Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, практическая работа

Описание работы

Цель: Разработка стуртуры и содержания основной образовательной программы.
Ставим следующие задачи:
1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы для разработки основной образовательной программы образовательной организации;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности структуры и содержания основной образовательной программы образовательной организации;
3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС.

Содержание работы

1. Введение
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как системная педагогическая инновация
3. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС
4. Материалы для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования
4.1. Целевой раздел
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа развития универсальных учебных действий
4.2.2. Программа воспитания и социализации
4.3.3. Программа коррекционной работы
4.2.4. Программы отдельных предметов, курсов
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
4.3.2. Система условий реализации образовательной программы
5. Заключение.
6. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

проектная работаdoc.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Это, прежде всего, находит отражение  в системообразующем компоненте стандарта – в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. Так, главная составляющая метапредметных результатов в начальной школе - освоенные учащимися универсальные учебные действия. В среднем звене на основе развития УУД у учащихся формируется:

- способность использовать универсальные  учебные действия в учебной, познавательной и социальной практике;

- умение самостоятельно планировать  и осуществлять учебную деятельность;

-  готовность строить индивидуальную  образовательную траекторию.

В основной школе расширяются возможности  учёта запросов и потребностей взрослеющих учеников: доля образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса возрастает до 30 % (в начальной школе – 20 %). Видоизменяются подходы  к оценке достижения планируемых результатов с учётом государственной (итоговой) аттестации выпускников, которая фиксирует уровень освоения основной образовательной программы, в том числе - способов действий и способностей к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности введения ФГОС основного общего образования.

Готовность образовательного учреждения к введению стандарта основной школы  измеряется критериями, которые были определены Министерством образования  и науки РФ при подготовке к  переходу на ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО). В соответствии с ними в образовательном учреждении необходимо:

- разработать и утвердить основную образовательную программу основного общего образования;

- привести в соответствие с  требованиями ФГОС нормативную  базу (Устав, локальные акты, документы, регламентирующие установление заработной платы работников, в том числе стимулирующие выплаты);

       - внести  изменения в должностные инструкции  сотрудников, имеющих отношение  к введению стандарта;

- обеспечить наличие кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

Так, в Уставе образовательного учреждения необходимо уточнить в соответствии с требованиями ФГОС [11]:

- цели образовательного процесса (например, обеспечение равных возможностей для получения обучающимися качественного общего образования, их духовно-нравственного развития и воспитания, становления гражданской идентичности, формирования умения учиться и организовывать свою познавательную деятельность, укрепления физического и духовного здоровья);

- наименования реализуемых образовательных  программ;

- основные характеристики организации  образовательного процесса, в том  числе в отношении режима занятий,  внеурочной деятельности, оформления отношений с родителями (законными представителями) обучающихся, взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и т.д.;

- особенности управления образовательным  учреждением, в частности относительно  компетенции и порядка работы органов государственно-общественного управления, участия родителей в подготовке и реализации образовательной программы и т.д.;

- права и обязанности участников  образовательного процесса;

- перечень видов локальных актов,  регламентирующих деятельность  образовательного учреждения (касающихся утверждения плана введения ФГОС, создания координационного совета по введению ФГОС, утверждения образовательной программы, заключения договоров с учреждениями дополнительного образования детей и т.д.).

В процессе подготовки к введению стандарта основной школы должны быть также решены следующие вопросы: выбор учебников и учебных пособий, определение модели внеурочной деятельности, разработка плана методического сопровождения введения ФГОС, целевое повышение квалификации руководителей и учителей-предметников.

Опыт, полученный образовательными учреждениями при внедрении ФГОС в 1-х классах (или в 1-2-х классах  пилотных школ), безусловно, поможет  осуществить эту работу в основной школе. Вместе с тем, специфика основной ступени образования (многопредметность, большое количество реализующих образовательную программу учителей,  усложнение целей и задач образования, возрастные особенности учащихся) обуславливает определённые трудности перехода к новому стандарту в 5-9 классах.

