Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:31, курс лекций

Описание работы

Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.

Содержание работы

Лекция №1 Виды государственной службы Российской Федерации
Лекция 2. Должности государственной службы Российской Федерации
Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
Лекция 4. Административная реформа в Российской Федерации
Лекция 5. Правовое положение государственных служащих
Лекция №6. Право поступления на государственную гражданскую службу
Лекция №7 Организация кадровой работы государственного органа
Лекция № 9 Служебный контракт

Файлы: 1 файл

1.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

 

Порядок ведения трудовых книжек

Трудовая книжка на сегодняшний день остается основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже, в том числе на государственной гражданской службе. Поскольку законодательством не предусмотрено особых правил ведения трудовых книжек государственных служащих, к ним применяются общие правила, установленные нормативными правовыми актами.

Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках". Названным Постановлением утверждены также новые формы трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку. Трудовые книжки нового образца введены в действие с 1 января 2004 г. Имеющиеся у граждан трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат (п. 2 Постановления "О трудовых книжках").

Порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них, дубликатов трудовых книжек установлен Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69.

В трудовую книжку вносятся следующие сведения: о работнике (государственном служащем), замещаемой им должности, переводе на другую постоянную должность, об увольнении, а также основания прекращения служебного контракта и сведения о награждениях за гражданскую службу.

Сведения о работнике (государственном служащем) вносятся в трудовую книжку при ее оформлении и включают:

- фамилию, имя, отчество, дату  рождения (число, месяц, год) - на основании  паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

- образование, профессию, специальность - на основании документов об  образовании, о квалификации или  наличии специальных знаний (при  поступлении на работу, требующую  специальных знаний или специальной  подготовки).

Все записи о замещаемой должности, переводе на другую постоянную должность, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном представителем нанимателя, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока (при увольнении - в день увольнения) и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения) (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Записи о причинах прекращения служебного контракта вносятся в трудовую книжку в точном соответствии с формулировками закона и со ссылкой на соответствующие статью и пункт закона.

Не должны записываться в трудовую книжку сведения о взысканиях, применяемых к гражданскому служащему, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

С каждой вносимой в трудовую книжку записью о замещаемой должности, переводе на другую постоянную должность гражданской службы и увольнении представитель нанимателя обязан ознакомить ее владельца под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

В трудовую книжку вносятся сведения о всех видах награждения (поощрения) за гражданскую службу, предусмотренных законодательством РФ, служебным распорядком государственного органа, в т.ч. о награждении государственными наградами, почетными грамотами, о присвоении званий и награждении нагрудными знаками и значками и др.

Записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, в трудовые книжки не вносятся.

Помимо записей о замещаемой должности в трудовую книжку по месту службы также вносится с указанием соответствующих документов запись: о времени военной службы в соответствии с законом о воинской обязанности; о времени службы в органах внутренних дел; о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров (п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

 

Ведение личного дела гражданского служащего

В Законе о госслужбе (ст. 42) установлены правила обращения с персональными данными гражданских служащих, определены требования, обязательные для соблюдения кадровой службой государственного органа при обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего.

Закон о госслужбе не вводит юридического определения понятия "персональные данные". Определение понятия персональных данных установлено в статье 85 ТК РФ. Персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Информация о гражданах (персональные данные) - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные относятся к конфиденциальной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Доступ к персональным данным гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РФ, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона.

Персональные данные гражданского служащего подлежат обработке, хранению и передаче. Целевое назначение обработки персональных данных состоит в следующем:

- обеспечение соблюдения  Конституции РФ;

- обеспечение соблюдения Закона о госслужбе, других законов и иных нормативных правовых актов;

- учет результатов исполнения  должностных обязанностей гражданским  служащим;

- содействие гражданскому  служащему в прохождении гражданской  службы, обучении и должностном  росте;

- обеспечение личной безопасности  гражданского служащего и членов  его семьи;

- обеспечение сохранности  имущества государственного органа, а также имущества, принадлежащего  гражданскому служащему.

Определив цели (ст. 42), Закон тем самым установил запрет на использование персональных данных гражданского служащего в иных целях.

Персональные данные должны быть лично получены у гражданского служащего. Обстоятельства, послужившие основанием для получения персональных данных конкретного гражданского служащего у третьей стороны, должны быть сформулированы в письменном виде и содержаться в обращении к гражданскому служащему о даче им письменного согласия на получение таких данных. В данном обращении к гражданскому служащему также должны быть указаны источники и способы получения персональных данных. Гражданский служащий, получивший такое обращение, вправе изъявить свое согласие на получение таких данных либо отказать в нем.

