Музыкально-дидактические игры для дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Поставленные «Программой воспитания в детском саду» задачи по музыкальному воспитанию реализуются посредством основных форм организации детской деятельности: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность в свободное от занятий время, когда по инициативе детей возникают игры с пением, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые.

Файлы: 1 файл

Музыкально-дидактические игры для дошкольников.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Для определения  звуков по высоте можно использовать и такой прием. Малыши слушают  мелодии, характеризующие любимые  детские игрушки: медведя, зайчика  и птичку. Дети определяют музыку и  ставят соответствующую игрушку  на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика — на среднюю, птичку — на верхнюю): «Вы сыграли про медведя, он большой и тяжелый, может стоять на нижней ступеньке». Таким образом игровая форма задания дает возможность подвести детей к пониманию низких, средних и высоких звуков.

Обычно для  распевок берут несложные музыкальные  фразы из» знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок, в дальнейшем отстучать его музыкальным молоточком на бубне или металлофоне (на одной пластинке).

В средней группе задания усложняются. Ритмический  рисунок распевки берется немного  сложнее. В этой группе дети должны уже уметь самостоятельно исполнить  ритмический рисунок попевки  на одном звуке какого-либо музыкального инструмента (металлофоне, триоле, губной гармошке).

В музыкально-дидактических  играх детей этого возраста могут  быть использованы и ударные инструменты: различные погремушки, угольники, бубны. Через 2—3 занятия ребята, как правило, уже могут исполнить ту или иную попевку сразу на нескольких инструментах, нажимая определенную клавишу, кнопку. Получается целый оркестр, что доставляет всем немалую радость.

В старших группах  проводится более разнообразная  работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук. «Звук тянется дольше»,— говорит ребенок.

Движение мелодии  вверх, вниз можно проиллюстрировать  на музыкальной лесенке с пятью ступеньками. Ребенок показывает всем как звучит мелодия, передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз. После этого детям можно предложить другую попевку и обратить их внимание, что здесь, помимо движения мелодии вверх, есть два звука, которые находятся на одной высоте. Продемонстрировать это движением руки вправо на одном уровне (рис.4,5)

Большую помощь в работе музыкального руководителя может оказать фланелеграф. Фланель с изображением нотного стана (пяти линеек) натягивается на демонстрационную доску.

Ноты-кружки (с  обратной стороны наклеена фланель) накладываются на какую-либо линейку или между линейками. Выкладывая ноты-кружки (рис.5), дети учатся правильно передавать мелодию знакомой песни: определять звуки по высоте; движение мелодии (вверх, вниз).

Для развития ритмического чувства используются различные  музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, можно взять народную прибаутку «Андрей-воробей».

Вначале с детьми разучивается сама прибаутка, т. е. слова и мелодия. А затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.

Различные попевки, прибаутки могут звучать в  следующих дидактических играх: «Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?» и др.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Для того чтобы  ребенок лучше понимал музыкальное  произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы опять-таки обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: «Это музыка веселая и быстрая» или «Музыка медленная и печальная» и т. д. Кроме того, применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.

Слушание музыки играет большую роль в развитии самостоятельной музыкальной деятельности ребенка. Хороших результатов в этой области можно добиться лишь при условии определенного уровня музыкального развития, которое дети получают прежде всего на музыкальных занятиях. Как будет оно построено, какие поставлены и достигнуты цели, станет результатом активного участия детей в организации различных музыкально-дидактических игр, а следовательно, окажет помощь в развитии детской музыкальной деятельности.

Во время  слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут  «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Все это способствует лучшему восприятию материала, его  осмыслению и запоминанию. Например, в «чудесный мешочек» могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям  в гости на занятие. Звучат знакомые мелодии: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова или «Медвежата» М. Красева. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка. Они здороваются с детьми, кланяются. Это могут быть обыкновенные мягкие игрушки или куклы бибабо. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.

Еще более интересную музыкально-дидактическую игру можно провести во всех возрастных группах. Называется она «В лесу». В кармашки планшета можно вставлять различные картинки, соответствующие содержанию любой песни, пьесы. Дети подготовительной группы могут встретиться в этой игре и с Чебурашкой, и с крокодилом Геной, и с Винни-Пухом. Таким образом можно включить в эту игру непрограммйые произведения. Причем ребята должны не только узнать песни о любимых героях мультфильмов, но и уметь передать мелодию каждой из них.