Одна из серьёзных  методических проблем, связана с  тем, что в основной школе (в отличие  от начальной) достижение личностных и  метапредметных  результатов зависит  от совместных усилий нескольких учителей, работающих в одном классе. Для  успеха общего дела они должны стать педагогической командой,  которую объединяет понимание, принятие и желание реализовать ценности стандарта, способность отказаться от привычных «репродуктивных стереотипов профессиональной деятельности» [3].

В связи с этим важным направлением работы с педагогами в условиях постепенного введения ФГОС ООО становится формирование, обучение и методическое сопровождение таких педагогических команд.

При подготовке к введению ФГОС ООО для педагогов важно  научиться (или усовершенствовать  умения):

- планировать 3-х компонентные результаты освоения образовательной программы;

- разрабатывать рабочую  учебную программу, программу  внеурочной деятельности; 

- проектировать  и  анализировать урок в соответствии  с требованиями ФГОС;

- подбирать (разрабатывать) задания, упражнения для формирования универсальных учебных действий;

- составлять контрольно-измерительные  материалы для диагностики предметных  и метапредметных результатов;

- отслеживать личностные  достижения учащихся;

- использовать в работе  цифровые образовательные ресурсы;

- применять методы  обучения, обеспечивающие достижение  результата через деятельность  учащихся.

Вокруг этих вопросов и следует сконцентрировать методическую работу и помощь педагогам при  переходе на новый ФГОС.

 

3.. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС

 

Основными документами  для разработки основной образовательной программы основного общего образования являются ФГОС ООО и Примерная образовательная программа основного общего образования (Примерная ООП ООО) [15, 10]. При этом следует иметь в виду, что Примерная ООП ООО на настоящий момент не имеет статуса рекомендованной Координационным советом по вопросам организации введения ФГОС  при Департаменте общего образования Минобрнауки РФ (далее – Координационный совет). Она рассматривалась на заседании  Координационного совета (протокол заседания Координационного совета № 3 от 19.04.2011 г.), была им в целом одобрена. Однако в неё могут быть внесены изменения, которые необходимо отслеживать разработчикам ООП ООО.

В соответствии с ФГОС основного общего образования структура  основной образовательной программы основного общего образования выглядит следующим образом (см. таблицу 1):

 

Таблица 1. Структура  ООП ООО

 

Целевой раздел

Содержательный  раздел

Организационный раздел

Состоит из пунктов

(модулей)

Состоит из пунктов

(модулей)

Состоит из пунктов

(модулей)

- пояснительная записка;

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

- программа развития  универсальных учебных действий (УУД) (программа формирования общеучебных умений и навыков);

- программы отдельных  учебных предметов, курсов;

- программа воспитания и социализации;

- программа коррекционной  работы

– учебный план основного общего образования;

– система условий  реализации основной образовательной  программы


 

Данная структура практически  идентична структуре ООП НОО  после изменений, внесённых во ФГОС НОО приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №  2357 .

Отличается она от структуры ООП НОО следующими моментами:

Содержательный  раздел:

- программа формирования  УУД в начальной школе трансформируется  в программу развития УУД (или в программу формирования общеучебных умений и навыков);

- программа духовно-нравственного  развития и воспитания в начальной  школе трансформируется в программу  воспитания и социализации (с  учётом изменения задач основного  общего образования);

- в структуре ООП  ООО не предусматривается отдельная  программа формирования культуры  здорового и безопасного образа  жизни, его содержание включается  в программу воспитания и социализации.

Организационный раздел:

- в структуре ООП  ООО не предусматривается как отдельный модуль план внеурочной деятельности.

 

Основное содержание каждого раздела (пункта) ОПП ООО  представлено в таблице 2.

 

Таблица 2. Краткое  содержание разделов (пунктов ООП  ООО)

 

№ п/п

Наименование  разделов, пунктов 

Основное содержание

1.

