Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, практическая работа
Цель: Разработка стуртуры и содержания основной образовательной программы.
Ставим следующие задачи:
1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы для разработки основной образовательной программы образовательной организации;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности структуры и содержания основной образовательной программы образовательной организации;
3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС.
1. Введение
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как системная педагогическая инновация
3. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС
4. Материалы для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования
4.1. Целевой раздел
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа развития универсальных учебных действий
4.2.2. Программа воспитания и социализации
4.3.3. Программа коррекционной работы
4.2.4. Программы отдельных предметов, курсов
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
4.3.2. Система условий реализации образовательной программы
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Данный пункт
отражает:
- состояние имеющихся в
- определение проблем и необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС ООО;
- порядок, механизмы, сроки (
- контроль состояния системы
условий в образовательном
опирается на III раздел ФГОС ООО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования».
Его целесообразно структурировать по группам условий. Именно такой подход реализован в Примерной ООП [10, п. 3.2.]:
1. Описание кадровых условий включает следующие позиции:
• укомплектованность образовательного учреждения необходимыми кадрами;
• уровень квалификации работников образовательного учреждения и их функциональные обязанности;
• система непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников (план-график повышения квалификации, организация методической работы в школе по вопросам ФГОС).
Для анализа
кадрового состава
- приказ
Министерства здравоохранения
- приказ
Министерства образования и
Очень удобен табличный вариант описания кадровых условий, который предложен Примерной ООП [10, п. 3.2.1.] и может быть адаптирован разработчиками Программы:
Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования
Должность |
Должностные обязанности |
Количество работников в ОУ (требуется/ имеется) |
Уровень квалификации работников ОУ | |
Требования к уровню квалификации |
Фактический уровень | |||
План-график повышения квалификации работников образования
Должности педагогических работников |
ФИО |
Сроки повышения квалификации |
Форма повышения квалификации |
Тематика повышения |
2. Финансово-экономические условия.
В этом пункте:
- с учётом особенностей правового положения ОУ (казённое, бюджетное, автономное) прописываются механизмы финансирования деятельности ОУ по реализации ООП;
- на основе анализа материально-технических условий ОУ определяется величина затрат на обеспечение необходимых требований к условиям реализации ООП (с распределением по каждой позиции и по годам);
- представляется финансовый механизм интеграции между общеобразовательным учреждением и учреждениями дополнительного образования детей, а также другими социальными партнёрами, при организации внеурочной деятельности.
3. Материально-технические
В данном пункте в форме таблицы осуществляется анализ материально-технической оснащённости школы. Анализ проводится на основе сравнения реального состояния дел с требованиями ФГОС (п. 24), требованиями, которые отражены в Положении о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174), другими нормативными актами и рекомендациями федерального и регионального уровней.
Анализ материально-
реализации ООП ООО
№п/п |
Требования ФГОС и других документов |
Имеется в наличии |
Необходимо |
4. При описании психолого-педагогических условий необходимо отметить:
- преемственность содержания образовательного процесса начальной и основной школы, что обеспечивается преемственностью реализуемых учебных программ, курсов по выбору, внеурочной деятельности, воспитательной работы;
- использование деятельностных форм и методов организации образовательного процесса, преемственных по отношению к начальной школе и учитывающих специфику основной школы (обеспечивающих постепенный рост самостоятельности учащихся в обучении, их общение со сверстниками и взрослыми, социальные и профориентационные пробы, приобретение опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности);
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса: принятие и реализация в школьной среде ценностей гуманистической педагогики, принципов деятельностного подхода, особенностей личностно ориентированного обучения; организация психолого-педагогического просвещения учащихся и родителей;
- направления и формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса школы.
Все эти позиции анализируются с учётом реальной ситуации, сложившейся в школе, с одной стороны, и требований стандарта, с другой стороны. Это позволяет выделить проблемные моменты (например, отсутствие в школе психолога, недостаточность психологических знаний педагогов и др.), которые затем включаются в сетевой график («дорожную карту»).
