Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:31, курс лекций
Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.
Лекция №1 Виды государственной службы Российской Федерации
Лекция 2. Должности государственной службы Российской Федерации
Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
Лекция 4. Административная реформа в Российской Федерации
Лекция 5. Правовое положение государственных служащих
Лекция №6. Право поступления на государственную гражданскую службу
Лекция №7 Организация кадровой работы государственного органа
Лекция № 9 Служебный контракт
В целом выделяются два типа федеральных государственных органов: первый - органы, ведающие вопросами федерального значения; второй - органы, имеющие полномочия вести вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Второй тип федеральных государственных органов обычно имеет в субъектах Федерации свои территориальные органы. В последнем также учреждаются должности федеральной гражданской службы. В таких государственных органах сочетается единое руководство сферой государственной жизни с разделением полномочий федерального и территориального уровней.
Статья 8 Закона о госслужбе устанавливает, что должность государственной гражданской службы устанавливается с двойной цепью: "...обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность". Понятие "государственный орган" означает государственную структуру органа либо лица, замещающего государственную должность. Поэтому важно отличать понятие должности гражданской службы от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности, требует определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем профессионального образования или практического опыта, например, в области финансов, юстиции, экономики и др.
Должность гражданской службы - это должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения. Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Следовательно, должность гражданской службы заключает в себе часть полномочий (права и обязанности), которые являются составной частью компетенции данного государственного органа.
Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование должности гражданской службы представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального гражданского служащего; ее назначение - обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень - главная (высшая) должность гражданской службы; замещается в порядке назначения. Наименование "главный специалист администрации области" отражает другие признаки - должность гражданского служащего субъекта РФ, а именно области; ее назначение - выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая (ведущая) должность гражданской службы; замещается в порядке конкурса.
Государственные должности РФ устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 N 32. Всего в Сводном перечне содержится тридцать восемь государственных должностей.
Второй вид государственных должностей составляют должности субъектов РФ, которые устанавливаются конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов. Иногда их перечень в систематизированном виде содержится в законах субъектов РФ о государственной службе. При этом в законах некоторых субъектов РФ категории государственных должностей отсутствуют.
Категории должностей гражданской службы.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено (ст. 9), что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители - должности
руководителей и заместителей
руководителей государственных
органов и их структурных
2) помощники (советники) - должности,
учреждаемые для содействия
3) специалисты - должности, учреждаемые
для профессионального
4) обеспечивающие специалисты
- должности, учреждаемые для
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Реестры должностей государственной
гражданской службы РФ. Классные чины
Реестры должностей государственной гражданской службы РФ
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ.
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента РФ.
Перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по установленным признакам (например, по государственным органам), являются соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.
Принципиальное значение имеет наименование должностей государственной гражданской службы.
В Российской Федерации в принципе не может быть должностей федеральной гражданской службы иных наименований. Все государственные органы обязаны определять наименования должностей федеральных гражданских служащих строго в соответствии с Реестром. Равным образом это требование относится и к субъектам РФ.
Допускается двойное наименование должности гражданской службы в следующих случаях:
- при возложении дополнительно на заместителя руководителя государственного органа или заместителя руководителя структурного подразделения государственного органа функций по руководству подчиненными подразделениями;
- при возложении на
руководителя структурного
- при возложении на
соответствующего специалиста
Наименования должностей гражданской службы в реестре являются обобщающими. В государственном органе может быть принято решение о конкретизации наименования должности гражданской службы исходя из направления деятельности и уровня квалификации гражданского служащего, замещающего соответствующую должность (например, главный экономист, главный бухгалтер). Такое решение может быть принято руководителем, утверждающим штатное расписание соответствующего государственного органа.
Наименование должности гражданской службы обязательно для всех государственных органов со дня ее включения в Реестр. Если определенный факт (изменение или дополнение наименования должностей, введение новых должностей, ликвидация, изменение группировок и т.д.) не был внесен в Реестр, то ссылаться на него в отношениях с государственными органами и организациями неправомерно. Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (п. 3) руководителям федеральных органов государственной власти и их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, или их аппаратов предписано "привести наименования государственных должностей федеральной государственной службы в аппаратах этих органов в соответствие с настоящим Указом". Данное предписание хотя и касается лишь государственных должностей, предусмотренных в Перечнях, утвержденных в п. 1 Указа, тем не менее сохраняет общее значение. Этот правило распространяется на все должности федеральной государственной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.
Реестр должностей государственной гражданской службы должен быть утвержден законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Практика утверждения реестров должностей государственной гражданской службы РФ разная. Указанные акты утверждаются законами либо решениями главы исполнительной власти. Так, Реестр государственных должностей государственной службы г. Москвы утвержден Указом мэра Москвы от 17 июня 2002 г. N 29-УМ.
Классные чины гражданской службы
Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.
В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ.
В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.
Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяются указом Президента РФ.