Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:32, реферат
Поставленные «Программой воспитания в детском саду» задачи по музыкальному воспитанию реализуются посредством основных форм организации детской деятельности: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность в свободное от занятий время, когда по инициативе детей возникают игры с пением, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые.
Для развития самостоятельной
музыкальной деятельности нужны
условия, как принято называть, зоны
самостоятельной музыкальной
Много споров и разногласий было у нас среди педагогов. Вначале для таких уголков отвели место в групповых комнатах, но скоро пришлось отказаться от этого, так как в группе дети заняты различными видами деятельности. И конечно, оркестр, организованный подгруппой детей, совсем не нужен детям, играющим в «больницу». В то же время возникал вопрос, как обеспечить наблюдение и контроль за музицированием детей. Решено было отвести место в раздевальне, по одну сторону которой стоят шкафчики для одежды, другая сторона свободная. Почти весь день раздевальня свободна, она светлая, всегда проветрена. Здесь и поместили столик с детскими инструментами, музыкально-дидактическими играми, проигрыватель (при необходимости его переносили в группу). Не мешая другим, дети могли свободно заниматься. Музыкально-дидактические игры с небольшой подгруппой также могут проводиться здесь (можно поставить 1—2 столика, если игра связана с раздаточным материалом). Если музыкальная игра организуется со всей группой детей, то такие игры мы проводим в групповой комнате (вносится необходимый материал из музыкального уголка).
Ребенок, изъявивший желание заниматься на инструменте, обязательно ставит в известность воспитателя. Если один помогает другому в освоении инструмента, то воспитатель опять-таки должен видеть результат детской работы, дать оценку.
Музыкальные уголки
создаются в детском саду с
учетом возрастных особенностей детей.
В уголках старших групп
В уголках старших групп следует периодически помещать портреты композиторов: Г1. Чайковского, Н. Римскохо-Корсакова, Д. Кабалевского и других, с творчеством которых дети знакомятся. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1—2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
Игра на детских музыкальных инструментах сравнительно новый и интересный вид деятельности, прочно входящий в повседневную жизнь детского сада. Входя в здание дошкольного учреждения, можно услышать звучание детских инструментов, доносящихся из зала и групповых комнат. И если внимательно прислушаться, то можно без таблички определить, где какая группа находится. Вот из дверей звучит мелодия украинской народной песни «Ехал казак за Дунай». Кто-то отрабатывает звучание на аккордеоне, мелодию ведет в темпе, смело. Безошибочно определяем — здесь старшая группа. Вот слышен металлофон, чувствуется, что у ребенка не получается чистого звучания — молоточек задевает сразу две пластинки. Но вдруг эта же мелодия звучит совершенно чисто. Кто-то пришел на помощь ребенку, значит, будет порядок. Отрадно, когда именно такая музыкальная обстановка царит в детском саду. Значит, здесь детскому творчеству уделено большое внимание, музыкальное воспитание поставлено на определенный уровень.
Сколько радости доставляет детям музицирование на инструментах. Этому вопросу следует уделять особое внимание, так как именно игра детей на инструментах чаще всего встречается в музыкально-дидактических играх. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Знакомство с инструментами осуществляется планомерно. Уже в младшей группе дети узнают металлофон, слышат его звучание.
Если работу вести систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах ансамблем, оркестром. Они лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся более активными на музыкальных занятиях.
Для создания детского оркестра необходимо наличие определенных инструментов. Вот перечень детских инструментов, которые мы используем в работе с детьми: аккордеоны, мелодии, баянито, триолы, губные гармошки, металлофоны, саксофоны, фисгармоника, органола, баяны, саратовская гармонь, арфы, гусли, цитры, цимбалы, погремушки, маракасы, румба, колокольчики, бубны, ложки, музыкальные молоточки, электромузыкальные инструменты («Чижик», «Фаэми»).
Многие педагоги в работе с оркестром встречаются с трудностями, особенно это связано с настройкой инструментов. Они часто расстраиваются, и не все музыкальные мастерские берутся за эту работу. Нам приходится уговаривать мастеров, доказывать важность и необходимость настроенного инструмента для ребенка. Используются в работе с детьми и такие инструменты, которые невозможно сдать в ремонт, например арфа, цитры, цимбалы, губные гармошки. В приложении к арфам имеется ключ настройки и запасные струны. Инструмент легко настраивается под фортепиано. Нам пришлось отказаться от настройки цитр, цимбал, гуслей, губных гармошек, триол, так как они не держат строй. Поэтому эти инструменты просто заменяются другими, новыми. Научились мы самостоятельно исправлять некоторые неполадки в электромузыкальных инструментах.
Опыт показывает, что занятия в оркестре не требуют от ребенка каких-то особых музыкальных данных. Наоборот, эти занятия дают положительные результаты для всех детей без исключения. В оркестре одновременно может заниматься более 25 ребят подготовительной группы, в зависимости от количества инструментов (рис. 32—35).
Вначале всем оркестром разучивается мелодия известного произведения. Советуем начать с русской народной мелодии «Во поле береза стояла». Всей группой дети усваивают ритмический рисунок песни. Затем ритмический рисунок выкладывается карточками на фланелеграфе и на индивидуальных карточках в музыкально-дидактических играх. Например, игра «На чем играю?» дает возможность детям услышать звучание данной мелодии на различных инструментах. У ребенка появляется желание играть в оркестре на понравившемся ему инструменте. Так, Лене нравится, как звучит «Во поле береза стояла» на арфе. Она говорит: «Арфа звучит мягко и тонко, как стройная береза на участке». Мальчикам больше нравятся аккордеоны и баяны. Если ребенок затрудняется в выборе инструмента, его не следует торопить, можно дать еще раз послушать звучание каждого из них.
