Музыкально-дидактические игры для дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Поставленные «Программой воспитания в детском саду» задачи по музыкальному воспитанию реализуются посредством основных форм организации детской деятельности: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность в свободное от занятий время, когда по инициативе детей возникают игры с пением, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые.

Файлы: 1 файл

Музыкально-дидактические игры для дошкольников.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

должен активно  участвовать в празднике.

Беседы с  родителями мы проводим в утренние часы и вечером. Утром, придя в детский сад, дети спешат поделиться радостью и впечатлениями о вечере, проведенном дома, рассказать о детской передаче. Вместе с детьми поговорить с музыкальным руководителем приходят и родители. Маму Славы интересует, что нового узнал мальчик, как можно с ним заниматься дома. Отец Лены спрашивает, правильно ли дочь играет на аккордеоне мелодию русской народной песни, которую они разучили вместе дома, и как надо сидеть во время игры на этом инструменте. Мама Алеши радостно сообщает, что сынишка провел с бабушкой очень интересную музыкальную игру: напевал на ля-ля мелодию какой-либо песни, а бабушка угадывала, или бабушка показывала ему картинку, а он пел песню в соответствии с названием этой картинки. Всех заинтересовала игра, даже папа и старший сын включились в эту игру.

Но чаще всех в зал приходит мама Оксаны, девочки активной, чрезмерно подвижной и порой очень эгоистичной. Маму беспокоит это, тем более что отрицательные черты характера проявляются у девочки не только дома, но и в саду. Оксана музыкальна, занимается в оркестре, по сравнению с другими детьми быстро овладела игрой на разных инструментах: аккордеоне, арфе, триоле — и может заменить любого ребенка, она и сама пробовала подбирать несложные мелодии знакомых песен и попевок. Этим она гордилась и часто хвасталась перед детьми и родителями. Мы решили постепенно воспитывать у девочки сознание общего долга, ответственности за общее дело, чувство сопереживания. Мы меньше давали Оксане сольных партий и предложили ей помочь подружке Люде правильно играть на аккордеоне. «Каждый в оркестре должен уметь хорошо играть,— объяснили мы девочке.— Оркестр — это единая, дружная семья, красивое и правильное звучание в нем зависит от всех участников». Надо было видеть желание Оксаны, с которым она принялась заниматься с подругой. Девочки брали инструмент даже на участок, и Оксана, подражая музыкальному руководителю, настойчиво и терпеливо еще и еще раз показывала, как надо играть. А для дальнейшего музыкального развития Оксаны и большей ее занятости мы продолжали заниматься с ней и разучивали новое произведение, которое затем прозвучало сюрпризом на утреннике. Отработка этого произведения и мысль, что это сюрприз для всех детей, подействовали на девочку, которая стала более дисциплинированна и собранна. Ей поручили организовывать с детьми и некоторые музыкально-дидактические игры. Затем папа подарил девочке в день рождения аккордеон. Оксана вечерами стала заниматься самостоятельно. В выходные дни родители с дочерью стали чаще бывать в театре, на концертах.

Теперь уже  мама Оксаны реже спрашивала о поведении  дочки, она знала, что все хорошо, и торопилась рассказать о том новом, что ребенок узнал за выходной день. Так постепенно вместе с родителями была решена проблема дисциплинированности девочки.

А вот другой пример. Наташа — малоактивная, застенчивая  девочка, своим поведением не создавала  конфликтных ситуаций, и казалось, ее ничто не интересовало. Девочке  через год надо было идти в школу. Мы поняли, что ей трудно будет в школе, и решили вместе с родителями активно занять ее свободное время. Чаще других детей Наташа приглашалась в зал, где ей предлагали инструменты, на которых бы она хотела научиться играть. Девочка больше молчала и пожимала плечами. Несколько раз она присутствовала на занятиях оркестра, однажды ее попросили заменить Ларису, игравшую на колокольчиках (в этот день девочка не пришла в сад). Наташа робко взяла колокольчики, но после проигрыша в нужный момент начала ритмично звенеть. Игра в оркестре увлекла девочку. Постепенно она стала учиться играть на металлофоне, затем на аккордеоне. Беседы с Наташей о детских передачах, просмотренных дома, о песнях и плясках, разученных на музыкальных занятиях, говорили о том, что девочку интересуют медленные хороводы, лирические напевы, она тонко чувствует красоту поэтических произведений. С каждым днем девочка становилась активней, разговорчивей. И когда Наташа попросила маму купить ей арфу, это была наша общая победа. Так вместе с семьей мы помогли девочке перешагнуть порог робости и скованности.