Постепенно  благодаря играм дети приобщаются  к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза). Например, в пьесе «Детская полька» М. Глинки дети различают три ее части (первая и третья одинаковые).

Для закрепления  пройденного материала в разделе  слушания музыки хорошо использовать в группах старшего возраста музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь. Обычно дети узнают произведение уже по вступлению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослушивания «Детской польки» М. Глинки. А вот на картинке яркая красочная кукла в нарядном платье, она улыбается. Ребенок поднимает эту картинку, прослушав «Новую куклу» П. Чайковского.

Игра «Музыкальная шкатулка» также может быть использована для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях. Дети часто организовывают эту игру в свободное от занятий время.

В старших группах  дети знакомятся с различными инструментами, произведениями известных русских и советских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой и других. В нашем саду имеются портреты этих композиторов, с творчеством которых знакомят ребят на музыкальном занятии. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показывают портрет П. Чайковского и предлагают назвать его произведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее число фишек.

В игре «Какая музыка?»  дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеона, скрипки, флейты, арфы и др.). Число играющих зависит от количества раздаточного материала, т. е. карточек, рисунки которых изображают вокальную и инструментальную музыку. Игру эту можно провести, используя грамзапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню). Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного опроса всей группы раздаются карточки с изображением определенного вида музыки, и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку.

Большое влияние  на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это мелодии: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Бай-качи, качи», «Чики-чики, чикалочки», игровые песни для младших; дошкольников «Петушок», «Ладушки». Русские народные мелодии легко запоминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, арфе, аккордеоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.

Слушание произведений в грамзаписи — один из приемов  восприятия музыкальных произведений. Музыкальная игра «Концерт» наполняет детей эмоциональными впечатлениями, создает приподнятое настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Концерты как бы подводят итог пройденного материала.

Использование музыкально-дидактических игр в  процессе ритмических движений

Одним из видов  музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что .необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2 лет  желательно использовать в музыкально-дидактических  играх разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей выполнению несложных действий под музыку. Непример, перед занятием воспитатель или музыкальный руководитель надевает на руку куклу бибабо (петрушку, зайчика, петушка) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. п. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать» М. Красева или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности.

Умению согласовывать  движения с музыкой следует обучать  детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком. Двухлетние дети с удовольствием исполняют пляски, состоящие из этих элементов. На музыкальных занятиях необходимо побуждать каждого малыша к действиям, не настаивая и не требуя. Пусть даже малыш первое время не будет участвовать в пляске, а просто будет наблюдать за детьми. Постепенно, вначале очень робко, затем смелее, он станет выполнять со всеми детьми те или иные движения, включаясь в общий ритм. Активность двигательной реакции при этом будет определяться и музыкальным произведением, и забавным петушком в руке воспитателя. Все это говорит о том, что музыкальный руководитель и воспитатель должны тщательно продумать весь ход проведения на занятии музыкально-ритмических движений, особенно внесение музыкально-дидактической игры, различных игровых действий, привлекательных для малыша.

Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет  им достаточно выразительно выполнять  движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнить различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Всему этому детей обучают на занятиях. Творческие задания на музыкально-ритмические движения мы пытаемся сочетать с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предложили детям придумывать свои движения. Показали различные иллюстрации с пляшущими клоунами, петрушками, напомнили о цирковых представлениях с участием клоуна, при этом отметили, что движения клоуна должны быть музыкальными и веселыми. Действительно, движения детей были настолько интересными, разнообразными, согласованными с ритмическим рисунком пьесы, что мы составили вместе с детьми общую пляску клоунов. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности, двигаться под музыку (вначале это плясовые мелодии, затем небольшие пьесы).

Таким образом, надо активно развивать и обогащать  двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

Интересные  игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкального произведения. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый танцевальный характер музыки. Наташа говорит: «Это музыка — танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело»— и пошла по залу подскоками. Миша придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый шаг польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.

В свободное  от занятий время мы предложили детям  задание: придумать композицию танца, при этом организовали как бы соревнование между подгруппами — кто больше и лучше придумает движений. Дети договаривались между собой, какие элементы движений включить в общий танец. Обычно эти танцы наиболее любимы ребятами, и мы вводили их в сценарий утренников.

Информация о работе Музыкально-дидактические игры для дошкольников