий 

реализации ООП ООО

 

№п/п

Требования ФГОС и других документов

Имеется в наличии

Необходимо 

       

 

4. При описании психолого-педагогических условий необходимо отметить:

- преемственность содержания образовательного процесса начальной и основной школы, что обеспечивается преемственностью реализуемых учебных программ, курсов по выбору, внеурочной деятельности, воспитательной работы;

- использование деятельностных форм и методов организации образовательного процесса, преемственных по отношению к начальной школе и учитывающих специфику основной школы (обеспечивающих постепенный рост самостоятельности учащихся в обучении, их общение со сверстниками и взрослыми, социальные и профориентационные пробы, приобретение опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности);

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса: принятие и реализация в школьной среде ценностей гуманистической педагогики, принципов деятельностного подхода, особенностей личностно ориентированного обучения; организация психолого-педагогического просвещения учащихся и родителей;

- направления и формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса школы.

Все эти позиции анализируются с учётом реальной ситуации, сложившейся в школе, с одной стороны, и требований стандарта, с другой стороны. Это позволяет выделить проблемные моменты (например, отсутствие в школе психолога, недостаточность психологических знаний педагогов и др.), которые затем включаются в сетевой график («дорожную карту»).

 

5. Информационно-методические условия.

В данном пункте:

- даётся определение понятия  информационно-образовательной среды;

- определяются её основные элементы;

- характеризуется возможности,  которые она предоставляет для  реализации ООП ООО;

-  анализируется состояние данной  группы условий в образовательном  учреждении (с помощью таблицы  [10, п. 3.2.1]).

 

Создание в  образовательном учреждении информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям Стандарта

 

№ п/п

 

Необходимые средства

Необходимое количество средств/ имеющееся в наличии

Сроки создания условий в соответствии с требованиями ФГОС

1.

Технические средства

   

2.

Программные инструменты

   

3.

Обеспечение технической, методической и организационной  поддержки

   

4.

Отображение образовательного процесса в информационной среде:

   

5.

Компоненты на бумажных носителях:

   

6.

Компоненты на CD и DVD:

   

 

 

6. План обеспечения недостающих условий (сетевой график, дорожная карта).  Представлен в Примерной ООП, может быть взят за основу и адаптирован к условиям школы:

 

Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования [10, с. 323-327]

 

Направление мероприятий

Мероприятия

Сроки реализации

1. Нормативное обеспечение введения

ФГОС

1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО

 

2. Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения

 

3. Разработка на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования основной образовательной программы образовательного учреждения

 

4. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения

 

5. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС

 
 

6. Приведение должностных инструкций работников образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и тарифно-квалификационными характеристиками

 

7. Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС основного общего образования

 

8. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования

 

9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учётом требований к минимальной оснащённости учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном кабинете и др.)

 

10. Разработка:

— образовательных программ (индивидуальных и др.);

— учебного плана;

— рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей;

— годового календарного учебного графика;

 
 

— положений о внеурочной деятельности обучающихся;

— положения об организации текущей  и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

— положения об организации домашней работы обучающихся;

— положения о формах получения образования

 

2. Финансовое обеспечение введения

ФГОС

1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования

 

2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них), регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования

 

3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

 

 

3. Организа-ционное обеспечение  введения

ФГОС

1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования

 
 

2. Разработка модели организации образовательного процесса

 

3. Разработка и реализация моделей взаимодействия учреждения общего образования и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности

 

4. Разработка и реализация  системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности

 

5. Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы основного общего образования

 

 

4. Кадровое обеспечение введения

ФГОС

1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования

 

2. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС

 
 

3. Разработка (корректировка) плана научно-методической работы (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС основного общего образования

 

 

5. Информаци-онное обеспечение  введения ФГОС

1. Размещение на сайте ОУ информационных материалов о введении ФГОС основного общего образования

 

2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты

 

3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения дополнений в содержание основной образовательной программы основного общего образования

 

4. Реализация деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия по вопросам введения ФГОС основного общего образования

 

5. Обеспечение публичной отчётности ОУ о ходе и результатах введения ФГОС

 

6. Разработка рекомендаций  для педагогических работников:

 
 

— по организации внеурочной деятельности обучающихся;

— по организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов;

— по использованию ресурсов времени для организации домашней работы обучающихся;

— по перечня и рекомендаций по использованию интерактивных технологий

 

6. Материаль-но-техническое  обеспечение введения

ФГОС

1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования

 

2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС

 

3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС:

 

4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения

 

5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС:

 
 

6. Обеспечение укомплектованности библиотечно-информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами:

 

 

7. Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональных базах данных

 

8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

 

 

Содержание данной таблицы уточняется, дополняется в соответствии с  конкретной ситуацией в образовательном  учреждении.

Пункт «Система условий реализации основной образовательной программы» очень подробно и качественно проработан в Примерной ООП. Разработчикам образовательной программы  остаётся только наполнить его своим содержанием и особенностями. 

 

5. Заключение

 

Таким образом, основная образовательная  программа является нормативным  документом образовательного учреждения, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов [10]. Она раскрывает механизм интеграции учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, воспитательной работы в целях раскрытия и развития потенциала каждого ученика.

Целостность образовательной программы  обеспечивается:

- её соответствием требованиям  стандарта;

- опорой на примерную основную образовательную программу, которая является моделью основной образовательной программы образовательного учреждения;

- раскрытием особой, характерной  для конкретной школы образовательной  среды, опорой на опыт и особенности  образовательного учреждения.

 Как ключевой документ, обеспечивающий качество образования в образовательном учреждении, образовательная программа является результатом коллективного творчества. К её проектированию необходимо широко привлекать педагогов, родителей, ученический актив, органы государственно-общественного управления школой.

 Для организации работы над  образовательной программой распоряжением  директора целесообразно создать  рабочую группу с чётким техническим  заданием каждому исполнителю.  Безусловно, ключевую роль в разработке  этого документа будет играть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, общее руководство подготовкой программы будет осуществлять директор школы. Однако проекты отдельных модулей  образовательной программы вполне могут разработать другие специалисты:  например, заместитель директора по воспитательной работе - программу воспитания и социализации; руководители школьных методических объединений - программу развития УУД, специалист по информатике - междисциплинарную программу формирования ИКТ-компетентности; при подготовке пункта «Система условий реализации ООП» потребуется участие заместителя директора по административно-хозяйственной работе, бухгалтера; к разработке программы коррекционной работы -  психолога,  может участвовать в работе над программой коррекционной работы, 

Информация о работе Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации