Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, практическая работа

Описание работы

Цель: Разработка стуртуры и содержания основной образовательной программы.
Ставим следующие задачи:
1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы для разработки основной образовательной программы образовательной организации;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности структуры и содержания основной образовательной программы образовательной организации;
3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС.

Содержание работы

1. Введение
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как системная педагогическая инновация
3. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС
4. Материалы для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования
4.1. Целевой раздел
4.2. Содержательный раздел
4.2.1. Программа развития универсальных учебных действий
4.2.2. Программа воспитания и социализации
4.3.3. Программа коррекционной работы
4.2.4. Программы отдельных предметов, курсов
4.3. Организационный раздел
4.3.1. Учебный план
4.3.2. Система условий реализации образовательной программы
5. Заключение.
6. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

проектная работаdoc.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 5. Предметные результаты

 

Представлены: в Примерной основной образовательной программе основного общего образования (целевой раздел, пункт 1.2.3. «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы», подпункты 1.2.3.5 – 1.2.3.20),  в учебных программах по предметам, в приложении к ООП ООО «Система тематических планируемых результатов по предметам и курсам».

Формируются: в ходе изучения всех учебных предметов и курсов.

 

Объекты оценки

Содержание  оценки

Методы оценки

Достижение учащимися  планируемых результатов по отдельным предметам, курсам.

 

Способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием универсальных и специфических для каждого учебного предмета учебных действий с учебным материалом.

1.Достижение планируемых  результатов оценивается в ходе  текущего, промежуточного и итогового  контроля, внешних и внутренних  оценочных процедур.

2. Внутренняя оценка  осуществляется:

- каждым учителем-предметником  с использованием контрольно-измерительных  материалов по предмету;

- в ходе внутришкольного  мониторинга (внутришкольного контроля).

3. Итоговая внешняя  оценка осуществляется в ходе  государственной итоговой аттестации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Содержательный раздел

 

Он определяет общее содержание основного общего образования в конкретном образовательном учреждении, включает программы достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП на основе системно-деятельностного подхода. Все программы должны быть преемственны с аналогичными программами  в начальной школе.

 «Программа развития УУД», «Программа  воспитания и социализации», «Программа  коррекционной работы» данного  раздела могут рассматриваться  как целевые комплексные программы  (ЦКП) по отдельным направлениям. Подробная, многокомпонентная структура каждой из этих программ представлена в тексте ФГОС [15, с. 29-36]. Содержание программ объединяется  в три основных блока - целевой, деятельностный и результативный.

 

4.2.1. Программа развития УУД 

Целевой блок (что развивать?).

Цель и задачи Программы - развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, начало которым было положено в школе 1-ой ступени, а также формирование ИКТ-компетентности. Они детально описываются в «Планируемых результатах освоения ООП ООО» (целевой раздел) как результаты освоения двух междисциплинарных программ «Формирование УУД» и «Формирование ИКТ - компетентности». Поэтому здесь необходимо сделать ссылку на эти пункты.

Деятельностный  блок (как развивать?).

Здесь необходимо отметить, что развитие перечисленных универсальных учебных действий, умений в области ИКТ осуществляется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и  курсов, через внеурочную деятельность, воспитательную работу.

Достижение планируемых УУД  в ходе изучения системы учебных предметов рекомендуется представить в таблице (см. таблицу 6).

 

Таблица 6. Возможности  развития системы УУД через систему  уроков (на примере предмета «История»)

 

Предмет

Преимущественно формируемые УУД

1.

История

Личностные:

- сформированность гражданской  идентичности;

- уважительное отношение  к истории и культуре России;

- толерантное отношение  к людям иной национальности;

- следование правовым  и моральным нормам.

Регулятивные:

- способность сознательно  организовывать и регулировать свою учебную и общественную деятельность.

Познавательные:

- умение сравнивать, анализировать  и обобщать факты, формулировать  и обосновывать выводы;

- умение составлять  простой и развёрнутый план, тезисы, конспект;

- умение представлять результаты своей деятельности в виде творческой работы, сообщения, эссе, презентации, реферата, проекта;

- умение формулировать  и обосновывать собственную точку  зрения относительно событий  и личносте.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать  со сверстниками при выполнении групповых работ и проектов;

- использование исторических  знаний для общения в социуме,  с людьми другой культуры, национальной  и религиозной принадлежности;

- умение вести дискуссию,  корректно высказывать и отстаивать  свою позицию. 


