Музыкально-дидактические игры для дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Поставленные «Программой воспитания в детском саду» задачи по музыкальному воспитанию реализуются посредством основных форм организации детской деятельности: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность в свободное от занятий время, когда по инициативе детей возникают игры с пением, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые.

Файлы: 1 файл

Музыкально-дидактические игры для дошкольников.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Для детей старшего возраста мы часто используем магнитофон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействует на ребят. Инструментальная музыка вообще отличается многообразием средств выразительности, что и привлекает маленьких детей. Некоторые занятия для ребят старшей и подготовительной групп мы начинаем со звучания марша в исполнении духового оркестра. У детей появляется более приподнятое настроение и при этом большая четкость в выполнении движений.

Прослушивание грамзаписи русских народных мелодий  знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску» и др. Овладение детьми различными музыкальными навыками дает возможность проводить эти игры более интересно.

Организуются  эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лишь следит за ходом игры. И это правильно: так как, с одной стороны, он не мешает детям свободно импровизировать, а с другой — при необходимости может направить внимание детей на характер музыки, ее темповые изменения.

Движения плясок, хороводов, разученных на занятии, ребята включают в свои игры, используя при этом озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Так, к пляске «Калинка» (русская народная песня) девочки придумали движения с ложками: на вторую часть музыки отстукивают ритмический рисунок мелодии, изменяя положение рук (вправо, влево, вверх, вниз), затем на первую часть музыки девочки плавным хороводным шагом обходят друг друга, низко кланяясь в конце музыкальной фразы, мальчики аккомпанируют на балалайках.

Когда дети устраивают концерты для кукол, они, как правило, составляя программу этого концерта, включают пляски с элементами импровизации, а некоторые песни драматизируют. Например, песню «Савка и Гришка» (белорусская народная мелодия в обработке В. Герчик) дети любят обыгрывать, но не все охотно исполняют роль деда. Воспитатель решил помочь детям. По его просьбе родители сделали для деда заборчик и скамейку, необходимые по содержанию песни, затем вместе с детьми раскрасили их. Драматизация песни стала проходить интересно, уже никто не отказывался играть роль деда, так как все поняли, что эта роль не второстепенная: дедушка показывает Савке и Гришке, как играть на дудочке. Каждый, исполняющий роль деда, старался придумать свой ритмический рисунок мелодии на дудочке. С целью развития у детей творчества воспитатели часто предлагают обыгрывать эту песню без музыкального сопровождения. Кто-то из ребят участвует в драматизации, остальные поют песню.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.

Примерные планы музыкальных занятий, на которых  используются музыкально-дидактические  игры

Первая  младшая группа

1. Марш Э. Парлова. Ходьба. Учить детей начинать и заканчивать ходьбу точно с началом и окончанием музыки. Упражнение «Ловкие ручки» Е. Тиличеевой. Развивать умение согласовывать движения с музыкой.

2. Слушание «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой. Развивать желание слушать вокальные произведения в исполнении взрослых. Использовать игрушки (мишка, кроватка).

3. Пение «Серенькая кошечка» В. Витлина — исполнить для определения. Использовать для обыгрывания «волшебный ларец» и кошку (бибабо). Побуждать детей к подпеванию.

4. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки». Учить детей различать на слух звучание колокольчика, дудочки, музыкального молоточка, ритмических палочек. Использовать соответствующие игрушки.

5. Пляска «Приседай»— эстонская народная мелодия. Побуждать детей выполнять движения под музыку и пение взрослых.

Вторая  младшая группа

1. Марш А.  Богословского. Приучать детей  двигаться в соответствии с  характером музыки.

Упражнение  «Пальчики и ручки» — русская  народная мелодия. Развивать умение реагировать на двухчастную форму музыки.

2. Слушание «Куклы» М. Старокадомского. Познакомить с песней, рассмотреть иллюстрацию. Воспитывать способность слушать музыку, не отвлекаясь.

3. Пение «Петушка»— русская народная песня. Учить детей петь напевно, правильно передавать мелодию. Предложить кому-либо из детей (Оле, Саше) отхлопать ритмический рисунок песни или отстучать музыкальным молоточком — «сыграть» песню.

«Зима» В. Карасевой. Петь протяжно, внятно произносить слова. Предложить спеть песню с воспитателем без музыкального сопровождения.

4. Музыкально-дидактическая игра «Определи». Учить детей узнавать музыку, характеризующую медведя, зайчика, птичку. Использовать лесенку из трех ступенек и соответствующие игрушки.

5. «Игра с куклой» В. Карасевой. Развивать желание выполнять движения под музыку.