5. Информационно-методические
В данном пункте:
- даётся определение понятия
информационно-образовательной
- определяются её основные элементы;
- характеризуется возможности, которые она предоставляет для реализации ООП ООО;
- анализируется состояние
Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям Стандарта
№ п/п |
Необходимые средства |
Необходимое количество средств/ имеющееся в наличии |
Сроки создания условий в соответствии с требованиями ФГОС |
1. |
Технические средства |
||
2. |
Программные инструменты |
||
3. |
Обеспечение технической, методической и организационной поддержки |
||
4. |
Отображение образовательного процесса в информационной среде: |
||
5. |
Компоненты на бумажных носителях: |
||
6. |
Компоненты на CD и DVD: |
6. План обеспечения недостающих условий (сетевой график, дорожная карта). Представлен в Примерной ООП, может быть взят за основу и адаптирован к условиям школы:
Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования [10, с. 323-327]
Направление мероприятий |
Мероприятия |
Сроки реализации | |
1. Нормативное обеспечение введения ФГОС |
1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО |
||
2. Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения |
|||
3. Разработка на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования основной образовательной программы образовательного учреждения |
|||
4. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения |
|||
5. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС |
|||
6. Приведение должностных инструкций работников образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и тарифно-квалификационными характеристиками |
|||
7. Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС основного общего образования |
|||
8. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования |
|||
9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учётом требований к минимальной оснащённости учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном кабинете и др.) |
|||
10. Разработка: — образовательных программ (индивидуальных и др.); — учебного плана; — рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей; — годового календарного учебного графика; |
|||
— положений о внеурочной деятельности обучающихся; — положения об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы; — положения об организации домашней работы обучающихся; — положения о формах получения образования … |
|||
2. Финансовое обеспечение введения ФГОС |
1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования |
||
2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них), регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования |
|||
3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками |
|||
… |
|||
3. Организа-ционное обеспечение введения ФГОС |
1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования |
||
2. Разработка модели организации образовательного процесса |
|||
3. Разработка и реализация моделей взаимодействия учреждения общего образования и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности |
|||
4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности |
|||
5. Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы основного общего образования |
|||
… |
|||
4. Кадровое обеспечение введения ФГОС |
1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования |
||
2. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС |
|||
3. Разработка (корректировка) плана научно-методической работы (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС основного общего образования |
|||
… |
|||
5. Информаци-онное обеспечение введения ФГОС |
1. Размещение на сайте ОУ информационных материалов о введении ФГОС основного общего образования |
||
2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты |
|||
3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения дополнений в содержание основной образовательной программы основного общего образования |
|||
4. Реализация деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия по вопросам введения ФГОС основного общего образования |
|||
5. Обеспечение публичной отчётности ОУ о ходе и результатах введения ФГОС |
|||
6. Разработка рекомендаций для педагогических работников: |
|||
— по организации внеурочной деятельности обучающихся; — по организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов; — по использованию ресурсов времени для организации домашней работы обучающихся; — по перечня и рекомендаций по использованию интерактивных технологий … |
|||
6. Материаль-но-техническое обеспечение введения ФГОС |
1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования |
||
2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС |
|||
3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС: … |
|||
4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения |
|||
5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС: … |
|||
6. Обеспечение укомплектованности библиотечно-информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами: |
|||
… |
|||
7. Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональных базах данных |
|||
8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет |
Содержание данной таблицы уточняется, дополняется в соответствии с конкретной ситуацией в образовательном учреждении.
Пункт «Система условий реализации основной образовательной программы» очень подробно и качественно проработан в Примерной ООП. Разработчикам образовательной программы остаётся только наполнить его своим содержанием и особенностями.
5. Заключение
Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов [10]. Она раскрывает механизм интеграции учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, воспитательной работы в целях раскрытия и развития потенциала каждого ученика.
Целостность образовательной программы обеспечивается:
- её соответствием требованиям стандарта;
- опорой на примерную основную о
- раскрытием особой, характерной
для конкретной школы
Как ключевой документ, обеспечивающий качество образования в образовательном учреждении, образовательная программа является результатом коллективного творчества. К её проектированию необходимо широко привлекать педагогов, родителей, ученический актив, органы государственно-общественного управления школой.
Для организации работы над
образовательной программой