 

Если в учебном плане школы предусмотрены специальные курсы, направленные на развитие УУД, ИКТ-компетентности (например, «Я - исследователь», «Компьютер в моей жизни»), необходимо представить их перечень и обозначить их роль в достижении целей Программы. То же касается и внеурочных курсов, которые реализуются в школе. Сделать это можно в виде текста, а можно - в виде таблицы (по аналогии с таблицей 6).

Говоря о развитии УУД, ИКТ-компетентности учащихся в  ходе воспитательной работы, следует  отметить её особое значение для расширения их социального опыта, а также для развития коммуникативных и регулятивных УУД; показать, каким образом это осуществляется в данной школе (участие подростков в школьном самоуправлении, планировании работы детской организации, в подготовке и проведении коллективных творческих дел, праздников, мероприятий и т.д.).

При описании технологий развития УУД в этой части программы  необходимо:

а) акцентировать внимание на формах работы, которые развивают  коммуникативные УУД (наиболее важные в основной школе, так как ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится межличностное общение), регулятивные УУД (учебные задания, которые требуют от обучающихся самостоятельно планировать их выполнение, распределять обязанности, договариваться и т.д.);

б) указать конкретные формы и приёмы, которые используются педагогами данной школы для развития УУД: учебные ситуации, психолого-педагогические задачи и тренинги,  групповые  задания, проектные и исследовательские  задания и др.;

в)  подчеркнуть, что развитие УУД в основной школе происходит с использованием возможностей информационной среды, и показать, как это конкретно осуществляется.

Особое значение в  стандарте  придаётся такому средству развития УУД и ИКТ-компетентности, как проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся. В тексте Примерной ООП ООО [10, с. 127-133] достаточно теоретических выкладок и методических рекомендаций на этот счёт. Они полезны для понимания сущности системно-деятельностного подхода, формирования у педагогов умений организовывать  с учащимися эту деятельность. Вместе с тем включать большой объём таких рассуждений в текст ООП школы нецелесообразно. Как уже говорилось выше, информация о порядке организации в образовательном учреждении проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть оформлена как приложение к ООП или утверждена как локальный акт школы.  Здесь же необходимо показать, как она практически осуществляется в школе для достижения целей Программы: например, привести примерный перечень проектов (учебных исследований) по предметам и классам,  в рамках внеурочной деятельности и воспитательной работы.

Результативный  блок (как проверить достижение целей?).

В этой части программы:

- даётся краткое описание  системы оценки деятельности  школы по формированию и развитию УУД и ИКТ-компетентности учащихся (подробно об этом говорится в целевом разделе в пункте «Система оценки достижения планируемых результатов»);

- приводятся  в пример  типы заданий для мониторинга  (сам инструментарий лучше представить в приложении к ООП ООО).

 

4.2.2. Программа воспитания и социализации

Целевой блок (что развивать?).

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся  основной школы отражены в Примерной  ООП [10, с. 257-262] - это знания, представления, умения, опыт, отношения, ценности. Они могут быть дополнены, изменены с учётом особенностей и опыта образовательного учреждения.

В отличие от  подобной программы начальной школы здесь  появляются новые направления духовно-нравственного  развития и воспитания, изменяются ценностные установки тех направлений, которые имели место в 1-4 классах. Новые аспекты связаны с:

- воспитанием у обучающихся  социальной ответственности и  компетентности;

- подготовкой к сознательному  выбору будущей профессии;

- формированием семейных ценностей;

-  укреплением нравственных  убеждений;

- развитием экологической  культуры, культуры здорового и  безопасного образа жизни.

При этом системообразующей  ценностью остаётся духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

Деятельностный  блок (как развивать?).

Все направления воспитания и социализации, указанные в Примерной  ООП [10, с. 233-234] раскрываются через конкретные формы и виды деятельности. При  этом образовательное учреждение вправе с учётом своих традиций и особенностей, региональной  специфики,  запросов родителей и учащихся уточнять общие задачи, отдавать приоритет какому-либо из направлений.