После того как дети хорошо усвоят мелодию песни, ее ритмический рисунок, можно приступать к индивидуальным занятиям с каждым ребенком. Продолжительность таких занятий вначале не более 5—7 минут. Здесь ребенку напоминают правила пользования инструментом, обращая внимание на правильную осанку. Еще раз объясняют о расположении низких и верхних звуков. Конечно, не следует забывать и о правильной постановке рук: при игре на аккордеоне, баяне, гармонике можно использовать различные упражнения для пальцев; при игре держать на металлофоне надо ровно держать молоточек, опускать его точно на середину пластинки, чтобы звук был чистый, звонкий. Затем педагог дает ребенку возможность самому попробовать свои силы в музицировании.
Индивидуальные занятия чаще проводятся во второй половине дня, но можно использовать и утренние часы. Например, до гимнастики в зале могут заниматься 5—6 детей. Желательно занятия проводить ежедневно. С каждым новым днем все
увереннее опускаются на клавиши детские пальчики, сильнее растягиваются меха аккордеонов.
Обучение игре на ритмических инструментах: маракасах, румбе, угольнике — также проводится на индивидуальных занятиях. Дети должны исполнять свою партию внимательно, прислушиваясь к аккомпанементу, ошибаться нельзя, потому что весь оркестр прислушивается к ритму группы ударных. Когда каждый ребенок будет хорошо исполнять свою партию, можно объединить несколько детей в ансамбль. Например, вместе собираются дети, которые играют на аккордеонах (их может быть шесть). Первая попытка сыграть вместе оказалась неудачной: Оля ошиблась и не смогла подхватить мелодию, а Галя немного поторопилась. Дети почувствовали всю трудность исполнения ансамблем, каждый отдельно играл без ошибок. Но стремление играть вместе у ребят не пропало, снова* и снова они берутся за игру. Можно еще раз повторить со всеми мелодию песни без слов или отхлопать ритмический рисунок, привыкая к нужному ритму. Занятия такими подгруппами не должны быть продолжительными. Затем наступает день, когда объединяются все подгруппы. Дети исполняют оркестром.
Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплоченность, взаимопонимание. С детским оркестром можно разучить следующие произведения: «Ой, лопнул обруч»—украинская народная мелодия, обработка В. Агафонникова, «Полянка»— русская народная мелодия, обработка В. Агафонникова, «Во поле береза стояла»— русская народная мелодия, обработка В. Агафонникова.
Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир звуков.
Выступление оркестра можно включить в любой утренник или когда в детском саду отмечается день рождения детей.
Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Она украшает жизнь ребенка, развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр.
НАШИ ПОМОЩНИКИ — РОДИТЕЛИ
Успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
Работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Прежде всего следует изучить условия жизни каждого ребенка, выявить индивидуальные особенности его окружения, занятий и интересов родителей, их отношение к развитию музыкальных интересов и способностей у малыша. И только после этого можно намечать конкретные пути, своеобразную программу воспитания в каждой семье.
Наша многолетняя
работа в этом направлении показывает,
что для организации
Родители должны осознать цель и задачи музыкального воспитания их детей, быть знакомы с методикой работы, приемами и средствами, способствующими выработке тех или иных музыкальных навыков, и, безусловно, понять роль единых требований в развитии музыкальных способностей каждого ребенка. Мы стремимся создать условия для ежедневной информированности родителей о музыкальной деятельности детей в детском саду. С этой целью нами составляются в начале учебного года планы по музыкальному просвещению родителей. Планы утверждаются на педагогическом совете детского сада.
Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, посещение на дому, а также оформление папок и стендов-передвижек. Знакомство с программой детского сада по музыкальному воспитанию проводится на родительских собраниях, где раскрываются задачи, формы и методы работы по. развитию творчества детей, их самостоятельной музыкальной деятельности. Родительский комитет помогает в приобретении детских музыкальных инструментов, настройке этих инструментов, участвует в оформлении помещения, изготовлении музыкальных дидактических материалов, оказывает помощь в проведении выездных детских концертов и т. д.
Примерный годовой план музыкального просвещения родителей
1. Родительские собрания на темы: «Музыка в жизни ребенка», «Программа музыкального воспитания дошкольников», «Театр в детском саду».
2. Беседы и лекции: «Влияние музыки на физическое развитие детей», «Умственное воспитание средствами музыки», «Музыкальные способности ребенка», «Телевидение и радио в жизни ребенка».
3. Консультации: «Уровень музыкальных способностей ребенка», «Ваш ребенок на занятиях музыкой», «Участие ребенка в утреннике, развлечении», «Как помочь ребенку освоить музыкальный инструмент», «Роль музыкально-дидактических игр в жизни ребенка».
4. Посещение на дому — выявление условий, способствующих музыкальному воспитанию ребенка: наличие музыкальных инструментов, домашней библиотеки и т. д.
5. Открытые музыкальные занятия (одно занятие в месяц по каждой возрастной группе).
6. Просьбы и поручения: оформление наглядных пособий, музыкальных и театрализованных уголков, костюмов и атрибутов к празднику, изготовление фланелеграфа и подставок для металлофонов, помощь в выездах с концертами, участие в проведении утренников и развлечений.
7. Концерты для родителей: на собраниях, конференциях, в дни праздников (8 Марта, День Советской Армии, День Победы).
Важное место
в музыкальном просвещении
Информация о работе Музыкально-дидактические игры для дошкольников