Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа
Целью исследования является изучение механизма административно-правового регулирования и его важнейших элементов: административно-правовых норм и отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие и сущность механизма административно-правового регулирования;
2) Рассмотреть понятие, элементы и виды административно-правовых норм;
Введение
Административное право – это, пожалуй, самая обширная и сложная с точки зрения систематизации и изучения отрасль права. Её особенность состоит в многообразии сторон общественной жизни, которые она регулирует. И это не случайно, так как административное право - отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и нет такой сферы общественной жизнедеятельности, которая не находилась бы под пристальным вниманием со стороны государства. Всё это и обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
Целью исследования является изучение механизма административно-правового регулирования и его важнейших элементов: административно-правовых норм и отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие и сущность механизма административно-правового регулирования;
2) Рассмотреть понятие, элементы и виды административно-правовых норм;
3) Рассмотреть понятие, элементы и виды административно-правовых отношений.
При выполнении контрольной работы применялись такие методы, как изучение библиографических источников, анализ информации, полученной в ходе их изучения, её сравнение, систематизация и синтез. В качестве теоретической основы использованы различные источники административно-правовых норм (нормативно-правовые акты РФ), научная и учебная литература.
1. Сущность механизма административно-правового регулирования.
Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения. В силу этого качества механизм правового регулирования дает четкое представление о том, как именно осуществляется правовое опосредование общественных отношений. Система административно-правового регулирования включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; применение норм административного права; административно-правовые отношения [4, 98-99 с.].
Профессор А.П. Коренев под механизмом административно-правового регулирования обоснованно предлагает понимать систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления. [5, 42 с.] Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов:
1. Система государственных и муниципальных органов.
2. Нормы административного права и его принципы.
3. Акты толкования
норм административного права,
4. Акты применения
норм административного права,
которые представляют официальн
5. Административно-правовые отношения.
Административно-правовое регулирование носит государственно-властный характер, поэтому реализация административно-правовых норм, действие механизма административно-правового регулирования гарантируется мерами государственного принуждения.
Административно- правовое регулирование проходит в несколько стадий. Первоначально общественные отношения на основе принципов административного права регулируются с помощью административно- правовых норм, которые устанавливают круг соответствующих общественных отношений, определяют перечень субъектов административного права, их права, свободы и обязанности. Второй этап характеризуется реализацией административно-правовых норм, в результате чего управленческие отношения превращаются в административно- правовые.
Значительную роль играют элементы механизма административно-правового регулирования. Главным элементом выступает норма административного права, а все другие элементы обусловлены административно-правовыми нормами. Также существенное значение в регулировании управленческих отношений играют принципы административного права. Принципы административного права - это основополагающие идеи, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность. К числу важнейших принципов административного права относятся:
1. Принцип законности, который закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, заключающиеся в неукоснительно исполнении всеми субъектами управленческих отношений, действующих на территории РФ нормативно- правовых актов.
2. Принцип демократизма
правотворческой и правореализа
3. Принцип юридического равенства, который гарантирует равенство административно- правовых статусов участников управленческих отношений.
4. Принцип гуманизма,
который признает права и
5. Принцип справедливости
6. Принцип федерализма, который устанавливает, что административное и административно- процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ
7. Принцип взаимной
ответственности государства и
личности, устанавливающий юридическую
ответственность за совершение
административных правонарушени
Таким образом, механизм административно-правового регулирования - это система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества.
2. Понятие, элементы и виды административно- правовых норм.
Норма административного права представляет собой некоторое правило общего свойства, определенную меру возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными мерами государственного принуждения.
Как и другие нормы права, административно - правовая норма имеет свою структуру. Структура нормы права - это способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.
Гипотеза административно-
Диспозиция - есть правило поведения, предписываемое нормой. Она излагается преимущественно в форме осуществления прав, правомочий, дозволения или дается в виде предписаний, обязанностей, в форме запрета и ограничений конкретной деятельности. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права, как бы она не была сформулирована.
Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания, применяемые к правонарушителю. Санкция всегда предусмотрена административно- правовой нормой в связи с конкретным правонарушением.
В административной правовой норме вместо санкции может применяться поощрение. Поощрение как элемент административно-правовой нормы есть публичное признание заслуг физического и юридического лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы
Административно-правовые нормы можно классифицировать по видам:
1) по содержанию;
2) по предмету регулирования;
3) по методу воздействия;
4) по форме предписания;
5) по способу действия
Деление административно-правовых норм по правовым институтам имеет большое значение для изучения курса административного права, позволяя при этом большой нормативный материал сгруппировать в определенной последовательности и системно. Рассмотрим виды административно-правовых норм более подробно.
1. По содержанию административно-
1) регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;
2) закрепляющие основные
положения организации,
3) устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
4) закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
5) закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;
6) регламентирующие способы
обеспечения законности и
7) разрешающие вопросы
8) определяющие положения и
2. По предмету правового
регулирования делятся на
3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений могут быть:
- обязывающими - содержать юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой.;
- уполномочивающими;
- запрещающими;
- стимулирующие; создавать условия должного поведения в сфере управленческих отношений или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, также косвенно стимулируют законопослушность граждан;
- согласительные административные процедуры также широко используются в регулировании управленческих отношений.
4. По форме предписания
административно-правовые
- императивные;
- рекомендательные;
- диспозиционные (регулируемые права и обязанности в рамках или диапазоне, предоставленных нормой права).
5. По способу действия:
- в пространстве — общероссийские, в пределах субъекта Российской Федерации, местные правовые акты и др.;
- по времени — с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;
- по субъектам регулирования — в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.
Таким образом, административно правовая норма - это общеобязательное государственное властное веление, содержащиеся в нормативно- правовых актах, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а так же отношения управленческого характера, возникающих в иных сферах жизнедеятельности общества.
3. Понятие, элементы
и виды административно-
Под административным правоотношением
понимается вид общественного отношения управленческого хара
Административные
Профессор Ю.Н. Старилов очень точно отметил, что теоретическое осмысление проблемы административно- правовых отношений традиционно вызывает определенные трудности для исследователей. Достаточно отметить то, что этот институт связан со всеми институтами административного права. [6, 95 с.]
Информация о работе Механизм административно- правового регулирования