 Достижение целей  программы воспитания и социализации  осуществляется через предметное  содержание уроков, внеурочных занятий  и внеклассных мероприятий, через взаимодействие с семьями учащихся, воспитательную работу.

В комплексе это можно  отобразить в таблице (см. таблицу 7).

 

Таблица 7. Деятельность по достижению планируемых результатов  воспитания и социализации учащихся (на примере одного направления деятельности)

 

Направления деятельности [10, с. 233-234]

Виды и формы Мероприятия

Планируемые результаты [10, с. 257-262]

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

 

У учащихся сформировано ценностное отношение к России, Ульяновской области, культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению.

Учащиеся знают: 

- основные положения Конституции РФ, символов государства и Ульяновской области, основные права и обязанности граждан России;

- национальных героев  и важнейшие события истории  России;

- государственные праздники,  их историю и значение для  общества.

Учащиеся имеют системные представления:

- о народах России, их общей исторической судьбе, единстве народов; 

- об институтах гражданского  общества, их истории и современном  состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан  в общественном управлении;

Учащиеся имеют   первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

- опыт социальной и  межкультурной коммуникации.

Учащиеся:

- понимают защиту Отечества  как конституционный долг и  священную обязанность гражданина;

- уважительно относятся  к Российской армии, к защитникам Родины, к органам охраны правопорядка.

На уроках, через предметное содержание

1. Использование воспитательного  потенциала предметов «История»,  «Обществознание», «Литература», «Основы  безопасности жизнедеятельности,  «География»

Внеурочная  деятельность

1. Программа внеурочной  деятельности «Наследники литературного  Симбирска».

2. Выполнение групповых  и индивидуальных проектов .

Внеклассная работа

1. Ежегодный праздник  «Салют победителям»

2. Участие в акции  «Я - гражданин России»

3. Конференция научного общества учащихся 


 

 

Возможен и другой подход: раскрыть каждое направление  воспитания и социализации отдельно по следующей схеме:

Наименование направления: [10, с. 233-234].

Планируемые результаты: [10, с. 257-262].

Формы и виды деятельности: (в обобщённом виде).

Направление, связанное  развитием экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлено как отдельный модуль программы воспитания и социализации  через описание пяти взаимосвязанных блоков (по аналогии с соответствующей программой в ООП НОО):

-  создание и развитие  экологически безопасной здоровьесберегающей  инфраструктуры школы;

- рациональная организация  учебной и внеучебной деятельности  обучающихся;

-  эффективная организация  физкультурно-оздоровительной работы;

-  реализация программ  спецкурсов, внеурочной деятельности;

-  взаимодействие с  родителями.

Направление, связанное  с формированием социальной компетентности учащихся, должно отражать:

- социальное партнёрство  школы с предприятиями, организациями, учреждениями образования, культуры и спорта;

- создание в самой  школе условий для  общественной  и трудовой  деятельности обучающихся  (в том числе, совместно с  родителями);

- использование методов  педагогической поддержки в урочной  и внеурочной деятельности.

При обосновании форм и методов воспитания и социализации  подростков необходимо отметить, что предпочтение отдаётся тем из них, которые обеспечивают:

-  включение учащихся  в  деятельность, творчество;

- их сотрудничество  со сверстниками и взрослыми;

- получение школьниками опыта самореализации;

- развитие межкультурной  коммуникации.

Это отражается в данной программе с учётом опыта и  особенностей работы самого образовательного учреждения на основе Примерной ООП [10, с. 241-246, с. 249-251].

Результативный блок (как проверить достижение целей?).

Отмечается, что мониторинг эффективности реализации образовательным  учреждением программы воспитания и социализации осуществляется в  соответствии со следующими основными  показателями:

- достижение планируемых  результатов;

- состояние школьной  среды, в которой осуществляются  воспитание и социализация (психологическая атмосфера, нравственный уклад, используемые методы и приёмы, социально-педагогические условия и т.д.);

Информация о работе Концептуальные основы ФГОС. Структура и содержание основной образовательной программы образовательной организации