Механизм административно- правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение механизма административно-правового регулирования и его важнейших элементов: административно-правовых норм и отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие и сущность механизма административно-правового регулирования;
2) Рассмотреть понятие, элементы и виды административно-правовых норм;

Файлы: 1 файл

Контрольная АдмПр.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Административное право  – это, пожалуй, самая обширная и  сложная с точки зрения систематизации и изучения отрасль права. Её особенность  состоит в многообразии сторон общественной жизни, которые она регулирует. И  это не случайно, так как административное право - отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и нет такой сферы общественной жизнедеятельности, которая не находилась бы под пристальным вниманием со стороны государства. Всё это и обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.

Целью исследования является изучение механизма  административно-правового регулирования и его важнейших элементов: административно-правовых норм и отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Раскрыть понятие и сущность механизма административно-правового регулирования;

2) Рассмотреть понятие,  элементы и виды административно-правовых норм;

3) Рассмотреть понятие, элементы и виды административно-правовых отношений.

При выполнении контрольной работы применялись такие методы, как изучение библиографических источников, анализ информации, полученной в ходе их изучения, её сравнение, систематизация и синтез. В качестве теоретической основы использованы различные источники административно-правовых норм (нормативно-правовые акты РФ), научная и учебная литература.

 

 

1. Сущность механизма административно-правового регулирования.

 

Наиболее общим образом  механизм правового регулирования может быть определен как единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения. В силу этого качества механизм правового регулирования дает четкое представление о том, как именно осуществляется правовое опосредование общественных отношений. Система административно-правового регулирования включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; применение норм административного права; административно-правовые отношения [4, 98-99 с.]. 

Профессор А.П. Коренев под механизмом административно-правового регулирования обоснованно предлагает понимать систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления. [5, 42 с.] Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов:

1. Система государственных и муниципальных органов.

2. Нормы административного права и его принципы.

3. Акты толкования  норм административного права, под которыми понимаются акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.

4. Акты применения  норм административного права,  которые представляют официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.

5. Административно-правовые  отношения.

Административно-правовое регулирование носит государственно-властный характер, поэтому реализация административно-правовых норм, действие механизма административно-правового регулирования гарантируется мерами государственного принуждения.

Административно- правовое регулирование проходит в несколько стадий. Первоначально общественные отношения на основе принципов административного права  регулируются с помощью административно- правовых норм, которые устанавливают круг соответствующих общественных отношений, определяют перечень субъектов административного права, их права, свободы и обязанности. Второй этап характеризуется реализацией административно-правовых норм, в результате чего управленческие отношения превращаются в административно- правовые.

Значительную роль играют элементы механизма административно-правового регулирования. Главным элементом выступает норма административного права, а все другие элементы обусловлены   административно-правовыми нормами. Также существенное значение в регулировании управленческих отношений играют принципы административного права. Принципы административного права - это основополагающие идеи, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность. К числу важнейших принципов административного права относятся:

1. Принцип законности, который закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, заключающиеся в неукоснительно исполнении всеми субъектами управленческих отношений, действующих на территории РФ нормативно- правовых актов.

2. Принцип демократизма  правотворческой и правореализационной деятельности, закрепляющий широкие возможности для участия населения, государства и общественных объединений в непосредственном или опосредованном формулировании административно-  правовых норм.

3. Принцип юридического  равенства, который гарантирует равенство административно- правовых статусов участников управленческих отношений.

4. Принцип гуманизма,  который признает права и свободы  человека высшей ценностью.

5. Принцип справедливости

6. Принцип федерализма, который устанавливает, что административное и административно- процессуальное  законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ

7. Принцип взаимной  ответственности государства и  личности, устанавливающий юридическую  ответственность за совершение  административных правонарушений.

Таким образом, механизм административно-правового регулирования - это система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, элементы и виды административно- правовых норм.

 

Норма административного  права представляет собой некоторое правило общего свойства, определенную меру возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными мерами государственного принуждения.