Средняя группа

1. Марш Ф.  Надененко. Ходьба в колонне  по одному. Приучать детей точно  начинать и заканчивать движение  с музыкой.

Упражнение  «Барабанщики» Д. Кабалевского. Самостоятельно менять движение в соответствии с трехчастной формой музыки.

2. Пение. «Флажки»  Е. Тиличеевой. Предложить спеть  попевку и палочками постучать ритмический рисунок. Сыграть мелодию на металлофоне (учить детей правильно держать молоточек при игре на инструменте). «Строим дом» Е. Тиличеевой — продолжить разучивание. Брать дыхание между музыкальными фразами. «Наша мама» Е. Тиличеевой. Выразительно исполнять песню, предложить спеть подгруппе детей.

3. Слушание «Песенки  зайчиков» М. Красева — исполнить  для определения. Развивать желание  слушать и узнавать знакомое  произведение.

4. Музыкально-дидактическая  игра «Отгадай бубенчики». Определять  на слух звучание одного из трех колокольчиков.

5. Русская пляска  с балалайками. Использовать музыкальные  игрушки в пляске, выполнять с  ними различные движения.

Старшая группа

1. Марш Д. Кабалевского. Ходьба. Учить детей менять направление движения в соответствии с двухчастной формой музыки. Ходить легко, ритмично.

Упражнение  «Передача платочка» Т. Ломовой. Учить детей выполнять движения плавно, в такт с музыкой.

2. Слушание «Марша» Д. Шостаковича — первоначальное слушание. Раскрыть содержание и характер произведения, рассмотреть иллюстрации.

3. Пение. «Лесенка» Е. Тиличеевой. Спеть несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Использовать лесенку из пяти ступенек. Предложить передать движение мелодии на губной гармошке (триоле). «Голубые санки» М. Иорданского. Учить детей петь выразительно, без напряжения, легким звуком. «Песня про елочку» Е. Тиличеевой. Правильно передовать мелодию, слушать свое пение и пение других детей. «Гуси-гусенята» Ан. Александрова. Выразительно исполнять песню, предложить спеть песню с солистом (Саша, Света). На слог «га-га-га» подыграть на триолах 3—4 детям.

4. Музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». Учить детей узнавать знакомые песни по мелодии, сыгранной на металлофоне, уметь назвать композитора.

5. Пляска «Матрешки» Ю. Слонова. Учить выполнять легкие пружинящие движения ногами, красиво и ритмично взмахивать платочками.

6. Игра «Ловишки» И. Гайдна. Развивать активность и внимание.

Подготовительная  к школе группа

1. Ходьба с  ускорением и замедлением движения. Выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с динамикой. Упражнение «Веселые скачки» В. Можжевелова. Добиваться легких и ритмических движений.

2. Слушание «Детской польки» М. Глинки (грамзапись). Воспитывать умение слушать инструментальную музыку, определять характер произведения.

3. Пение распевки «Качи»— русская прибаутка. Правильно передавать мелодию, ритмический рисунок на металлофоне. Предложить показать на фланелеграфе кружочками-нотами движение мелодии. «Праздник веселый» Д. Кабалевского—дальнейшее разучивание. Брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. «Патока с имбирем»—русская народная прибаутка. Петь выразительно: напевно, легко, ясно произносить окончания слов. «Гуси» А. Филиппенко. Предложить спеть, усиливая звучание. Исполнить песню с сопровождением и без него, правильно передавать мелодию.

4. «Парная пляска»— карельская народная мелодия. Танцевать выразительно, непринужденно. Отрабатывать тройной притоп.,

5. Музыкально-дидактическая игра «Узнай и повтори». Расширять и закреплять знания детей о музыкальных инструментах, учить узнавать их по звучанию, уметь передавать ритмический рисунок на инструменте.

6. Игра-хоровод «Здравствуй, осень» В. Витлина. Учить точно соотносить движения с текстом хоровода, выразительно передавать содержание игры.

ПРИМЕРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Мама-утка поет:

Дети, у которых  на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы).

Утята отвечают:

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Чудесный  мешочек

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Подумай и отгадай

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка (рис. 7).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Птицы и птенчики

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика, рис. 8).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти

 

Рис. 7. «Вы правильно  подняли карточки. Это песенка  про зайчика. Он тоже хочет еще  послушать песенку»

 

Рис. 8. Оборудование к игре «Птицы и птенчики»

и поставить  игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Курица  и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы

(курица и  цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Угадай-ка

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

Информация о работе Музыкально-дидактические игры для дошкольников