Музыкально-дидактические игры для дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Поставленные «Программой воспитания в детском саду» задачи по музыкальному воспитанию реализуются посредством основных форм организации детской деятельности: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность в свободное от занятий время, когда по инициативе детей возникают игры с пением, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые.

Файлы: 1 файл

Музыкально-дидактические игры для дошкольников.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Апрель. 1. Слушание сказки «Буратино» (грамзапись).

2. Кукольный театр (пригласить артистов).

3. Музыкально-литературный час «Мы Ленина внучата».

4. Празднование дня рождения. Настольный театр. «День рождения Чебурашки».

Май. 1. Музыкальный  конкурс.

2. Музыкально-литературный час «Славься, День Победы».

3. У нас в гостях учащиеся хореографической студии.

4. Празднование дня рождения. Фланелеграф. Сказка «Дождь».

Июнь. 1. Концерт, посвященный Дню защиты детей.

2. Вечер шуток и загадок.

3. Музыкально-литературный час «Ленин и музыка».

4. Празднование дня рождения. Теневой театр. Сказка «Кот, петух и лиса».

Июль. 1. Праздник лета в лесу.

2. Выступление детского оркестра.

3. Конкурс детского рисунка на асфальте «Лето — веселая пора».

4. Празднование дня рождения. Драматизация сказки «Теремок».

Август. 1. Кукольный  театр. Сказка «Зайка-зазнайка». 2. Праздник песни.

3. Спортивный праздник на участке «Веселые старты».

4. Празднование дня рождения. Настольный театр. Сказка «Волк и семеро козлят».

Для детей младшего дошкольного возраста

Сентябрь. 1. Празднование дня рождения. Театр игрушек. Сказка «Приходите, гости».

2. Праздник игрушек.

3. Пальчиковый театр. Сказка «Жили-были...» (показывают дети старших групп).

4. Теневой театр. Сказка «Глупый мышонок».

Октябрь. 1. Празднование дня рождения. Пальчиковый театр  «Поздравляем».

2. Драматизация сказки «Теремок» (исполняют дети старшей группы).

3. Настольный театр. Сказка «Кошкин дом».

4. Показ игрушки-забавы.

Ноябрь. І. Празднование дня рождения. Игры-аттракционы.

2. Концерт старших детей.

3. Кукольный театр. Сказка «Колобок».

4. Фланелеграф. «Из какой мы сказки?»

Декабрь. 1. Празднование дня рождения. Театр игрушек «Мы  веселые ребята».

2. Праздник игрушек.

3. Пальчиковый театр (сказку показывают старшие дети).

4. Слушание сказки «Машенька и медведь».

Январь. 1. Празднование дня рождения. Фланелеграф. Сказка «Елочка».

2. Праздник зимы.

3. Кукольный театр. Сказка «Дед Мороз».

4. Игры-аттракционы.

Февраль. 1. Празднование дня рождения. Теневой театр. Сказка «Репка».

2. Показ игрушки-забавы.

3. Развлечение «В гостях у игрушек».

4. Настольный театр. «Мишка-именинник».

Март. 1. Празднование дня рождения. Пальчиковый театр.

2. Концерт старших детей.

3. Спортивный праздник.

4. Показ игрушки-забавы.

Апрель. 1. Празднование дня рождения. Игры-аттракционы.

2. Праздник игрушек.

3. Кукольный театр (показывают старшие дети).

4. Слушание сказки. Сказка «Теремок».

Май. 1. Празднование дня рождения. Театр игрушек. «Мы умеем танцевать».

2. Концерт детского оркестра.

3. Театр картинок. «Угадай*ка».

4. Театр игрушек. «Новая игрушка».

Июнь. 1. Празднование дня рождения. Театр кукол. «Цыпленок».

2. Праздник игрушек.

3. Театр картинок. «Лесная история».

4. Настольный театр. Сказка «Кот, петух и лиса».

Июль. 1. Празднование дня рождения. Пальчиковый театр. «Отгадай».

2. Концерт старших детей.

3. Кукольный театр. «Хвостик».

4. Слушание сказки «Курочка-ряба».

Август. 1. Празднование дня рождения. Театр игрушек. «Опять встретились».

2. Показ игрушки-забавы.

3. Пальчиковый театр (показывают старшие дети).

4. Фланелеграф. Сказка «Умный котенок».

 

роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр

Многие музыкально-дидактические  игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Вот почему особенно в младших группах воспитатель  не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Для того чтобы  развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять  знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей.