Как и другие нормы  права, административно - правовая норма  имеет свою структуру. Структура нормы права - это способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Гипотеза административно-правовой нормы - это управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях, воздействовать и которые, в свою очередь могут порождать определенные правоотношения. По существу это юридические факты, порождающие административно-правовые отношения.

Диспозиция - есть правило поведения, предписываемое нормой. Она излагается преимущественно в форме осуществления прав, правомочий, дозволения или дается в виде предписаний, обязанностей, в форме запрета и ограничений конкретной деятельности. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права, как бы она не была сформулирована.

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания, применяемые к правонарушителю. Санкция всегда предусмотрена административно- правовой нормой в связи с конкретным правонарушением.

В административной правовой норме вместо санкции может применяться поощрение. Поощрение как элемент административно-правовой нормы есть публичное признание заслуг физического и юридического лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы

Административно-правовые нормы можно  классифицировать по видам:

1) по содержанию;

2) по предмету регулирования;

3) по методу воздействия;

4) по форме предписания;

5) по способу действия 

Деление административно-правовых норм по правовым институтам имеет большое значение для изучения курса административного права, позволяя при этом большой нормативный материал сгруппировать в определенной последовательности и системно. Рассмотрим виды административно-правовых норм более подробно.

1. По содержанию административно-правовые нормы объединяются в правовые институты, с их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это, прежде всего, следующие виды норм:

1) регламентирующие порядок  образования, функции, задачи, структуру  и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;

2) закрепляющие основные  положения организации, функционирования  и правовое положение государственных  предприятий, учреждений и организаций;

3) устанавливающие оптимальные  формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

4) закрепляющие права,  обязанности и ответственность  граждан и их общественных  объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

5) закрепляющие и регулирующие  основные положения, принципы  организации и деятельности института государственной службы;

6) регламентирующие способы  обеспечения законности и дисциплины  в сфере деятельности органов  исполнительной власти, государственного управления;

7) разрешающие вопросы административной  юрисдикции правового разрешения  управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел  об административных правонарушениях  и принятия мер административного  принуждения, в том числе и  мер административного наказания;

8) определяющие положения и принципы  регулирования отношений между  субъектами административного права  в экономике, промышленности, аграрном  секторе, хозяйственной сфере,  социально-культурной и административно-политической  сфере и межотраслевом управлении.

2. По предмету правового  регулирования делятся на материальные  и процессуальные нормы. Материальные регулируют сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий. Процессуальные регламентируют порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения.

3. По методу воздействия на  поведение субъектов управленческих отношений могут быть:

- обязывающими - содержать юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой.;

- уполномочивающими;

- запрещающими;

- стимулирующие; создавать условия должного поведения в сфере управленческих отношений или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, также косвенно стимулируют законопослушность граждан;

- согласительные административные процедуры также широко используются в регулировании управленческих отношений.

4. По форме предписания  административно-правовые нормы  бывают:

- императивные;

- рекомендательные;

- диспозиционные (регулируемые права и обязанности в рамках или диапазоне, предоставленных нормой права).

5. По способу действия:

- в пространстве — общероссийские, в пределах субъекта Российской Федерации, местные правовые акты и др.;

- по времени — с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;

- по субъектам регулирования — в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

Таким образом, административно правовая норма - это общеобязательное государственное властное веление, содержащиеся в нормативно- правовых актах, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а так же отношения управленческого характера, возникающих в иных сферах жизнедеятельности общества. 

3. Понятие, элементы  и виды административно- правовых  отношений.

 

Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой.

Административные правоотношения следует рассматривать как социально-управленческие отношения, складывающиеся на основе норм административного права, по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых, как правило, является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.

Профессор Ю.Н. Старилов очень точно отметил, что теоретическое  осмысление проблемы административно- правовых отношений традиционно вызывает определенные трудности для исследователей. Достаточно отметить то, что этот институт связан со всеми  институтами административного права. [6, 95 с.]

Информация о работе Механизм административно- правового регулирования