В вечернее время  индивидуальных бесед с родителями мы стараемся показать наглядно, чего достиг ребенок в развитии музыкальных  способностей. Порой многие родители удивляются, как чисто поют дети с музыкальным сопровождением, как эмоционально исполняют песни. Так, дедушка Гены был растроган игрой внука на баяне. Мальчик играл одно произведение за другим. И хотя он играл в оркестре, дедушка похвалил внука и вспомнил при этом, как помогал им баян на фронте в короткие часы отдыха, и со слезами на глазах сказал: «Учись, Геннадий, вырастешь, подарю свой фронтовой баян». И мальчик был внимательным на занятиях, прислушивался к замечаниям старших, дома часто брал в руки свой маленький инструмент и собирал вокруг всех родных.

Музыкальный руководитель и воспитатель в ходе беседы с  родителями советуют, какие передачи по телевидению, какие фильмы можно  посмотреть с детьми, какие концерты послушать, какие музыкальные произведения в грамзаписи можно приобрести для  детской музыкальной библиотеки и как организовать ее дома. Правильное восприятие музыкального произведения доставляет детям большое эмоциональное наслаждение. В целях развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей в семье мы рекомендовали родителям организовать и, естественно, принимать активное участие в музыкально-дидактических играх. С некоторыми из этих игр мы знакомим родителей.

Родители могут  предложить детям послушать произведения П. Чайковского, Р. Шумана, А. Лядова и  других композиторов. Одни и те же произведения в грамзаписи ребята способны слушать несколько раз. Пояснения взрослых перед прослушиванием или после него еще больше привлекают внимание детей к тем или иным особенностям музыки. Когда дети уже не раз слышали какое-либо музыкальное произведение, можно предложить родителям устроить вечер загадок: по отдельным законченным музыкальным фразам, предложениям узнать произведение, определить его характер. Так; дети 6—7 лет могут различить три части в «Детской польке» М. Глинки, определить одинаковые — первую и третью.

В помощь родителям  на стенде мы помещаем репертуар детских  песен, произведений для слушания, которые  можно рекомендовать для своеобразных музыкальных занятий дома.

А для того чтобы  дети с большим желанием слушали музыкальные произведения, советуем родителям проводить это слушание в форме музыкально-дидактической игры. К таким играм можно отнести «Слушаем музыку», «Любимые пластинки», «Музыкальный магазин» и др.

Заслуживает внимания и беседа с родителями о посещении кукольных театров. Это всегда праздник для детей, особенно если сказка подобрана с учетом возраста ребенка. Иногда мы приглашаем артистов в детский сад. Представление обычно проводится во вторую половину дня. Дети задолго готовятся к этому дню: рисуют пригласительные билеты, стараются быть послушными. Детям доставляет большую радость, если кто-то из артистов раздает им эти билеты и рассаживает их на места. Все как в настоящем театре: билеты, трижды звенит колокольчик, ведущий объявляет начало спектакля для детей. Представление начинается.

Долго в памяти ребят остается эта замечательная  сказка, показанная артистами. Не только в детском саду ребята обыгрывают эту сказку в настольном, кукольном театрах, но и дома каждый ребенок стремится рассказать о настоящих артистах, которые приезжали в детский сад. И от того, как отнесутся •родители к рассказу дочери, будет зависеть и настроение ребенка, и дальнейшие действия, связанные с его музыкальным творчеством.

Большую помощь в работе с родителями оказывает оформление стендов и витрин по определенным темам: «Музыка и дети», «Мы играем и поем», «Выходной день дома», «Наше занятие» и др. Например, на стенде можно поместить рекламу о спектакле в кукольном театре, театре юного зрителя, о детском фильме, демонстрируемом в ближайших кинотеатрах, и т. д. На стенде размещается материал и раскрывается содержание музыкально-дидактических игр, которые обыгрываются с детьми данной группы на занятиях и в часы досуга. Даются также отдельные советы, рекомендации для родителей, например, по какому виду музыкальной деятельности следует позаниматься с тем или иным ребенком.

Методическую  помощь родителям оказывают специальные  открытые музыкальные занятия, которые проводятся один раз ^месяц для всех желающих. Посещение этих занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, в котором виден результат всей воспитательной работы, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные навыки и умения их детей. Все это способствует выработке единых требований в музыкальном развитии каждого ребенка в детском саду и дома. Так, мама Тани после занятия подошла к музыкальному руководителю и сказала, что она будет более внимательно следить, как поет песни дочка. Например, песню «Гуси» А. Филиппенко девочка поет отрывисто, и поэтому она плохо звучит в ее исполнении. После очередного занятия Юрина мама поняла, как правильно передавать ритмический рисунок — сын часто организовывал дома музыкально-дидактические игры, связанные с ритмическим соотношением различных мелодий знакомых песен.

Посещение семьи  педагогами также оказывает действенную  помощь в создании единых требований по музыкальному воспитанию детей. Педагоги видят, как знания, полученные на занятиях, развлечениях и праздниках, дети используют в своем творчестве в кругу семьи.

