Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:31, курс лекций

Описание работы

Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.

Содержание работы

Лекция №1 Виды государственной службы Российской Федерации
Лекция 2. Должности государственной службы Российской Федерации
Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
Лекция 4. Административная реформа в Российской Федерации
Лекция 5. Правовое положение государственных служащих
Лекция №6. Право поступления на государственную гражданскую службу
Лекция №7 Организация кадровой работы государственного органа
Лекция № 9 Служебный контракт

Файлы: 1 файл

1.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Ограничения предусмотрены не только во время замещения должности гражданского служащего, но и после увольнения с гражданской службы: гражданин не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, а также замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

 

Предотвращение конфликта интересов

Определение конфликта интересов содержится в статье 19 Закона о госслужбе. Это может быть ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей, что ставит под угрозу интересы граждан, организаций, общества и государства.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего следует понимать любую выгоду непосредственно для него или для его семьи и родственников, а также для других граждан или организаций, в отношении которых он имеет любое финансовое (денежное) или гражданское (в том числе политическое) обязательство. Во всех этих случаях возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда их законным интересам.

В Законе не указываются обстоятельства, в которых наиболее высока вероятность конфликта интересов: ненадлежащая выгода, интересы вне государственной службы, политическая деятельность, подарки, уязвимость гражданского служащего, злоупотребление и использование служебного положения, информации, интересы по завершении службы, отношения с бывшими коллегами и др.

В целях предотвращения конфликта интересов и своевременного разрешения возникшего конфликта интересов гражданский служащий обязан: внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов; принимать меры по предотвращению конфликта интересов; сообщать представителю нанимателя о любом реальном или потенциальном конфликте интересов, как только ему становится о нем известно.

В свою очередь, представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликтов интересов, вплоть до отстранения в установленном порядке гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.

Гражданский служащий, замещающий должность, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов (например, должности, связанные с оказанием государственных услуг, лицензированием, регистрацией и т.д.), обязан заявлять представителю нанимателя о характере и размерах своей личной заинтересованности: при своем назначении на должность, при прохождении аттестации; при любом изменении ситуации. Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на должность гражданской службы, должен быть урегулирован до назначения на должность или присвоения классного чина.

Законом предусматривается образование в государственном органе, в федеральном государственном органе по управлению государственной службой и в государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

 

Предоставление сведений о доходах

 

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о госслужбе гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также в период ее прохождения обязан ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Под доходами гражданского служащего понимается любой доход, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Это, например, доходы: по основному месту работы; от педагогической деятельности; от научной деятельности; от иной творческой деятельности; от вкладов в банках и иных кредитных организациях; от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях и т.п.

Под имуществом имеются в виду все виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 128). Это, например, жилой дом, квартира, земельный участок, автомобиль, гараж, денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях; ценные бумаги - акции и иное участие в коммерческих организациях, а также иные ценные бумаги (облигации, векселя и др.).

Предметом обязательств имущественного характера являются отношения, возникающие из "имущественных" договоров - купли-продажи, аренды, кредита и т.д., а также внедоговорные отношения - отношения, возникающие вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и т.п.

Проверка достоверности сведений о доходах и имуществе возлагается на кадровую службу соответствующего государственного органа.

(Примерный образец Положения  о представлении сведений о  полученных государственным гражданским  служащим доходах и принадлежащем  ему на праве собственности имуществе приведен в Приложении 1.)

В случае обнаружения недостоверности или неполноты представленных сведений кадровая служба организует их проверку и сообщает о ней проверяемому, а также должностному лицу или представителю нанимателя. Проверка осуществляется в 2-недельный срок.

Гражданский служащий федеральной гражданской службы может быть отстранен от исполнения своих обязанностей на период проведения проверки в следующих случаях:

- непредставления в установленные  сроки сведений, предусмотренных законом;

- представления недостоверных  или неполных сведений.

При установлении в ходе проверки фактов и обстоятельств, свидетельствующих об искажении или сокрытии лицом, претендующем на занятие вакантной должности гражданской службы, сведений о полученных доходах и имуществе, представитель нанимателя на основании заключения кадровой службы в соответствии с ч. 16 ст. 44 Закона о госслужбе принимает решение об отказе в приеме на гражданскую службу и письменно информирует его о причинах отказа.

Сведения о доходах и об имуществе подаются гражданским служащим в форме справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением гражданской службы. Указанная справка представляется ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в кадровую службу соответствующего государственного органа.

Гражданские служащие, имевшие в истекшем календарном году доход только от выполнения служебных обязанностей по месту основной работы (хотя бы и менявшие в течение года места основной работы), также не могут освобождаться от представления сведений.

Государственные органы и иные работодатели обязаны по просьбе гражданского служащего выдать справку о сумме полученного им за календарный год дохода и удержанного подоходного налога.

Гражданский служащий вправе в течение месяца после подачи представителю нанимателя сведений о доходе уточнить заявленные в ней данные путем истребования новых сведений или по согласованию с представителем нанимателя заявления об изменениях в ранее представленную справку.

Гражданские служащие, получающие авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы, обязаны вести учет полученных в текущем году сумм указанных доходов и удержанных налогов, а также учитывать расходы, связанные с созданием того или иного конкретного произведения, и т.д. Учет должен вестись с указанием конкретного места и даты выплаты вознаграждения.

Гражданские служащие, получающие доходы от педагогической, научной и иной творческой деятельности, не связанные с какими-либо расходами, учитывают только суммы таких доходов и удержанных налогов с указанием месяца, в котором они получены, и источника получения доходов.

Гражданские служащие обязаны предъявлять представителям нанимателя документы, подтверждающие право на вычеты (льготы) из дохода, а в соответствующих случаях также другие документы и справки (например, справку о суммах выплаченного денежного содержания и иных выплатах, а также удержанных налогах по прежнему месту гражданской службы при поступлении на гражданскую службу в другой государственный орган и т.п.).

Государственные органы как работодатели обязаны:

- своевременно и правильно  исчислять и удерживать непосредственно из денежного содержания суммы налога и перечислять их в соответствующий бюджет;

- своевременно представлять  налоговым органам сведения о  начисленных и выплаченных гражданским  служащим денежных суммах;

- вести учет совокупного  годового дохода, начисленного гражданским служащим в календарном году, в установленных порядке и форме;

- выполнять требования  налоговых органов по устранению  допущенных нарушений налогового  законодательства;

- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Непредставление или искажение сведений о доходах и имуществе является основанием для привлечения гражданского служащего к ответственности в порядке, установленном законом (ч. 4 ст. 20).

Сведения о доходах и имуществе, представляемые гражданским служащим, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других гражданских служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несет ответственность в установленном порядке.

 

Лекция №6.  Право поступления

на государственную гражданскую службу

 

Прохождение государственной службы любого вида включает в себя следующие стадии: назначение на должность государственной службы, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности государственной службы или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности государственной службы, увольнение с государственной службы (отставку для военной службы).

Гражданский служащий - это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность гражданской службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.

Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ и ст. 4 Закона о госслужбе, граждане РФ имеют равный доступ к гражданской службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении гражданской службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным квалификационным требованиям (ст. 21 Закона о госслужбе).

Право поступить на государственную гражданскую службу имеют только граждане РФ. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в РФ.

В отличие от Трудового кодекса РФ, который допускает прием на работу, как общее правило, с 16 лет, право поступления на государственную гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными ТК РФ, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявляемыми законом к гражданским служащим.

В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык, гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский язык. Знание русского языка обязательно как для федеральных государственных гражданских служащих, так и для государственных гражданских служащих субъекта РФ.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - 65 лет. Это означает, что лицо, достигшее 65-летнего возраста, не может быть принято на гражданскую службу и находиться на гражданской службе. Установление возрастного критерия для поступления на государственную службу и нахождения на государственной службе поставило перед практикой вопрос, не является ли это дискриминацией, учитывая, что Конституция РФ гарантирует всем гражданам равный доступ к государственной службе (ст. 32), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 19), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий (ст. 37). Ответ на этот вопрос дал Конституционный Суд РФ, разъяснив (Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 N 233-О), в частности, что, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"