Законом о госслужбе установлен запрет получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах.

Запрет на сбор персональных данных о политических убеждениях гражданского служащего, о его частной жизни и других данных обеспечивает выполнение требований о запрете дискриминации в зависимости от политических и иных убеждений, содержащихся в статьях 23, 24 Конституции РФ.

Запрещается принимать решения, затрагивающие интересы гражданского служащего, исключительно на основе результатов автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей, т.е. посредством применения программного обеспечения компьютеров для обработки таких данных. Этот запрет основан на положениях Федерального закона об информации и защите информации, предусматривающего, что документ, полученный из информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ. Следует подчеркнуть, что указанное правило призвано обеспечить юридическую защиту прав и интересов гражданского служащего, т.е. всякое решение, принятое в отношении гражданского служащего, может быть основано исключительно на результатах юридически значимых действий.

Защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа и осуществляется кадровой службой. Возложение функций по защите персональных данных на кадровую службу государственного органа означает, что обязанности по сохранности персональных данных, их недоступности для третьих лиц лежат на должностных лицах кадровой службы. За нарушение этой обязанности они несут ответственность в соответствии с законом.

Запрещается передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне без письменного согласия гражданского служащего. Исключение из этого правила составляют случаи, прямо установленные федеральным законом. Например, допускается передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне без его согласия, если это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровья гражданского служащего (ст. 88 ТК РФ).

Законом о госслужбе установлены меры правовой защиты от нарушения правил получения, обработки и передачи персональных данных. Установлено, что гражданский служащий, допустивший нарушение таких правил, несет ответственность в соответствии с законодательством. Статья 90 ТК РФ предусматривает за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника, все виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную.

В личное дело гражданского служащего вносятся не только персональные данные, но также и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.

Закон о госслужбе не предусматривает перечня "иных сведений", вносимых в личное дело гражданского служащего, а лишь указывает, что эти иные сведения связаны с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением и необходимы для обеспечения деятельности государственного органа. Такой перечень должен быть предусмотрен положением о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, которое утверждается Президентом РФ. Предусматривается утверждение нового нормативного правового акта - до принятия нового положения сохраняет силу Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. N 640 "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы".

 

Реестры государственных гражданских служащих РФ

Сведения из личного дела гражданского служащего включаются в реестр гражданских служащих в государственном органе и хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

Реестр государственных служащих ведется представителем нанимателя, которым являются руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представители указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Реестр гражданских служащих является правовой формой фиксации принадлежности гражданина к гражданским служащим соответствующего государственного органа. Реестр гражданских служащих представляет собой перечень гражданских служащих данного государственного органа с указанием замещаемых ими должностей каждого гражданского служащего. Ведение реестра обеспечивается кадровой службой государственного органа на основе личных дел и карточек учета государственных служащих в соответствии с законодательством. В реестр не могут включаться сведения, не содержащиеся в личном деле гражданского служащего.

Сведения из личного дела гражданского служащего, включаемые в реестр гражданских служащих, хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

Установлена обязательность представителя нанимателя исключать из реестра гражданских служащих умерших гражданских служащих либо объявленных таковыми судом, а также признанных судом безвестно отсутствующими гражданами. Моментом такого исключения является день, следующий за днем смерти (гибели) гражданского служащего или днем вступления в законную силу решения суда.

Сводный реестр государственных гражданских служащих РФ образуют реестры федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и реестры государственных гражданских служащих субъектов РФ. Порядок ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих РФ утверждается указом Президента РФ. Установление единого порядка ведения Сводного реестра необходимо для обеспечения учета тех гражданских служащих, которые переходят в порядке дальнейшего прохождения с гражданской федеральной службы на службу субъектов РФ равным образом или наоборот.

 

Понятие и стороны служебного контракта

Согласно ст. 1 Закона о госслужбе государственным наймодателем для федеральных гражданских служащих является Российская Федерация. Это значит, что он служит не органу, а государству, а также то, что федеральными гражданскими служащими считаются служащие как центрального аппарата федеральных органов государственной власти, так и их территориальных органов, создаваемых на местах для осуществления полномочий федеральных органов власти.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"