Вот что рассказала мама Лены в беседе с воспитателем: «Пришла как-то домой дочка из детского сада. Время было позднее, и у всех были запланированы дела на вечер. Подошла она к отцу и  попросила сделать «Волшебный волчок». Вначале мы не могли понять, что это такое, но Лена очень подробно объяснила правила этой интересной игры. Девочке обещали исполнить ее просьбу не сегодня, как она настаивала, а на следующий день. Утром, проснувшись, она сразу вспомнила об этой игре и попросила отца зайти в магазин и купить картон. Вечером после детского сада все дружно принялись за работу. Девочка сама нарисовала несколько картинок по содержанию песен. Сколько было радости, когда Лена рассадила вокруг себя всех нас и стала ведущей этой увлекательной игры. Пели папа и я, братишка и бабушка, пели все вместе и отдельно, а песню про красный флажок никто не знал. Было решено, что на следующий день Лена организует музыкальное занятие, на котором она выучит со всеми эту песню. Конечно, роль музыкального руководителя Лена взяла на себя». В дальнейшем с большим удовольствием родители Лены принимали участие в других музыкальных играх, организованных дочкой.

Для развития детского музыкального творчества требуется  большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их помогают родители. Это различные музыкальные лесенки из оргстекла, фланелеграф, который используется во всех видах музыкальной деятельности детей, ширмы к различным театрализованным играм в группе, детский проигрыватель, который работает так же, как и обычный, настоящий, оформление музыкальных уголков, отдельных музыкально- дидактических игр, изготовление различных атрибутов к праздничным утренникам. Так, для танца мальчиков-гномов на новогоднем празднике папа Стасика выточил на станке топорики, а волшебный колодец и золотой ключик, сказочный домик для снегурочки сделал папа Вовы. Родители помогают нам шить костюмы для детей, участвуют в оформлении зала.

Выполнение  таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения. Они вместе с нами радуются нашим удачам.

Родители с  большим желанием выезжают с детским оркестром на концерты в школы, кинотеатры, на завод, дважды дети выступали по телевидению и перед участниками районной краевой конференции по дошкольному воспитанию. Родители помогают организовывать выезды детей по праздничному городу, к памятнику В. И. Ленина, в воинскую часть и т.д.

У нас стало  традицией приглашать родителей  на утренники не только в качестве гостей, а как активных участников. Так, в День Советской Армии папа Игоря пришел с матросами своего корабля. Они рассказывали о службе на корабле, пели и играли вместе с детьми. А в конце праздника подарили детям альбом с фотографиями своего корабля, настоящие бескозырки, каждому дали значок. На праздник 8 Марта дети приглашали своих мам и бабушек танцевать, и чувствовалось, что дети уже давно разучили движения «Маминого вальса» со своими родителями. Каждый хотел, чтобы его мама приняла участие в организованной музыкально-дидактической игре. Например, в развлечении «Люблю просторы русские» мама Любы спела песню о Родине И. Дунаевского. Все дети с интересом слушали ее.

Большая работа проводится с родителями детей, занимающихся в детском музыкальном оркестре. Для этой группы родителей 2—3 раза в течение года проводятся собрания. Родителям разъясняем, какую роль играют занятия в оркестре для развития личности ребенка, знакомим с инструментами, на которых играют их дети, даем некоторые консультации: «Как лучше освоить музыкальный инструмент», «Музыка вне сада», «Какой инструмент лучше купить ребенку» и др. Такие встречи обычно заканчиваются выступлением ребят. В конце года некоторым родителям, дети которых имеют хорошие музыкальные данные, советуем продолжить музыкальное обучение и даем письма-рекомендации в музыкальные школы города.

связь СО ШКОЛОЙ

Дошкольные  учреждения, являясь начальным звеном единой системы народного образования, призваны осуществлять всестороннюю подготовку детей к школе. Безусловно, большую роль в этой подготовке занимает умственная деятельность дошкольника, привитие ему умения учиться, развитие познавательного интереса. Кроме этого, ребенок должен приобрести определенную физическую и нравственную закалку, необходимые трудовые навыки. От взрослых, и прежде всего педагогов, зависит наличие у воспитанника качеств человечности.

В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком, когда  услышал шепот листьев и песню  кузнечика, журчание весеннего ручья  и звон серебряных колокольчиков, жаворонка  в бездонном летнем небе, шорох  снежинок, ласковый плеск волны и  торжественную тишину ночи,— услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»1. Этому умению мы и должны научить наших питомцев. Истоки формирования у завтрашнего школьника чувств прекрасного таятся в организации музыкального воспитания в детском саду.

Информация о работе Музыкально-дидактические игры для дошкольников