Целевой

 

1.1.

Пояснительная записка

Раскрываются  цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию

1.2.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО

С опорой на требования стандарта уточняются и конкретизируются личностные, предметные и метапредметные результаты: с одной стороны, они адекватно отражают требования стандарта, с другой стороны, учитывают специфику образовательного процесса в ОУ

1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

Описываются цели, направления, формы, методы, процедуры, инструментарий и другие параметры контрольно-диагностической деятельности ОУ, которые позволяют осуществлять оценку качества образовательного процесса в ОУ, достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Раздел включает также сведения о внешней системе оценки результатов деятельности ОУ.

2.

Содержательный

 

2.1.

Программа развития универсальных учебных действий

Включает характеристику универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), отражает систему работы ОУ по их развитию. Отражает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

2.2.

Программы отдельных  учебных предметов, курсов

Содержит учебные  программы учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, в соответствии с учебным планом школы.

2.3.

Программа воспитания и  социализации

Включает такие  направления, как: духовно-нравственное развитие и воспитание, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.4.

Программа коррекционной  работы

Разрабатывается при наличии в ОУ детей с  ограниченными возможностями здоровья. Раскрывает особенности организационных, психолого-медико-педагогических, методических, дидактических, материально-технических и иных условий ОУ. 

3.

Организационный

 

3.1.

Учебный план

Составляется  на основе Базисного учебного плана Примерной ООП ООО. Отражает состав учебных предметов и распределение учебного времени по классам и предметам, направления и формы организации внеурочной деятельности. Отражает особенности содержания образования в ОУ: распределение часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, возможности реализации в ОУ индивидуальных потребностей обучающихся и другие. Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов.

3.2.

Система условий реализации ООП

Содержит описание условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандарта, планирование работы по формированию недостающих  условий, механизмы контроля состояния  системы условий.


 

Основная образовательная  программа основного общего образования является продолжением и развитием основной образовательной программы начальной школы.

Образовательные программы  всех трёх ступеней образования, объединённые общими концептуальными подходами, согласованные с документами, определяющими  развитие школы (программой развития, программой экспериментальной работы и др.), а также дополнительные образовательные программы, которые реализуются в образовательном учреждении, составляют целостную образовательную программу школы.

 

4. Материалы  для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования

 

4.1. Целевой  раздел 

Три составные части  целевого раздела (пояснительная записка, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, система  оценки достижения планируемых результатов) представляют собой единое целое. Они связаны по принципу: цель есть результат, а оценка есть способ проверки достижения цели и результата.

 

В пояснительной  записке раскрываются цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию. По структуре и основному содержанию она сходна с пояснительной запиской образовательной программы начальной школы [1, с. 8-14]. Вместе с тем в ней необходимо отразить своеобразие целей и задач образовательной программы основной школы, которые, в свою очередь, обусловлены: 1) обогащением (развитием) результатов начального образования; 2) появлением новых планируемых результатов (готовности и способности к выбору направления профильного обучения, ориентации в мире профессий, опыта проектирования и социальной практики и др.); 3) возрастными психолого-педагогическими особенностями  развития подростков,  которые убедительно показаны в Примерной ООП [10, с. 8-10].

 

Пункт «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы» так же, как и в ООП НОО включает описание личностных, метапредметных и предметных результатов. Однако их представление в ООП ООО имеет ряд особенностей:

1) Планируемые результаты  всех трёх групп описываются  через способность учащихся решать  учебно-практические и учебно-познавательные задачи, связанные с самостоятельным приобретением, переносом и интеграцией знаний, решением проблемных ситуаций, использованием навыков сотрудничества, самоорганизации, саморегуляции, рефлексии и т.д. (подробно классы этих задач раскрыты на с. 11-13 Примерной основной образовательной программы основного общего образования [10]). Это связано с тем, что учащиеся основной школы постепенно переходят от учебных действий к становлению целостной учебной деятельности.

Информация о работе Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации