Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:31, курс лекций
Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.
Лекция №1 Виды государственной службы Российской Федерации
Лекция 2. Должности государственной службы Российской Федерации
Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
Лекция 4. Административная реформа в Российской Федерации
Лекция 5. Правовое положение государственных служащих
Лекция №6. Право поступления на государственную гражданскую службу
Лекция №7 Организация кадровой работы государственного органа
Лекция № 9 Служебный контракт
В формировании персонала государственных органов неизменно использовался также принцип подбора кадров по нравственным признакам. Многочисленные нормативные акты обязывали служащих соблюдать нормы морали, быть образцом высокой нравственности, следовать правилам "добропорядочности", твердо стоять на позициях честности, не поддаваться искушению "сребролюбия" и "мздоимства", воздерживаться от "дурных наклонностей и поступков".
Интересно отметить, что суть приведенных выше принципов подбора и расстановки кадров сохранилась до нашего времени. Это и профессионализм и компетентность, стаж и опыт работы, способность к самообучению, внепартийность, высокие моральные качества, дисциплина, строгое соблюдение законности, добросовестное исполнение своих служебных обязанностей. К достижениям демократии следует отнести такие принципы, как равный доступ к государственной службе, соблюдение прав и интересов граждан и др.
Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы: Закон о системе госслужбы и Закон о госслужбе. Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. отметил: "Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Должен подчеркнуть, что такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей".
Лекция 4. Административная реформа в Российской Федерации
Результаты российских исследований состояния системы государственного управления свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Данные опросов, проведенных фондом "Общественное мнение" в 2004 г. в семи субъектах РФ, свидетельствуют об отрицательной оценке гражданами деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг (более 71 процента опрошенных). Более 76% опрошенных сталкивались с проявлениями коррупции в государственном аппарате.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ на 2005 год чиновничество названо замкнутой и подчас просто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса. В этой связи основными задачами определены повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию.
Наличие у органов исполнительной власти значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти. Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 - 2005 гг. были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" определены приоритетные направления административной реформы:
- ограничение вмешательства
государства в экономическую
деятельность субъектов
- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
- развитие системы
- организационное разделение
функций регулирования
- завершение процесса
разграничения полномочий
Решение указанных задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 451.
В рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, из них признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. В связи с этим приняты и готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих функций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора - на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом - на федеральные агентства.
В 2005 г. внесены изменения в Федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования 49 из 123 видов деятельности.
Готовятся проекты федеральных законов об административных регламентах в органах исполнительной власти и о стандартах государственных услуг, ведется разработка перечней и стандартов государственных услуг, оказываемых на федеральном уровне.
По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности.
Необходимо повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти. Для этой цели распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. При этом органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы с учетом положений Концепции и плана мероприятий.
В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
- наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
- высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
- высокая интенсивность
контактов с гражданами и
В связи с этим Концепция административной реформы предполагает:
- создать специальные
антикоррупционные механизмы в
сферах деятельности
- деперсонализацию
- детальную регламентацию
процедуры взаимодействия с
- деление административно-
- ротацию должностных лиц.
На сегодняшнем этапе административная реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне она реализуется лишь в виде экспериментов.
Цели и задачи административной реформы
Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах являются:
- повышение качества и
доступности государственных
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- повышение эффективности
деятельности органов
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
- внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;
- разработка и внедрение
стандартов государственных
- оптимизация функционирования
органов исполнительной власти
и введение механизмов
- повышение эффективности
взаимодействия органов
- модернизация системы
информационного обеспечения
- формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
Необходимо также продолжить работу по передаче отдельных функций, осуществляемых органами исполнительной власти и их подведомственными организациями, субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции.
Другой составляющей оптимизации функций органов исполнительной власти является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.
Должны быть разработаны и внедрены механизмы:
- раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- проведения публичных
обсуждений подготавливаемых
- проведения общественной
экспертизы социально значимых
решений органов
- включения представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти;
- создания и деятельности при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества;
- определения рейтингов
органов исполнительной власти
и органов местного
Необходимо также обеспечить приведение ведомственных Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет.
Российский опыт последних 10 лет наглядно показывает: чтобы достичь целей государственной политики, недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий. Необходимо организовать выполнение этих планов, постоянный контроль за их реализацией, а при необходимости - корректировку.
Лекция 5. Правовое положение государственных служащих
Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы.
Исполнение государственной службы предполагает вступление государственного служащего в определенного рода правовые отношения. Характер возникающих правоотношений и определяет содержание его правового статуса.