Примерный годовой план работы музыкального руководителя с воспитателями

Консультации для воспитателей

1. Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.

2. Музыка вне занятий.

3. Ритмика в детском саду.

4. Как организовать свободный досуг детей.

Педагогические  совещания

1. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в детском саду.

2. Детский оркестр — один из путей музыкального развития детей.

3. Обсуждение выставки пособий по самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Коллективный  просмотр

1. Открытое музыкальное занятие (роль воспитателя в проведении занятия).

2. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей подготовительной к школе группы (театрализованная деятельность).

3. Проведение музыкально-дидактических игр в музыкальных уголках.

Индивидуальная  работа с воспитателями

1. По пению, движению (как подготовка к занятию по программе детского сада).

2. Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

3. Работа с ведущими на утреннике и развлечения.

Во время  консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать развлечение с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.

В нашем саду большое место в работе музыкального руководителя занимают индивидуальные занятия с воспитателями, в процессе которых они учатся играть на детских и обычных музыкальных инструментах (фортепиано, баяне). Надо отметить особый интерес воспитателей к обучению, они с удовольствием исполняют несложные произведения индивидуально и в ансамбле, принимают активное участие в ходе музыкального занятия и становятся помощниками детей в различных музыкальных играх.

Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру.

Например, воспитатель  предлагает детям музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок». Все музыкальные загадки он исполняет на металлофоне сам. Это могут быть песни «Падают листья» М. Красева, «Праздник Октября» Ю. Слонова, «Гуси» А. Филиппенко, «Зимняя песенка» М. Красева и др. Дети стрелкой указывают картинку, соответствующую содержанию данной песни. Эту игру воспитатель проводит с детьми без музыкального руководителя и может использовать не только металлофон, но и другие детские инструменты.

На занятиях детей знакомят с музыкальными инструментами, учат играть несложные мелодии, часто вместе с детьми приходится играть и воспитателю. Например, работая над распевкой, ребенку предлагают передать на инструменте ритмический рисунок этой мелодии. Если он затрудняется, воспитатель проигрывает нужную мелодию на своем инструменте (однотипном с с инструментом ребенка). Воспитатель может применять свои знания и в том случае, когда дети хорошо усвоили данный материал и идет его закрепление. Например, мелодию попевки предлагают сыграть сразу нескольким детям: двое играют на триолах, двое на металлофонах, нескольким детям можно дать аккордеоны, а воспитатель играет ведущую партию на «Мелодии-26». Получается своеобразный оркестр, который доставляет детям большую радость — ведь они играют вместе с воспитателем.

Для развития самостоятельной  музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми. Привлекаются и родители. Периодически мы проводим смотры групп по оснащению дидактическим оборудованием, большое внимание при этом обращаем на творчество в создании и оформлении пособий.

В организации  и проведении музыкально-дидактических  игр, таких, как «Наши любимые пластинки», «Любим слушать музыку», «Определи» и др., большую помощь оказывают воспитателям наборы пластинок, выпущенные студией «Мелодия» специально для детских садов.

Все это дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ дошкольников

В настоящее  время большое значение уделяется  развитию музыкально-творческих способностей детей. В магазинах имеются различные музыкально-дидактические игры: «Музыкальная книжка», «Чья это музыка?», «Музыкальное домино», «Музыкальное лото» и др. Увеличивается ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов. Пособия и игры красочно оформляются (при этом используются рисунки и иллюстрации из старых детских книг и журналов). Такие игры используются и во время занятий, и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра — прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Музыкально-дидактическим  играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно все же играм младших дошкольников (рис. 30—31). Поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребенок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

Музыкально-дидактические  игры проводятся с разным по численности  составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу», «Матрешки», «Колобок», «Знакомые песни», с подгруппой — «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живет?».

При объединении  детей надо учитывать особенности  каждого. Например, Ира малоактивная и застенчивая девочка отказывалась включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение Светы организовать игру только для двоих. Это «Кто первый?» или «Определи и повтори». Девочка с желанием отгадывала музыкальные загадки своей подруги, исполняя мелодии на различных детских инструментах.

Музыкально-дидактические  игры, находящиеся в музыкальных  уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребенок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очередность в выборе ведущего. Или ребенок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

Организуя музыкальные  игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

В игре возникают  определенные формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, еще вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, еще вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом. Женя во время игры на баяне часто допускал ошибки, никто из детей не обиделся на него, а Лена предложила свою помощь.

Информация о работе Музыкально-дидактические игры для дошкольников